поурочные разработки по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
поурочные разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бесценный дружеский союз | 29.36 КБ |
ваши способности | 22.08 КБ |
малая группа | 23.74 КБ |
общество и природа | 24.78 КБ |
межличностные отношения | 13.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Бесценный дружеский союз.
Цель: сформировать представление учащихся о дружбе как межличностном отношении.
Учащиеся должны знать, что:
1) юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности;
2) подлинной основой дружбы является равенство;
3) дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) дружба;
2) групповая солидарность.
Учащиеся должны уметь:
1) определять особенности отличия дружбы от других видов межличностных отношений;
2) аргументировать свои ответы;
3) объяснять основные понятия.
Тин урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос.
1. Что такое малая группа, какие признаки лежат в основе деления малых групп?
2. Приведите примеры групповых норм и санкций.
3. Проанализируйте высказывания, приведенные в разделе «Говорят мудрые». Выскажите свое мнение относительно этих высказываний. Согласны вы с ними или нет?
III. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Дружба как межличностное отношение.
2. Юношеский идеал дружбы.
3. Несовместимость дружбы с эгоизмом.
1. Беседа по вопросам.
- Вспомните, как вы встречали новеньких, когда они приходили к вам в класс?
- А как новенькие чувствовали себя?
-- Было ли страшно идти в новый класс и почему?
- Долго ли у вас не было друзей?
- Почему класс долго не принимал новенького?
2. Работа с текстами.
- Прочитайте рассказ «Полли делает шаг навстречу».
- Как вы думаете, почему так называется рассказ?
- Что помогло Полли преодолеть одиночество в новом классе?
ПОЛЛИ ДЕЛАЕТ ШАГ НАВСТРЕЧУ’
Полли была очень взволнована. Наконец-то они переезжали. Ей, конечно, нравилось жить в деревне, но все-таки это целое приключение - перебраться в новый дом, да еще в городе! У нее будут соседи, и она подружится с новыми детьми.
Полли так недоставало всего этого на ферме. Ей также не терпелось пойти в новую школу. Мама уже купила ей новую форму и пенал. Когда Полли вошла в класс в понедельник утром, все дети уже сидели за партами и занимались. Учительница представила ее классу и попросила, чтобы к ней относились хорошо.
Полли огляделась. Все дети работали друг с другом, и, казалось, никто не замечал ее. Она увидела два свободных стула и села на один из них. Вынув свой новый пенал, она положила его на парту.
- Вы посмотрите на нее, - сказал кто-то. - Она думает, что она лучше всех.
- Послушайте, как она говорит, - продолжал кто-то другой.
«Это несправедливо, - подумала Полли. - Я не могу изменить свою манеру говорить. Они сами говорят смешно». И Полли очень обрадовалась, когда учительница подошла и пригласила ее работать с группой детей за другим столом. Келли и Пауль разговаривали с Полли и помогали ей в работе. Полли была очень рада, что они так добры к ней. Однако во время перемены они убежали играть и оставили ее одну. То же самое произошло и на следующей перемене. Через две недели Полли привыкла, что ее оставляют одну во время перемен. Затем две девочки из класса стали задираться. Они, к примеру, просили у нее ластик, а потом не отдавали его. А как-то раз они спрятали ее курку за шкафом, и Полли пропустила почти всю перемену, пока искала ее.
Школа перестала ей нравиться. Однажды она сказала маме, что плохо себя чувствует, и та разрешила ей остаться дома. На следующий день повторилось то же самое, но так как это была пятница, мама опять позволила ей не идти в школу. «Возможно, ей будет лучше в понедельник», - подумала она, начиная волноваться за дочь.
К субботе, казалось, Полли было намного лучше. В этот день тетя Джейн и ее дочка Сэм приехали к ним в гости. После обеда Полли и Сэм пошли в сад искать улиток. Улитки были частью их «природного музея», как его называли девочки.
Они уже нашли несколько великолепных представителей класса улиток, когда Сэм спросила свою сестру о ее новой школе.
- Ничего, - равнодушно ответила Полли, - в классе есть две хорошие девочки. Я сижу с ними за одной партой.
- Они что, твои подруги? - спросила Сэм.
- А-а-а, что-то вроде этого, - ответила Полли. - Но они как будто не замечают меня на перемене.
- А ты не хочешь спросить, не можешь ли ты с ними поиграть?
- Ну, я однажды так и сделала, а они ответили, что они вовсе и не играют и не делают нечего интересного. Тогда я просто пошла поговорить с одной из учительниц.
- Тогда играй с кем-нибудь другим. Я бы, по крайней мере, сделала так.
- Я не хочу, - Полли начинала сердиться. - Все остальные в классе просто ужасны. А две девочки постоянно задираются. - Полли на секунду замолчала, глядя на огромную улитку, пытавшуюся перелезть через всех остальных. - А ну, перестань ты, задира! - сказала Полли и отсадили улитку на место, подальше от остальных. Потом она понизила голос:
- Ты умеешь хранить секреты, Сэм?
- Конечно, я ведь не проговорилась в тот раз, когда ты порвала платье, упав с дерева.
- Ну, это несерьезно, так, ерунда. Это другое дело. Сейчас я тебе расскажу настоящий секрет, и ты должна дать мне слово, что не проболтаешься.
- Ну, хорошо. Что там? - спросила Сэм.
- На прошлой неделе я притворилась больной, чтобы не ходить в школу, - сказала Полли. - Мама бы меня убила, если б узнала, что на самом деле у меня не болел никакой живот.
- А моя бы мама меня не убила бы, - сказала Сэм. - Она разрешает мне оставаться дома, когда я хочу.
- Везет тебе. Дай-ка мне эту большую улитку.
Она взяла задиру, и, унеся ее в дальний конец сада подальше от других, посадила там, в высокую траву.
- Вот так, - сказала она, - теперь ты не будешь ползать по всем остальным улиточкам.
- Знаешь что? А ведь этой задире больше всего повезло, - сказала Сэм.
- Что ты имеешь в виду?
- Ну, она одна всем мешала, и как раз ее мы выпустили на свободу. Это несправедливо.
