Игровая программа "Правовой турнир"
материал по обществознанию на тему
Целью игры является формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy_turnir.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсно - игровая программа «Правовой лабиринт»
Цели:
1. Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.
2. Закрепление знаний Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.
3. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.
4. Воспитание сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
Форма проведения: игра- конкурс
Участники: дети среднего и старшего школьного возраста
Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.
Ход мероприятия:
Слайд 2
Выходят чтецы.
1-й чтец: Всё лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь, А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец: Свободно жить под солнцем и луной, И восхищаться красотой земной; Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь;
1-й чтец: Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом; Свободу мысли, слова я имею, Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец: А подрасту - поможет мне держава Работу выбрать – имею право. Ну а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник…. Досугу - час, А школе - всё внимание. Использую я право, На образование.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
Слайд 3
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.
Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Слайд 4
Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях мы проведём конкурсно - игровую программу «Правовой лабиринт». Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход». Вызываются два добровольца. Ведущий задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос « Кому бы, вы доверили нести рюкзак?». Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды.
Командам вручаются конверты. В них лежат карточки с названием команды (всего две команды). Займите места за столом с соответствующим названием.
Следить за игрой и определять победителей будут люди, хорошо знающие законы и обязанности взрослых и детей. Это, директор, завучи по учебной и воспитательной работе.
Ведущий: Игра начинается.
Слайд 5
1 Задание: «Азбука права». Сейчас я буду читать вопросы. Если вы готовы дать ответ, поднимите руку. Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово. Список слов вы видите на экране.
- До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет)
- Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)
- Основной закон государства. (Конституция)
- Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения. (Право)
- Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие. (Преступление)
- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
- Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами,
которые его подписали. (Конвенция)
Слайд 6 (заставка)
Ведущий: А сейчас предлагаем вам посмотреть сценку «Чужой телефон».
Выходят дети с портфелями и кладут их.
1 - Ты не пойдешь на физкультуру?
2 - Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме 2. Она садится и начинает рисовать.
2 - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у 1.
2 Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит 1.
1 - Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?
2 - А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?
Высказываются дети.
- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
2 Задание: « Шифровка».
Ведущий: Командам раздаются конверты с шифровками. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
1 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.
2 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны. Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными
3 набор: Изучать, не, того, решит, у, времени, не останется, кто, все, их, законы, нарушать. У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать.
4 набор: Закон, ничто, плохо, как, то, мы, каждый, знать, должен, так, не знаем что. Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон.
3 Задание: «Путешествие в сказку».
Сейчас задание для команд. Вы будите рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.
Слайд 8
Давайте посмотрим на слайд «Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Слайд 9
«Буратино идёт в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.
Слайд 10
«Гадкий утёнок» - все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Слайд 11
«Доктор Айболит» - право на получение медицинской помощи и лечения.
Слайд 12
«Золушка» - право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.
Слайд 13
«Ледяная избушка» - право на неприкосновенность жилища.
Слайд 14
Слайд 15
4 Задание: «Определи преступление».
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно определённое преступление команда получает по 1 баллу. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 8 баллов.
№ | Преступления | Юридическое название |
Иван исписал стены дома надписями «7а» – самый лучший класс!» | Вандализм | |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража | |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон | |
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма | |
Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство | |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство | |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление | |
Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Это разрешается – это запрещается». Я читаю стихи, а вы хором отвечаете, что запрещается, а что разрешается
1. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это …(разрешается)
2. Рисовать и петь, учиться.
Если заболел – лечиться.
Это … (разрешается)
3. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
4. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго …(запрещается)
5. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это …(разрешается)
6. Трудится маленький ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Тоже … (запрещается)
7. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
5 Задание: «Отгадай кроссворд».
По горизонтали:
1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день
Слайд 16
Ведущий: А сейчас я приглашаю 3 человека от команды. Проведём игру «Я знаю Конвенцию…». Необходимо, вынуть из мешка любой предмет и глядя на него найти карточку на столе, какое право Конвенции ООН можно применить для данной игрушки.
№ п/п | предмет | Статьи Конвенции… |
1 | Сердце (мягкая игрушка) | ст.6. Право на жизнь… |
2 | Бейдж, паспорт ит.д.
| ст.7. Право на имя… |
3 | Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д. | ст. 13. Право свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию… |
4 | Иконы (календарь) | ст. 14. Право на свободу мысли, совести и религии ст. 30. Право пользоваться своей культурой… |
5 | Таблетки | ст.24. Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения… |
6 | Нож (игрушка) | ст. 19. Защита от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения… |
7 | Кисточка для рисования, карандаши, ручка т. д. | ст.28. Право на образования |
Слайд 17
Ведущий: Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение к вам, детям.
- Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?
(Обязанности: уважать старших и друг друга, уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.)
Ведущий: Назовите правоохранительные органы, которые стоят на защите прав человека.
Слайд 18
Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности. Давайте их озвучим. (Озвучивают представители команд)
Ведущий:
Наши поступки… Всегда ли они приносят добро людям? А себе самому? Ведь ещё Сократ много веков назад решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Кто не знает, что грабить, насиловать, убивать, красть… не только безнравственно, но и противоправно? А почему-то грабят, убивают, крадут… Скажете – это жизнь. Да, это и многое другое – красивое и безобразное, истинное и ложное, доброе и злое есть жизнь. Десятки, сотни, тысячи вопросов… Один другого мудрее, противоречивее, неразрешимее. Однако разрешать их надо, иначе как жить дальше? Послушайте , пожалуйста, притчу.
Слайд 19
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Слайд 20
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Слайд 21
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Слайд 22
Ведущий: Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. Справедливость.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.
4.Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. Воспитанность.
5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются Обязанности.
Слайд 23
Слово жюри, подведение итогов конкурса.
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, мы с вами ответим на викторину
«В шутку о серьезном»
23 слайд. 1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)
24 слайд...25 слайд. 2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)
26 слайд. 3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)
27 слайд…28 слайд. 4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)
29 слайд…30 слайд. 5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)
31 слайд. 6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)
32 слайд. 7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)
33 слайд… 34 слайд. 8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)
Вопросы первой команде:
1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум.)
2. Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)
3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)
5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)
6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права.)
7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)
Вопросы второй команде:
- Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)
2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)
3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)
4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)
5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)
6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс.)
7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция.
Ответное слово жюри
Слайд 24
Ведущий: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам законов, которые мы должны не только знать, но и соблюдать. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Пока мы не поймём этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будите всегда исполнять свои обязанности. Я предлагаю закончить нашу игровую программу песней «Большой хоровод»
Слайд 25
Благодарим за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа по математике "Турнир смекалистых", 5 класс
Внеклассное мероприятие по математике, составленное в игровой форме для учащихся 5 классов....
Сценарий спортивно-игрового турнира «Готов ты Родине служить?»
Рекомендуется для проведения мероприятий, посвещенных Дню Защитника Отечества....
Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)
Конспект урока по литературе в 5 классеИгра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(игровые технологии на уроке литературы)...
Игровая программа "Правовой турнир"
Игровая программа по праву для учащихся 6-9 классов...
Игровая программа "Рыцарский турнир"
Игровая программа проводится в рамках празднования 23 февраля....
Игровая программа "Турнир знатоков"
Необходимость правового воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает, что было подчеркнуто и в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., озаглавленном «Образование: со...
Рыцарский турнир - конкурсно-игровая программа для учащихся 5-6 классов ко Дню Защитника Отечества.
Конкурсно-игровая программа для учащихся 5-6 классов....