урок обществознания в 10 классе
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Урок обществознания в 10 классе
Кто есть человек?
Бадмаева Эльвира Чойжалсановна
Учитель обществознания и права
МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Цель: определить феномен человека на основе анализа образов, представленных в литературе, философии и реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
- раскрыть сущность человека (на примерах из философии, литературы и реальной жизни);
- способствовать развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической речи;
- способствовать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_v_10_klasse.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 10 классе
Кто есть человек?
Бадмаева Эльвира Чойжалсановна
Учитель обществознания и права
МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Цель: определить феномен человека на основе анализа образов, представленных в литературе, философии и реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
- раскрыть сущность человека (на примерах из философии, литературы и реальной жизни);
- способствовать развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической речи;
- способствовать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности.
Вводно-мотивационный этап:
Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать Вас сегодня на уроке…… (настрой на доброжелательный диалог)
Вопрос: Ребята, а вы часто задаете себе вопрос : «Кто я? Какой Я есть? кем хочу стать? каким буду? И т.д. Каким одним словом можно объединить все эти вопросы. Чем вы занимаетесь, когда сами себе задаете вопросы? (предполагаемые ответы-самооценкой, самоанализом, самопознанием)
Пригласить желающего на диалог с самим собой. Дать зеркало и предложить в двух трех словах описать себя….Кто я? Какой я? И т.д. (индуктор)
Прием остановка с чтением…прочитать притчу:
(Притча) В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:
"Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?"
Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни..
В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:
— Кто вы?
— Я, Джон Смит.
— Нет, это имя, но кто Вы?
— Я телерепортёр такой-то компании..
— Нет. Это профессия, но кто Вы? (прервать чтение)
Предложить продолжить диалог….Как вы думаете что ответил репортер…
Прочитать полный вариант притчи:
— Я человек, в конце концов!..
— Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?..
Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.
Монах заметил:
— Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть.
Репортер ответил, что он человек…и каждый из нас здесь сидящих в первую очередь на такие вопросы…ответит, что он человек
О чем мы будем говорить сегодня? Как мы обозначим тему урока?Какова цель сегодняшнего урока? (ответы учащихся)Раскрыть сущность человека.
Операционно-содержательный этап:
- Так кто есть ЧЕЛОВЕК? Как вы ответите на этот вопрос?
Составление кластера… (определение, основанное на личностном опыте)
- Образы «Человека» в философии
А вот что говорят философы различного времени о человеке. Я вам подготовила несколько высказываний философов
Предложить мнение философов о человеке.
«Человек – это политическое животное». (Аристотель)
«Человек - хрупкий тростник, но тростник мыслящий». (Блез Паскаль)
«Человек – это существо на двух ногах и неблагодарное». (Ф.М. Достоевский)
«Человек – высшая ценность, разумный центр Вселенной, тот пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.» Дени Дидро
С чем вы не можете согласиться? Чьи слова Вы готовы разделить?
( интерактивный диалог)
(Определение собственной позиции, самоопределение, выделение личностно значимых качеств человека, нравственного аспекта в утверждениях философов, уточнение собственных нравственных позиций.)
Образ «Человека» в литературе.
Феномен «Человека» рассматривается не только с точки зрения философии, также особое внимание феномену человека уделяется и в литературе. Вашему вниманию предлагается стихотворение Роберта Рождественского.
Чтение вслух.
Убили парня за здорово живёшь.
За просто так. Спокойно.
Как в игре...
И было это не за тыщу вёрст
от города. А рядом. Во дворе.
Ещё пылали окна...
Между тем он так кричал,
прижав ладонь к груди,
как будто накричаться захотел
за долгое молчанье впереди...
Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался, обрушивался с крыш.
Растерзанный, отчаянный, больной,
нечеловечески огромный крик!
Он тёк по трубам, полз по этажам,
подвалы заполнял и чердаки.
Он ошалело тыкался в звонки!
Ломился в двери и в замках визжал!..
И воздух был почти воспламенён.
И сигаретки прыгали у рта:
«Вот если бы не вечером,
а днём...»,
«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»
И всё. И только молний пересверк.
И всё. И не остановился век...
Какое это чудо — Человек!
Какая это мерзость — человек!
В чем смысл данного стихотворения? Проанализируйте, пожалуйста, данное стихотворение и постарайтесь дать определение феномена человека, с точки зрения образов, представленных в данном произведении.
Интерактивный диалог, вывод определения на основе литературного произведения
- Образ «Человека» в реальных жизненных ситуациях.
Это мы с вами рассмотрели образы человека, представленные в литературе.
А что же в реальной жизни… ??
Сейчас я предлагаю вашему вниманию две реальные жизненные ситуации, в которых мы можем увидеть разные проявления сущности человека.
Итак, внимание на экран…
Просмотр видеороликов.
Какие мысли и чувства у вас вызвал просмотр данных сюжетов?
(анализ, вывод определения)
Рефлексивно-оценочный этап:
В начале урока мы с вами пытались дать определение понятию «Человек». Данное определение основывалось на вашем личностном опыте. Сейчас, пожалуйста, вспомните все образы, которые мы с вами проанализировали и попробуйте ещё раз (каждый в своей тетради) написать определение «Кто есть человек?»
Индивидуальная работа. Ответы нескольких учащихся.
Домашнее задание на выбор: 1. Сочинение –эссе «…Человек – это химера, невидаль, хаос, поле противоречий, чудо!»Б.Паскаль
2. Основываясь на примерах из классической литературы, написать анализ человечного и бесчеловечного поступка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...