Полли на секунду задумалась. Теперь она знала, как чувствуют себя остальные улитки. Вдруг неожиданно она взяла коробку, в которой они находились, и перевернула ее вверх дном, выпустив всех на траву.
В понедельник Полли сказала, что все еще чувствует боль, но мама настояла на том, чтобы она все-таки пошла в школу.
Когда она пришла туда, то заметила, что Келли была одна. Пауль заболела ветрянкой и должна была сидеть дома целую неделю. Девочки вместе работали в классе, а на перемене вместе играли во дворе. Им было очень весело, и к концу недели они стали лучшими подругами. Две другие девочки, казалось, больше не трогали Полли, а если они иногда и задевали ее, то теперь, когда у Полли была подруга, она почти не замечала их.
Когда Пауль пришла после болезни в класс, настала ее очередь завидовать тому, что Полли и Келли стали друзьями. Сидя за их столом, Пауль наблюдала, как девочки работали вместе, конструируя машину с двигающимися частями. Они, казалось, не замечали, что ей, Пауль, не с кем работать. Она чувствовала себя брошенной и одинокой и во время перемены собиралась отойти в сторону, когда Полли позвала ее.
- Эй, Пауль, ты куда?
С этого момента три девочки стали хорошими подругами.
Вскоре в класс пришел новый мальчик - Адам. Учительница, как обычно, представила его и попросила ребят не обижать новенького. Он выглядел веселым, когда сидел за партой с другими мальчиками и работал с ними на уроке. Но во время перемены он стоял в углу двора один и наблюдал, как остальные играют в футбол. Полли абсолютно точно знала, каково ему сейчас.
Для осмысления прочитанного учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1) Почему Полли стала объектом насмешек мальчиков класса?
2) Хорошо или плохо, если люди отличаются друг от друга?
3) Было ли Полли тяжело от одиночества?
4) Кто мог бы помочь Полли почувствовать себя увереннее?
5) Одобряете ли вы поступок Полли по отношению к Пауль?
6) Всегда ли знакомство переходит в дружбу?
7) Почему не всякое знакомство переходит в дружбу?
- Прочитайте текст «Ушедший на рыбалку» и ответьте на вопросы.
УШЕДШИЙ НА РЫБАЛКУ
Пауль чувствовал себя счастливым: было субботнее утро, и он лежал в постели, размышляя о предстоящем дне. Солнце уже светило через занавески, и от этого ему было особенно хорошо. Пауль собирался навестить своего друга Марка и предложить ему сходить вместе на рыбалку. Он решил взять с собой удочку, которую ему подарили на одиннадцатилетние. «Мы будем гулять весь день, - думал он.
Пауль попросил маму приготовить им с собой несколько бутербродов. У мамы было хорошее настроение, и она приготовила для них его любимые печеные бобы с толстым куском хлеба с маслом.
Пауль быстро позавтракал. Собрав все приспособления для рыбной ловли и положив мамины бутерброды с бобами, он пошел к Марку.
Но когда он постучал в дверь Марка, ее открыла его мама и сказала:
- Разве ты не знаешь? Тебе не сказали в школе? Марк заболел, поэтому он вчера не был в школе и не сможет выйти к тебе и тем более пойти с тобой на рыбалку. Пауль теперь не знал, что делать: пойти ли ему на рыбалку одному или вернуться домой. Проблема состояла в том, что тропинка к реке проходила через гараж, в котором практически постоянно находились Дензил и его друзья. Марк, лучший друг Пауля, и Дензил не любили друг друга. В школе Дензил был лучшим футболистом, но только его друзья могли принимать участие в игре. Пауль тоже любил играть в футбол и в глубине души ему хотелось, чтобы его пригласили в команду, но он дружил с Марком, из-за которого не мог быть с Дензилом в хороших отношениях.
«Может быть, их там не будет сегодня. Может быть, они играют в парке в футбол. Может быть, они ушли куда-нибудь», - с надеждой подумал Пауль и решил пойти на рыбалку один, хотя без Марка ему не очень- то хотелось встречаться с Дензилом.
Однако, когда Пауль вышел на тропинку, он увидел ребят в гараже. Они никуда не ушли. Майк, Джон, Энди и, конечно, Дензил. С ним была Софи, младшая сестра Дензила. Мальчики замолчали, когда Пауль приблизился к ним. Дензил спросил:
- Что ты собираешься ловить сегодня, акул?
Мальчики засмеялись. Пауль прошел мимо них, ничего не отвечая, и вдруг бросился бежать обратно, роняя все, что было у него в руках.
- Берегись! - закричал он.
Проходя мимо мальчиков, он увидел, что Софи, которая стояла сзади них, вытащила палку, вбитую между двумя или тремя железными бочками, лежащими на вершине бетонного уклона. Бочки покатились на нее. Пауль, не раздумывая, бросился ей на помощь. Он успел добежать до бочек раньше, чем они достигли Софи. Он бросился всем телом на первую бочку. Несмотря на то что бочки были пустыми, они оказались намного тяжелее, чем Пауль ожидал. Он свалился на землю и ободрал при падении ноги о бетон. Секунду или две он слышал, что бочки все еще продолжают катиться, однако веса его тела оказалось достаточно, чтобы одна из них изменила направление. Бочка тяжело грохнулась на платформу и остановила две другие.
Софи успела добежать до брата, пока Пауль воевал с бочками. Теперь мальчик лежал на земле, колени его сильно болели, и он оглядывался вокруг в поисках чего-нибудь, чем можно остановить кровь. Он увидел, что Софи в порядке. Дензил стоял, глядя на него и был бледен.
- Если бы с Софи что-нибудь случилось, мама убила бы меня, - сказал он.
Остальные ребята окружили их.
- Ты - герой, Пауль, - заявил Энди.
- Вот твои вещи, Пауль, - сказал Майк, который никогда раньше с ним не разговаривал. Пауль был изумлен. Ребята стояли около него, разговаривали с ним и смеялись, выказывая тем самым свое доверие.
Вопросы:
1) Про кого из героев рассказа можно сказать, что мальчики были знакомы, но не дружили?
2) Что мешало им дружить?
