Авторская программа элективного курса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Авторская программа элективного курса "Человековедение" рассчитана на помощь подросткам в социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа элективного курса | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополь
Программа элективного курса «Мой выбор»
для 9а и б классов.
Разработала:
Беляева Т.В. учитель
истории и обществознание
высшей квалификационной
категории
Г. Чистополь 2016 г.
Пояснительная записка
Данный курс исходит из тех же целей, что и существующие сейчас примерные программы по истории и обществознанию, которые он и призван дополнить. Программа элективного курса «Мой выбор», рассчитанная для старшеклассников, связана с изучением обществознания в общеобразовательной школе, но в достаточной степени вариативна, изменчива и автономна. Она предназначена как для обучающихся классов универсального профиля. Кроме того, она может быть использована при организации научно-исследовательской работы обучающихся, при подготовке их к участию в предметных олимпиадах и к ЕГЭ по обществознанию.
В основе программы заложена актуальная проблема, каким быть современному человеку. Её, как актуальную, предоставили процессы и преобразования, проходящие в современном развивающемся обществе, такие как политико-экономические и социальные; изменения критериев оценки жизненных факторов и явлений, исторических явлений, событий и личностей; возрождение интереса к религии; некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодежи к алкоголю, наркомания). В связи с этим цели данного курса делятся на воспитательные и образовательные.
К числу воспитательных целей относятся:
- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
-воспитание свободной и ответственной личности, её социализация, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
К числу образовательных целей относится:
- формирование и развитие умений анализировать и сравнивать, делать самостоятельные выводы, выражать собственное мнение;
- обращение к личности самого обучающегося, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.
Достичь этих целей можно, только углубив и расширив умения учеников в анализе и интерпретации собственных взглядов и позиций. Поэтому назначение элективного курса «Мой выбор» - изучение человека как такового на основе наук о человеке.
Изучение его должно способствовать формированию:
- гуманистического мировоззрения: убежденность в уникальности каждой личности и в том, что жизнь – высшая ценность бытия, идеал гуманизма, свободы, демократии и социального процесса;
- необходимости моральных ориентиров;
- гражданственности, патриотизма;
- социальной культуры, включающей в себя проблему межличностных, этических отношений, толерантности к иному образу жизни и образу мыслей.
В рамках ведения данного курса могут использоваться различные формы уроков: урок- ролевая игра, деловая игра, урок-практикум, урок-конференция, урок-конкурс и т.д.
Программа элективного курса «Мой выбор» для 9 классов рассчитана на 17 часов.
Содержание курса «Мой выбор»(17 часов)
Тема 1. Какой я человек?(6 часов)
Науки - изучающие человека, их специфика.
Человек - существо биосоциальное. Уникальность человека.
Что происходит с человеком в творчестве.
Трудности и противоречия отрочества.
Физиологические и психологические особенности развития девушек и юношей.
Как развивается личность?
Тема 2. Потребности и возможности человека (5 часов)
Что такое личность? Индивид-личность-индивидуальность.
Потребности человека (о направленности личности).
Возможности человека (о задачах и способности).
Что есть человек на самом деле? (темперамент и характер).
Механизм отождествления (мое тело, возраст, пол).
Тема 3.Биологические возможности человека(6 часов)
Человек: его настроение и самочувствие. Варианты проявления и возможные пути улучшения настроения и самочувствия.
Человек-мыслитель и художник. Наука, искусство, мораль.
Маленькие секреты большой памяти. Понятие памяти, виды памяти, закономерности развития и особенности в юношеском возрасте.
Чувства, разум ,сознание.
Внимание и внимательность.
Человек и природа.
Человеческая природа.
Тематическое планирование курса «Мой выбор»
(17 часов)
№ п/п | Тема уроков | План 1 группа | Факт | План 2 группа | Факт |
1 | Науки, изучающие человека, их специфика. | 4.09 | 15.01 | ||
2 | Человек – существо биосоциальное. Уникальность человека. | 11.09 | 22.01 | ||
3 | Что происходит с человеком в творчестве. | 18.09 | 29.01 | ||
4 | Трудности и противоречия отрочества. | 25.09 | 5.02 | ||
5 | Физиологические и психологические особенности развития девушек и юношей. | 2.10 | 12.02 | ||
6 | Как развивается личность? | 9.10 | 19.02 | ||
7 | Что такое личность? Индивид: личность, индивидуальность. | 16.10 | 26.02 | ||
8 | Потребности человека. | 23.10 | 5.03 | ||
9 | Возможности человека. | 30.10 | 12.03 | ||
10 | Что есть человек на самом деле? | 13.11 | 19.03 | ||
11 | Механизм отождествления. | 20.11 | 2.04 | ||
12 | Человек – его настроение и самочувствие. | 27.11 | 9.04 | ||
13 | Человек – мыслитель и художник. | 4.12 | 16.04 | ||
14 | Понятие памяти, виды памяти. | 11.12 | 23.04 | ||
15 | Чувства, разум, сознание | 18.12 | 30.04 | ||
16 | Внимание и внимательность. | 25.12 | 7.05 | ||
17 | Человек и природа. | 27.12 | 14.05 |
Темы рефератов.
- Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность».
- интересы и склонности человека.
- Характер человека. Как формируется?
- « В здоровом теле-здоровый дух».
- Добро и зло жизни человека.
- Что такое мораль?
- Внутренняя культура-культура души человека.
- «В человеке все должно быть прекрасно»
- Как преодолеть дурные привычки.
- Внешний облик -«визитная карточка человека»
- Невербальное общение.
- Закон товарищества.
- Любовь как высшее человеческое чувство.
- Особенности юношеской любви.
- Явление вещизма и его последствия
- Мода-это стремиться «быть как все» или «быть непохожим на всех».
- Культура общения.
- Мужественность как нравственная основа настоящего мужчины.
- Женственность как нравственная основа женщины.
- Семейное воспитание.
Темы проектных исследовательских работ.
- Научно-технический прогресс и человек.
- Человек в системе современных экономических отношений.
- Нравственность и безнравственность.
- Экологические проблемы нашего общества.
- Национальна ценность человека.
6.Проблемы межнациональных отношений.
7.Одиночество-добро и зло. Как не быть одиноким?
- Религиозность человека. Религия и нравственность.
- Проблемы молодежной преступности и возможные их решения.
10. Неформальные объединения молодежи.
Литература.
Андреева Т.М. Социальная психология. М., 2010г.
Блюмнин В.А. Этика и Жизнь. М., 2011г.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989г.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1989г.
Лебедев В.М. Личность в экстремальных условиях. М., 2012г.
Соколов Я.В. Граждановедение М., 2002г.
Козлов Н.И. Философские сказки. М., 2003г.
Психологический практикум: серия книг:
1. Психология влияния.
2. Искусство владеть собой.
3. Наука управлять другими.
4. Умение вести переговоры и отстоять свою точку зрения. Ростов-на-Дону. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
Авторская программа элективного курса "География на кухне"
Зачем создавать авторские программы элективных курсов? В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...
Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс
Авторская программа элективного курса для 9 класса...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...