3) Была ли у Пауля возможность подружиться с Дензилом и его командой?
4) А нужна ли Паулю такая дружба? Почему?
5) Попробуйте указать все причины, которые мешали дружбе этих мальчиков.
Ответы учащихся лучше записать на отдельных листах и поместить на доску, чтобы потом продолжить работу над этим перечнем.
Задание 1. Составьте характеристику «идеального друга».
Задание 2. Прочитайте дальнейшее развитие событий в рассказе «Ушедший на рыбалку». Используйте прием «чтение со стопами».
Учитель читает текст, записанный на красной карточке.
Пауль шел рядом с ребятами и испытывал от этого чувство гордости, он опустил руку в сумку и достал мамины бутерброды. Приближалось время обеда.
- Кто хочет бутерброд?
- Я, - сказал Дензил и откусил огромный кусок, но секунду спустя он его выплюнул.
- Фу! - закричал он. Печеные бобы. Это что, плохая шутка, Пауль?
Другие старались не смеяться. «Вчера он бы ударил меня за это», - подумал Пауль.
Работа с текстом на красной карточке:
1) Изменилось ли ваше представление об отношениях мальчиков?
2) Какие из черт характера «идеального друга» «потерял» в ваших глазах или сохранил каждый из героев?
3) Как будут развиваться события дальше?
Зачитывается текст, записанный на синей карточке.
Они поиграли в футбол до обеда, а потом Дензил повел Софи домой. В это время Пауль тоже побежал домой, чтобы отнести рыболовные снасти. Убедившись, что мама не видела его, он вернулся к ребятам. Дензил тоже вернулся, и они поиграли еще. Пауль все время стоял на воротах. Он даже два или три раза поймал мяч. Полдень тянулся долго, было очень жарко, и ребята побрели обратно в гараж.
- Давайте играть в цыпленка, - предложил Дензил. - Мы очень давно в это не играли.
Фронтальная работа:
1) 0 чем этот сюжет?
2) Какая черта «идеального друга» раскрывается в нем?
3) Кто из мальчиков больше стремится стать идеальным другом?
4) Как вы думаете, что произойдет дальше в отношениях Пауля и Дензила?
Учитель зачитывает последний отрывок на зеленой карточке.
- Что мы будем делать? - спросил Майк.
- Я думаю, Пауль будет цыпленком, - сказал Дензил.
Ребята посмотрели на Пауля. Ему было очень весело.
- Хорошо, - сказал Пауль.
Они прошли мимо большого дома и сада, заросшего сорняками. Рядом с садом находился старый сарай.
- Держу пари, что ты не решишься пробраться в этот сарай и принести оттуда что-нибудь в доказательстве того, что ты был там.
- Кто-нибудь подумает, что я ворую, - возразил Пауль. - И потом, как я могу попасть туда. Меня могут увидеть.
- Какая важность, - сказал Дензил. - Вот это и значит, что ты - цыпленок. Попробуй доказать, что это не так.
- Цыпленок! - закричал Майк, хлопая руками, кудахтая и бегая по кругу.
Ребята окружили Пауля.
«Почему именно меня они попросили это сделать?» - думал он, удивляясь, почему он не смог им отказать».
Вопросы:
1) Какая проблема возникла между ребятами?
2) Изменилось ли ваше отношение к действующим лицам?
3) Кто из героев нарушил принцип дружеских отношений и какой? (Дензил повел себя недостойно: толкает Пауля на преступление, унижает его.)
Учитель обращает внимание на вопрос Пауля самому себе: «Почему именно меня они попросили это сделать?» - думал он, удивляясь, почему он не смог им отказать».
Дети высказывают мысль о том, что ребята не успели стать друзьями, что время и трудности проверяют друзей.
4) Можно ли было предвидеть, что хорошие отношения Пауля и Дензила не перерастут в дружбу?
3. Работа с высказываниями и фрагментами из произведений знаменитых людей о дружбе.
Задание 1. Проанализируйте высказывания. Согласны ли вы с теми представлениями о дружбе, которые высказываются.
1) «Верный друг - крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище». (Библия, Спр. 6.14.)
2) «Дружба - это взаимопонимание душ». (Аркадий Давидович.)
3) «Кто завязывает с кем-нибудь тесную дружбу, берет на себя новые обязанности». (Фрэнсис Бэкон.)
4) «Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших». (Эпиктет.)
5) «Ложная дружба наделала больше зла, чем открытая». (Уильям Моррис.)
6) «Не бывает друзей. Бывают минуты дружбы». (Жюль Ренар.)
7) «Друзья, от которых ты зависишь, - твои враги». (Андрей Коряковцев.)
8) «Неразумный друг из дружбы сделает то, чего сто разумных врагов из вражды не сделают». (Кабус.)
Задание 2. Проанализируйте фрагменты из текстов и сделайте выводы о том, как меняется содержание представлений о дружбе. С какими оценками дружбы вы согласны, какие вызывают ваше несогласие, почему?
Фрагмент 1.
«Не многим людям свойственно друзей счастливых чтить и не завидовать».
«Преданность и дружба так же призрачны, как отраженье в зеркале обманчивом».
Фрагмент 2.
«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности».
«Друзья гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети (имеются в виду совместно вырабатываемые духовные качества.
Фрагмент 3.
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей.
Дружба, по Аристотелю, - величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на все прочие блага».
Аристотель подходит к определению дружбы одновременно с нескольких сторон. Во-первых, в зависимости от типа партнера он различает отношения отеческие, братские, родственные, супружеские, соседские, политические, товарищеские и основанные на гостеприимстве. Такая классификация объективна, но вместе с тем содержит указание на специфику связанных с данными отношениями эмоциональных переживаний. Во-вторых, философ разграничивает равные отношения и отношения, основанные на социальном или нравственном превосходстве одного партнера над другим. В-третьих, он дифференцирует характер испытываемых человеком чувств, различая спокойное дружелюбие, расположение и приязнь вообще, индивидуализированные дружеские чувства и страстную любовь, влечение. В-четвертых, Аристотель классифицирует мотивы заключения и поддержания дружеских отношений: утилитарная дружба - ради пользы, выгоды; гедонистическая дружба - ради удовольствия, приятности; совершенная дружба, в которой эти мотивы подчинены бескорыстной любви друг к другу как таковому...
Дружба, основанная на соображениях пользы или удовольствия, не может быть ни истинной, ни прочной. «...Это дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом - из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны непостоянны (в расположении друг к другу). Действительно, когда они больше не находят друг в друге ни удовольствия, ни пользы, они перестают и питать дружбу».
Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения экспрессивных и инструментальных ценностей: «...питая дружбу к другу, питают ее к благу для самих себя, ибо, если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения человека к самому себе. «...Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношения к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «Душа в душу», и «У друзей все общее, и «Уравновешенность - это дружность», и «Своя рубашка ближе к телу...».
Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при желании увидеть свое лицо мы сморимся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга».
Друг - наша «второе Я». Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. «...Близкая дружба - это дружба с немногими», «При товарищеской дружбе не бывает большого числа друзей, да и в гимнах говорится о парах».
Фрагмент 4.
«...В дружбе должен быть незыблем закон - не просить друга о бесчестных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам; ибо позорно и никак неприемлемо оправдание, относящееся как к другим поступкам, так и к случаю, если кто-нибудь сознается в действиях, во вред государству совершенных ради друга».
IV. Закрепление.
Напишите синквэйн со словом «дружба».
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
фраза
существительное (вывод)
Домашнее задание: § 14; опережающее задание: подготовить стихи, рассказы, цитаты о любви.
Предварительный просмотр:
Тема: Ваши способности – в вашей власти.
Цель: показать, что способности человека позволяют ему самореализоваться.
Учащиеся должны знать, что:
1) способности - это индивидуальные особенности личности;
2) способности помогают человеку успешно заниматься определенной деятельностью;
3) человеку не всегда удается реализовать свое дарование;
4) для полноценной жизни необходимо стремление сформировать свой характер, развить свои способности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) способности человека;
2) талант;
3) гениальность;
4) характер;
5) воля;
6) сила воли.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять смысл основных понятий;
2) характеризовать факторы, влияющие на формирование характера человека;
3) обобщать, делать выводы по теме.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка дом. задании.
- Ответьте «да» или «нет»:
1. Потребности человека остаются неизменными во все времена. (Нет.)
2. Потребности зависят от условий, в которых живут люди. (Да.)
3. Человеком движет в достижении цели только материальная потребность. (Нет.)
4. Разумные потребности связаны с пониманием того, что возможности удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены. (Да.)
5. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. (Да.)
III. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Ординарные и неординарные способности.
2. Способность, талант, гениальность.
3. Характер и сила воли.
Изучение нового материала уместно начать с тренинга «Что я умею и чему хочу научиться».
- Подумайте и назовите: что вы умеете делать достаточно хорошо, лучше всего, а чему вы хотите научиться в ближайшем будущем?
Я умею | Мне хочется научиться |
|
|
Подвести учащихся к пониманию способностей.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой- либо деятельности.
Способности человека проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых.
- точка зрения — способности биологически обусловлены.
- точка зрения - особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения, т. е. у каждого человека можно сформировать любые способности.
Задание 1. Объясните, как вы понимаете выражения: «Всякий человек есть творец своей судьбы», «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».
Общие способности нередко называют одаренностью.
- Как вы думаете, что отличает одаренных людей? (Внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; настойчивость в достижении целей, неуемная потребность трудиться, интеллект, превышающей средний уровень.)
Способности могут иметь особо высокий уровень проявления - это «мастерство», «талантливость», «гениальность».
Задание 2. Запишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «мастерство», «талантливость», «гениальность».
Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности.
Задание 3. Приведите примеры данных уровней способностей - мастерства, таланта, гениальности.
- Как связаны между собой понятия «способности», «характер», «воля»?
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.
Задание 4. Приведите примеры волевого поведения.
Вывод. Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть.
Задание 5. Рассмотрите и объясните схему «Феноменология воли». Докажите, что человек всегда делает над собой усилие воли для преодоления препятствий.
Схема 1
Вывод. Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.
Задание 6. Приведите примеры для доказательства влияния мотивационной сферы на волевые качества личности.
Задание 7. Психологический тест.
Оцените, насколько вы волевой человек.
Ответьте самому себе на следующие вопросы:
1. Способен ли ты, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
2. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?
3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает на них другим?
6. Всегда ли ты выполняешь домашнее задания, пусть даже не самостоятельно?
7. Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?
1. Выполняешь ли поручение, которое тебе не совсем приятно?
2. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?
3. Способен ли без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?
4. Есть ли у тебя дни или часы, в которые любишь заниматься одним и тем же делом?
5. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это не интересно, доведешь ли начатое до конца?
6. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
7. Всегда ли выполняешь свои обещания?
8. Регулярно ли анализируешь свое поведение, поступки и делаешь из этого для себя определенные выводы?
А теперь подсчитайте свои очки. За каждый ответ «да» поставьте себе 2 очка, если затрудняетесь ответить или считаете - «не знаю» - 1 очко, если «нет» - 0.
Их сумма и будет свидетельствовать о том, насколько вы - волевой человек.
Если набралось от 22 до 33 очков, вас можно поздравить - с силой воли все в порядке. Человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведете. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Так что есть над чем поработать.
Если набралось от 13 до 21 очков, сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то и не станете за это браться. Вы не берете многое на себя, но свои обещания выполняете. Если вам поручают что-то, вы выполняете, по своей инициативе лишние обязанности на себе не берете. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Да и четких-то целей пока не имеете.
Если набралось 12 и менее очков, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка немало неприятностей и дома, и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте свое поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить самого себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.
Задание 8. Проанализируйте высказывания. Объясните их смысл. Согласны ли вы с автором? Докажите.
- группа - «Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум - только вечное правило для руководства волей». (Фридрих Шиллер.)
- группа - «Сознательная воля - это иллюзия, обманывающая только невежд. Настоящая воля - та, которую создают тайные силы, действующие внутри нас». (Анатоль Франс.)
- группа - «Воля определяется страстью или размышлением». (Фридрих Энгельс.)
- группа - «Слабовольные люди - это легкая кавалерия армии дурных людей». (Николай Шамфор.)
- К индивидуальным особенностям человека, отличающим его от других, относят черты, которые характеризуют его волю, т. е. умение преодолевать препятствия, отношения к другим людям, труду, учебе, самому себе. Все эти особенности обозначаются понятием «характер».
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Характер человека проявляется в системе отношений:
1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость, доброта - злобность, скромность - наглость, простодушие - хитрость, великодушие - мелочность, справедливость - несправедливость и т. д.).
2. В отношении к делу (деловитость - легкомыслие, ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность, корысть - бескорыстие, упорство - вялость, одаренность - бездарность, талантливость - бесталанность, принципиальность - беспринципность и т. д.).
3. В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность, самоуверенность, гордость - приниженность, совестливость - бессовестность, скромность - хвастовство, себялюбие - самоотверженность и т. д.).
4. В отношении к вещам (щедрость - жадность, экономность - нерасчетливость, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость, хозяйственность — бесхозяйственность и т. д.).
5. В отношении к долгу (сознательность - фанатичность, убежденность - формальность, исполнительность - небрежность, верность - неверность, надежность - ненадежность, преданность - вероломство и т. д.).
6. В отношении к природе (турист - домосед, натуралист - на- турофоб, зоофил - зоофоб, гелиофил - гелиофоб, аквафил - аквафоб и т. д.).
7. В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, танцор, поэт, философ, охотник, и проч.).
8. В отношении к излишествам (чревоугодник - воздержанный, курящий - некурящий, кокетливый - некокетливый, моральный - аморальный, многословный - молчаливый, азартный - неазартный и т. д.).
- Как вы думаете, что влияет на формирование характера человека?
IV. Закрепление.
1. Что такое способности?
2. Что влияет на развитие способностей человека?
3. Что такое «мастерство», «талант», «гениальность»?
4. От чего зависит характер человека?
5. Зачем человеку необходима сила воли?
6. Какие факторы влияют на формирование характера?
Домашнее задание: § 3.
Предварительный просмотр:
Тема: Вечные вопросы.
Цель: способствовать формированию у учащихся необходимости осознания связи цели жизни человека и потребностей.
Учащиеся должны знать, что:
1) человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной;
2) каждый отрезок жизни имеет свой смысл, который дает человеку ощущение счастья;
3) сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
4) индивид - человек как один из людей;
5) индивидуальность - характеристика человека в обществе;
6) личность несет в себе определенные ценности, качества;
7) стать личностью - это не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) человек; 5) смысл жизни;
2) личность; 6) способности;
3) индивид; 7) потребности.
4) индивидуальность;
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять смысл основных понятий;
2) определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и как личность;
3) комментировать высказывания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос.
Фронтальный опрос.
Ответить на вопросы для самопроверки и выполнить задания к § 6.
II. Изучение нового материала.
План:
- Кто Я?
- Зачем я живу?
- Что останется после меня?
- Человек, индивид, личность.
- Записать: «Какой я?» и «Каким бы я хотел быть?».
Данный вид работы выполняется учащимися самостоятельно.
- Прочитать стихотворение Н. Заблоцкого, приведенное в § 7, и ответить на в о п р о с ы, которые задаются в этом стихотворении.
Слово учителя.
- Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и не может быть однозначных ответов.
Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное.
- Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».
Люди непременно хотят оставить свой след на земле.
Пытаясь осмыслить свое предназначение, человек приходит к идее бессмертия - бессмертия духа, дел и поступков своих. Да, человек смертен по своей природе, но он не может смириться с мыслью, что все, связанное с ним, заключено в коротком отрезке времени.
У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру в бессмертие.
Наиболее доступный путь предлагает религия - служение богу с установкой на жизнь загробную, где каждому воздается по его делам земным.
Другая возможность состоит в том, чтобы посвятить себя служению людям, добру и справедливости.
Задание 2. Проанализируйте высказывания. Какое из этих высказываний вам ближе. Свой ответ обоснуйте.
1. «Дела и заботы большинства людей еще более смертны, чем их тело». (Фрэнсис Бэкон.)
2. «Велики людские притязания, а цели ничтожны». (Люк де Вовенарг - французский писатель.)
3. «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». (Фридрих Ницше - философ.)
4. «Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее». (Альфонс Алле - французский писатель.)
5. «Когда дом окончен, остается только умирать». (Арабское изречение.)
6. «Поставь себе конечную цель - и ты забудешь о бесцельности неминуемого конца». (Сардоникус - современный итальянский писатель.)
7. «Цель жизни - более-менее приемлемая замена ее смысла. Это «куда я» в ответ на «кто я?». (Александр Круглов - российский писатель.)
Задание 3. Напишите небольшой рассказ «Мой характер: дома, в учебе, на улице».
Задание 4. Оцените отдельные свойства своего характера.
Тестирование.
1. ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВЫ ДОВОЛЬНЫ ЖИЗНЬЮ.
1) Другие одеваются лучше, чем вы?
2) Вы хотите жить в другом доме?
3) Хотели бы вы иметь другую работу?
4) Хотелось ли вам хоть раз выдать себя за кого-то другого?
5) Гордитесь ли вы тем, что сделали в своей жизни?
6) Умеете ладить с партнером?
7) У вас всегда хорошие отношения с друзьями?
8) Находите ли общий язык со своими родственниками?
9) Вы удовлетворены своей сексуальной жизнью?
10) Вам нравится ваша внешность?
11) Хорошо ли вы спите?
12) Часто бываете разочарованы и озлоблены?
13) Нравится ли вам быть активным?
14) Вы легко расслабляетесь?
15) Думаете ли вы, что судьба была к вам несправедлива?
Подсчитайте очки: в вопросах 1-4, 12 и 15 отрицательный ответ приносит вам 1 очко, а в вопросах 5-11, 13 и 14, наоборот: в них очко дает ответ «да».
9 очков или больше: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, существуют некоторые вещи, которые хотелось бы изменить, но, в общем, вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.
От 4 до 8 очков: вы в основном довольны, хотя существует многое, что хотелось бы по возможности изменить.
3 очка или меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.
2. ОЦЕНИТЕ, ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ.
1) Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала?
а) да-4; б) нет-16.
2) Есть ли у вас хобби?
а) да-18; б) нет-5.
3) Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»?
а) да-6; б) нет-12.
4) Радуетесь ли вы, узнав о том, что кто-то вам завидует?
а) да-16; б) нет-2.
5) Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке?
а)да-3; б) нет-12.
6) Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашим знакомым произошли те же неприятности, что и с вами?
а) да-18; б) нет-5.
7) Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия?
а) да - 2; б) нет - 16.
8) Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?
а) да - 4; б) нет - 20.
9) Учащается ли ваш пульс, когда вы узнаете о том, что ваши родственники или друзья сделали дорогую покупку?
а)да-1; б) нет-12.
10) Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?
а) да-16; б)нет-3.
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
Менее 60. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.
3. ОЦЕНИТЕ, КАК ВЫ К СЕБЕ ОТНОСИТЕСЬ.
1) Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать?
а) очень часто - 1 балл;
б) иногда - 3 балла;
в) практически никогда - 5 баллов.
2) Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл;
в) поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым - 3 балла.
3) Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле - результат упорного труда - 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;
в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет ободрить и утешить - 3 балла.
4) Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и образуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное - 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;
в) уйдете, хлопнув дверью - 5 баллов.
5) Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла;
6) Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся - 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней передаче - 1 балл.
7) Вы любите представлять различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? '
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.
8) Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да -1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) иногда - 3 балла.
9) Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да - 5 баллов;
б) нет - 1 балл;
в) не знаю - 3 балла.
10) Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета:
а) голубой - 1 балл;
б) желтый - 3 балла;
в) красный - 5 баллов.
Подсчитайте баллы.
50-38 баллов. Вы довольный собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» от них утверждением «все врут календари». А жаль...
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23- 10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом...
Остановитесь! Кто сказал, что любить себя - плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
3. Третий вопрос темы рассматривается как практическая работа.
Групповая работа.
Задание . Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для человека, для личности, для индивида.
1 -я г р у п п а:
1) «Человек - это животное, призванное стать Богом». (Иоанн Богослов.)
2) «Многое станет понятным, если вдруг выяснится, что среди разумных мы простейшие». (Владимир Шойхер.)
2- я группа:
1) «Личность всегда главное. Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». (Иван Тургенев.)
2) «Личность - это цельность, которую человек обретает, жертвуя своими отдельными обличиями, состояниями, осуществлениями». (Владимир Микушевич.)
3- я группа:
1) «Индивидуальность - искусство представлять особенным образом человеческую недостаточность». (Ханс Кудзус - немецкий литератор.)
2) «Индивидуальное, образующее личность, есть отличающее от стандарта, то есть ценное сверх того, что было бы вполне достаточным для существования индивида в качестве идеальной части социального целого». (Александр Круглов.)
Проанализировав высказывания, учащиеся приходят к выводу, что человек индивидуален, но не всякий человек является личностью.
Написать синквэйны со словами «человек», «индивид», «личность».
(Синквэйн - стихотворение, пять строк.)
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
фраза - 4 слова
существительное (вывод)
Предварительный просмотр:
Тема: Общество и природа.
Цель: продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.
Учащиеся должны знать, что:
1) природа - это естественная среда обитания человека;
2) ноосфера - область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью;
3) нормы морали стали регулировать отношения людей;
4) человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) природа;
2) биосфера;
3) ноосфера;
4) общество;
5) моральные нормы.
Учащиеся должны уметь:
1) раскрывать основные значения понятий;
2) определять роль природы в жизни человека и общества;
3) аргументировать свои ответы;
4) определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Работа с таблицей.
Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме (в графу «Знаю»), вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор, пока не будет изучен текст параграфа.
Знаю | Узнал | Хочу еще узнать |
|
|
|
2. Работа в группах.
Изучение данного учебного материала лучше всего провести с использованием одного из приемов технологии критического мышления - модель Зигзаг.
Условия. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.
Затем учитель обращает внимание на материал учебника и совместно с учениками ставится цель урока, кратко обсуждается тема. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по частям, а потом из частей создается общее знание.
Весь материал разбивается на 4 части.
Первые номера отвечают за раздел «Что такое природа?».
Вторые - «Связь человека с природой».
Третьи - «Человек - венец природы?».
Четвертые - «Вершина пирамиды или звено в цепи?».
Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят - только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.
Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, досконально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изучен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и начинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые - свою.
И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по параграфу.
Заполняется вторая колонка таблицы «Узнал».
Закрепление можно организовать как групповую работу, где учащиеся читают дополнительный материал, анализируют его, отвечают на вопросы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Теория «Гея»
В конце 60-х годов появилась теория, которую решили назвать по имени древнегреческой богини Земли. Согласно этой теории живые существа - не пассивные жертвы среды обитания, они способны воздействовать на нее. Иначе говоря, наша планета ведет себя как гигантский живой организм, в котором все живые существа взаимодействуют между собой, обеспечивая его устойчивость.
С позиции этой теории можно объяснить некоторые факты, относящиеся к зарождению жизни. В то время в атмосфере Земли содержалось 90 процентов двуокиси углерода. Это создавало сверхпарниковый эффект, благодаря которому на Земле поддерживалась теплая температура. Но Солнце постепенно разогревалось. Почему же не произошло перегрева Земли? По мнению английского ученого Лавлока, одного из создателей теории «Гея», это объясняется наличием на Земле живых существ. Например, первые бактерии потребляли двуокись углерода, что приводило к отсасыванию его из атмосферы и тем самым ограничивало способность этого газа создавать парниковый эффект. Позже, около 3,7 млрд лет назад, появились первые формы сине-зеленых водорослей, которые стали использовать солнечный свет для производства питания. Но одновременно они вырабатывали кислород. Со временем в атмосфере накопилось заметное его количество, что привело к охлаждению планеты и заложило первоосновы той жизни, которая известна нам сегодня.
В соответствии с этой теорией прогнозируют и будущее. Если начнется глобальное потепление климата, то Землю спасет планктон. Он станет выбрасывать в атмосферу больше определенного газа, в результате появятся частицы серы, что, в свою очередь, увеличит образование капель воды, значит, и облаков. Облака будут сильнее затенять поверхность Земли и отражать обратно в космическое пространство больше солнечного света. Таким образом, по этой теории, на разогревание Солнца Земля ответит деятельностью, обеспечивающей охлаждение среды обитания.
За годы своего существования теория привлекла на свою сторону самых разных сторонников. Так, промышленники и производители довольны тем, что из нее вытекает вывод о способности нашей матери-природы пережить даже обильные промышленные загрязнения. Лавлок готов согласиться с этим, но добавляет, что тогда, быть может, на смену человеку придет более устойчивый к загрязнениям биологический вид.
Жизнь - высшая ценность
Вспомним знаменитую сказку о соловье Г. Андерсена. Именно перед лицом смерти император вновь пожелал увидеть живого соловья. И это исполнено глубокого смысла: ведь смерть - привилегия живого - позволяет ощутить единство с миром природы. Вот почему пение живой птицы отгоняет смерть, начинавшую одолевать императора, как только тот добавил к механическому придворному церемониалу еще и искусственного соловья.
В мире созданных человеком материальных вещей многое ценно. Но живое более ценно. Этому выводу даются разные обоснования. Одни считают, что живое - это творение Божье, которое всегда выше созданного руками человека. Другие утверждают, что органическое превосходит искусственное прежде всего потому, что первому присуща внутренняя целесообразность, тогда как последнему - лишь внешняя (служить удовлетворению определенных потребностей человека).
Из этого положения следует вывод о необходимости очень бережного отношения ко всему живому. Прервать естественный процесс развития и эволюции живого, длящийся миллионы лет, допустимо лишь в том случае, если, к примеру, это способствует сохранению человеческой жизни (например, уничтожение болезнетворных микробов, мухи це-це и т. д.).
Вопросы и задания:
1. Из теории «Гея» различные ученые делают противоположные выводы. Одни считают, что земная жизнь сознательно (то есть в соответствии с определенной целью) управляет своей средой. Другие убеждены, что природа действует в полном соответствии с дарвиновской теорией эволюции: бессознательно, без какого-либо разумного плана. Просто все дело в том, что при наличии в мире более 30 млн биологических видов жизнь обладает огромной способностью к самосохранению. А как вы считаете? Свое мнение аргументируйте.
2. Согласны ли вы с утверждением, что совершенно недопустимо, к примеру, во имя строительства автострады, увеличивающей человеческую мобильность, заливать бетоном те участки, в которых только и могут выжить определенные виды живых существ? Аргументируйте свою позицию.
3. Обсудите возможности и перспективы следующего прогноза. Некоторые ученые считают, что можно высвободить силы «Геи», для того чтобы зародить жизнь на Марсе. Согласно этому предложению, для того чтобы разогреть планету, сделать так, чтобы по ее поверхности снова потекли реки, нужно выпустить в атмосферу Марса достаточное количество хлорфторуглерода, который даст начало парниковому эффекту. Затем надо будет внедрить на Марс стойкие микроорганизмы из сухих долин Антарктиды. Эти крошечные создания путем фотосинтеза будут создавать кислород. А поскольку им не будут мешать ни хищники, ни соперники, они смогут очень быстро размножиться и покрыть всю поверхность планеты. После этого можно будет приступить к заселению ее людьми. И тогда посев, произведенный с помощью космических кораблей, приведет к появлению в космосе первого потомка Земли.
Словарь
Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.
Ноосфера - «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Природная система - совокупность элементов живой и (или) неживой природы, находящихся в определенной связи и отношениях между собой и образующих относительно устойчивое единство и целостность.
К разделам «Человек - венец природы?» и «Вершина пирамиды или звено в цепи?»
Понимание человеком своего места и роли в природе исторически изменчиво. Так, архаическим культурам было свойственно понимание человека как части великого природного организма, божественного и живого. Единство человека и природы отражалось в мифах. В ритуалах человек также пытается символически выразить свою общность с природой.
С началом оседлого образа жизни, развитием земледелия, выделением социальных групп, возникновением городов и государств, появлением ремесленной техники, начатков наук отношение человека к природе меняется. Хотя наука пока не теряет связи с мифом, но начинают применяться количественные методы при изучении природы, появляются астрономия и геодезия. В Древней Греции зарождается дедуктивная наука, выводящая теоремы из аксиом. Так, и греческой, и индийской наукам издавна был известен закон, получивший имя Пифагора, однако в индийских текстах он лишь приводится, тогда как Евклид его доказывает. Вместе с тем многие древнегреческие мыслители наделяли душой природные явления. Например, Платон и Аристотель даже звезды считали одушевленными.
В эпоху средневековья в европейских странах господствовало христианское вероучение. Природа здесь уже не есть нечто существующее само по себе, ее бытие порождено Богом.
При этом человеку в природе отводится центральное место.
Постепенно зарождалась идея о безграничных возможностях человека в познании и преобразовании природы. Так, еще в средние века появилась идея о том, что человек творит математические сущности.
В новое время вместе с идеями французского философа Декарта стало утверждаться отношение к человеку как высшей ценности и единственно разумному и одухотворенному началу в мире. По сути, растения и животные стали рассматриваться как машины, не имеющие внутреннего мира. Это в дальнейшем помогло преодолеть все сомнения по поводу проводимых над животными опытов. Вместе с тем отдельные мыслители нового времени хотя и не одушевляли природу, но все-таки наделяли ее достоинством. В ее существовании и развитии видели проявление истинного, доброго и прекрасного, что человек обязан почитать и любить.
Но не эти воззрения определяли общественное сознание людей индустриальной эпохи. Все более утверждалась идея главенства активного, творческого человека, стоящего над враждебной ему и косной природой, которую предстоит полностью преобразовать с учетом потребностей людей. Такие представления станут в дальнейшем одним из источников экологической опасности.
Принадлежность к двум мирам
Сущность человека двойственна. С одной стороны, он порожден природой и поэтому, безусловно, является ее частью. Но с другой - он - единственное существо, способное постигать принципы существования самого себя и природы. Таким образом, человек есть отличное от всего царства природы. Помимо природного, человек включен также и в мир общества. Как социальное существо человек входит в определенные социальные группы и общности, живет и действует в системе определенных общественных отношений, создает искусственную среду обитания - «вторую природу». Как живое существо человек подчиняется общим законам развития биосферы, имеет определенную совокупность видовых признаков; биологически обусловлены половые различия людей, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности, например, в музыке, математике ит. п.
Ряд ученых считают, что от далеких предков люди восприняли и некоторые инстинктивные программы поведения, которые с генами передаются из поколения в поколение. Так, по мнению знаменитого австрийского врача и исследователя 3. Фрейда, в основе войн лежат древние инстинкты агрессии и разрушения.
Вопрос о том, какое из двух начал - биологическое (природное) или социальное (общественное) - является определяющим в формировании способностей, чувств, поведения человека, остается и сегодня предметом острого спора. Одни исследователи и философы считают, что решающая роль принадлежит биологическим факторам. Именно благодаря им произошло становление и развитие биологического вида. Другие выдвигают на первый план влияние на человека общества и общественных отношений. Лишь с их помощью человек овладевает языком, сознанием, культурой, навыками общественного поведения, способностью трудиться.
Теория, о которой спорят
Есть виды живых существ, вооружения которых сокрушительны, а приемы их применения молниеносны (ядовитые насекомые, змеи). Боевая стычка между соперниками в данном случае неминуемо закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. У подобных видов естественный отбор вырабатывает запрет применять оружие во внутренних стычках. Эту систему инстинктивных запретов биологи назвали естественной моралью. Она тем сильнее, чем сильнее от природы вооружено животное.
Человек и его ближайшие предки были слабо вооруженными животными, даже укусить и то толком не могли. Поэтому у него изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль. Но впоследствии человек начал создавать и совершенствовать искусственное оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась. Иначе говоря, беда человека не в его высокой агрессивности, а в его недостаточной моральности.
Вопросы и задания:
1. Наука утверждает, что увеличение сложности системы ведет к ее неустойчивости. Например, при разрушении транспортной сети, газо-, водо- и электроснабжения город погибает. А хутор при таком же воздействии выживет ( у каждого свой огород, колодец). Отсюда следует, что простейшие, способные питаться множеством веществ, не съедобных для высших существ, выживут при любых потрясениях. Человек же наиболее уязвим.
Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Свою позицию обоснуйте.
2. Какие из перечисленных характеристик и свойств человека и особенностей его жизни можно отнести к биологически обусловленным, а какие к социально заданным:
- способность овладеть речью;
-умение пользоваться столовыми принадлежностями при еде;
- перенесенные в жизни заболевания;
- членораздельная речь;
- способность мыслить.
3. Существует точка зрения, согласно которой многие животные, чем они генетически ближе друг к другу, тем более друг другу противны, тем более, так сказать, карикатурны друг для друга. Тот же механизм срабатывает и в людях. Проиллюстрировать это можно отношением к языкам. Если чужой язык очень далек от родного (для русский - эстонский или китайский), то нам он просто непонятен. Более близкий язык (например, немецкий, литовский) уже вызывает неприятие в употреблении знакомых корней и слов, и, наконец, близкие языки (болгарский, украинский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский (вспомним творчество Гоголя, Шолохова).
Разделяете ли вы данную точку зрения? Следует ли из приведенного утверждения, что наиболее враждебно друг к другу могут относиться именно близкие по культуре и духу народы?
Словарь
Естественная среда обитания человека - та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности. На первых этапах становления человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность Земли, но и ее недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей Солнечной системы.
Искусственная среда обитания человека - это та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа. В состав искусственной среды входят созданные человеком жилища, города, села, дороги, транспортные средства, орудия труда и многое другое.
Предварительный просмотр:
Тема: Межличностные отношения.
Цель: показать назначение межличностных отношений как особой связи человека с другими людьми.
Учащиеся должны знать, что:
1) отношения — это особенная связь человека с окружающим миром;
2) межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, семейными, товарищескими;
3) самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства;
4) в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку;
5) нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) межличностные отношения;
2) симпатия;
3) антипатия;
4) деловые отношения;
5) личные отношения;
6) знакомство;
7) приятельство;
8) товарищество;
9) взаимодействие;
10)взаимопонимание;
11) взаимовосприятие.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять основные понятия;
2) характеризовать особенности межличностных отношений;
3) доказывать отличия деловых и личных отношений;
4) называть уровни в развитии межличностных отношений.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Особенности межличностных отношений.
2. Знакомство, приятельство, товарищество.
3. Симпатия и антипатия.
- Что значит «межличностные отношения»?
Прием «мозгового штурма».
- Назовите слова-ассоциации к словам «межличностные» и «отношения» (можно сразу к словосочетанию).
Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по обществознанию 8 класс
Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....
Поурочные разработки 6 класс обществознание .Боголюбов Л.Н.
Поурочные разработки 6 класс обществознание .Боголюбов Л.Н.Разработки позволяют учителю что-то взять за основу и дополнять своими наработками, создавая возможность творчески построить урок....
Обществознание Поурочные разработки 6 класс Пособие для учителей Под редакцией Л. Ф. Ивановой
ОбществознаниеПоурочные разработки6 классПособие для учителей Под редакцией Л. Ф. Ивановой...
Презентации и поурочные разработки по истории и обществознанию
Презентации по истории Древнего мира, 5 кл; по истории России, 6 кл...
Поурочные разработки к учебнику Боголюбов Л. Н., Обществознание, 6 класс.
Боголюбов Л.Н., Обществознание, Поурочные разработки, 6 класс....
Поурочные разработки к учебнику Боголюбов Л. Н., Обществознание, 7 класс
Поурочные разработки к учебнику Боголюбов Л. Н., Обществознание, 7 класс...
Поурочная разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой (8 класс)
Поурочная разработка по теме "Производство - основа экономики" построена в виде технологической карты. В ней спланирована не только деятельность учителя, но и работа ученика, направленная на...