Урок "Формы государства и система государственной власти в Р.Ф.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Цель урока: Сформировать представление о формах государства и системе государственной власти в Р.Ф., Помочь учашимся приобрести научные знания о государстве, самостоятельно пополнять их и ориентироваться в окружающей политической действительности. Создать благоприятные условия для реализации внутрипредметных связей привлечение ранее полученных знаний к вновь изучаемой теме, раскрыть социальную природу государственной власти, и вызвать стремление к самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему:
«Формы государства.
Система государственной власти Р.Ф.»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Обучающая: Сформировать представление о формах государства и системе государственной власти в Российской Федерации.
Развивающая: Помочь учащимся приобрести научные знания о государстве, самостоятельно пополнить их, и ориентироваться в окружающей политической действительности.
Воспитывающая: Создать благоприятные условия для реализации внутрипредметных связей - привлечение ранее полученных знаний к вновь изучаемой теме, раскрыть социальную природу государственной власти, и вызвать стремление к самореализации.
Оборудование: учебник, презентация Power Point,компьютер.
ПЛАН УРОКА
1Государство, его признаки.
2 Форма государства.
а) Формы правления.
б) Формы государственного устройства.
в) Политический режим.
3 Система государственной власти в Р. Ф.
а) Президент
б) Федеральное собрание Р. Ф.
в) Правительство
г) Судебная власть
1. Государство, его признаки
Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии.
Существует множество теорий происхождения государства, наиболее распространенной формой является классовая форма, разработанная основоположниками марксизма-ленинизма. Однако вопросы о сущности государства и его возникновении привлекали многих ученых.
Теологическая теория (Фома Аквинский) – божественный первоисточник происхождения государства, вся власть от Бога.
Патриархальная теория (Платон, Аристотель) – государство вырастает из семьи, в которой власть монарха есть естественное продолжение отца.
Договорная теория (Гоббс, Жан-Жак Руссо) – возникает в результате общественного договора между людьми.
Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предположить следующее краткое определение:
Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность.
Государство - главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Таким образом, понятия «Власть – Государство – Политика» взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Признаки государства
Государство характеризуется рядом устойчивых признаков:
- Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу и принадлежащую лишь экономически господствующему классу; она опирается на особые отряды вооруженных людей – армию, полицию, тюрьмы.
- Наличие границ.
- Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабе всей страны).
- Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.
- Выполнение ряда функций: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей.
- Монопольные права: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.
В итоге Государство есть особая организация сил, находящихся у власти.
Вопрос: Может ли современное общество обойтись без государства?
2. Формы государства
Как правило, государство имеет определенную форму, которая определяется особенностями формы правления, формой государственного устройства и политического режима.
По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть.
Все три стороны государства составляют органическое единство и все же доминирующая роль принадлежит государственному режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие формы стороны государства и является для них общей предпосылкой.
Итак, если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия.
Юридические свойства:
1) бессрочное, т.е. пожизненное, пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства;
3) представительство царской власти.
Монархии делятся на:
- неограниченные (абсолютные) – власть единолично осуществляется монархом. Монарх является единственным высшим органом государства. В настоящее время эта форма правления существует в Саудовской Аравии, Объединенных арабских Эмиратах.
- ограниченные (конституционные и парламентские). Если монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом.
В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии.
Некоторые исследователи выделяют дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возлагающему исполнительную власть.
Республика. Большинство стран имеют иную форму правления – республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.
Республики бывают:
- президентские президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать. Например, США;
- парламентские президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр, формируемый парламентом правительства. Например, Италия, Индия.
- смешанные свойственны черты как парламентской, так и президентской республик. Сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента. Например, Россия, Франция.
Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования.
Унитарные представляют собой простое цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией.
Политический режим характеризуется совокупностью средств и способов осуществления государственной власти.
Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.
Государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретно-историческое воплощение.
Какие бы формы не принимал режим власти он остается орудием в руках тех или иных сил для проведения своей политики. Один и тот же режим власти может быть при различных формах ее правления и организации власти. Например, Англия по форме правления – ограниченная монархия, ФРГ и Италия – парламентская республика, США и Франция – президентская республика, но режим один и тот же – буржуазная демократия.
Специфическая закономерность, характеризующая политический режим может быть сформулирована так:
Всякое изменение государственного режима при соотношении общих или частных интересов, в конечном счете, вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства влечет изменение политического режима.
Режимы бывают демократическими, тоталитарными и авторитарными.
Признаки демократического режима: народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и частные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство, политический, идеологический и другой плюрализм.
Признаки тоталитарного режима: тираническая диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризации общественной жизни. Например, германский фашизм 30-40х гг.
Авторитарный режим - власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц, правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся не регулярно и часто фальсифицируется. Режим генерала Пиночета, установленный в Чили в 1973г. Или генерала Х.Перона в 1960г. В Аргентине.
3. Система государственной власти
В государственно-организованном обществе власть носит государственный характер.
Государство – это организация публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государственной власти. В узком смысле можно сказать, что государство это и есть система органов государственной власти.
Квалификация органов | |
По характеру деятельности: | По порядку формирования: |
политические | избираемые |
социально-экономические | назначаемые |
хозяйственные |
Основным принципом организации органов государственной власти является деление на:
- Законодательные (статья 10 Конституции РФ)
- Исполнительные (статья 10 Конституции РФ)
- Судебные (статья 10 Конституции РФ)
Принцип разделения властей предполагает, что все три ветви власти полностью самостоятельны и независимы, что достигается путем юридического закрепления.
Вопрос: Как Вы думаете, какой принцип организации власти существует?
Ответ: Существует «система издержек и противовесов», чтобы три ветви власти были уравновешены взаимными полномочиями.
Принципом организации власти является Федерализм, который предполагает наличие двух уровней органов государственной власти.
- Уровень федеральных органов государственной власти;
- Уровень организации государственной власти субъектов федерации.
Система органов государственной власти в РФ на федеральном уровне представлена:
- Президентом РФ;
- Федеральным собранием (Парламентом);
- Правительством РФ;
- Системой судов РФ.
Президент России является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях.
Президентом может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Президент избирается на срок 4 года.
Вопрос: Сколько сроков подряд может занимать президент РФ (Два).
Полномочия Президента РФ:
- Определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;
- Формирует военную доктрину страны;
- Формирует и возглавляет совет Безопасности;
- Представляет страну в международных переговорах;
- Подписывает и обнародует федеральные законы;
Вопрос: Может ли Президент отклонить закон или не подписать его?
Ответ: Может, и это право называется «Отлагательное вето».
- Назначает выборы Государственной Думы, назначает Референдум
- Может распустить Государственную Думу.
Таким образом, анализ вышеуказанных статей Конституции позволяет говорить об очень больших полномочиях президента РФ и фактически определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.
Федеральное Собрание (Парламент) – высший законодательный орган – орган государственной власти РФ.
Состоит из двух палат
Государственная Дума (нижняя палата) в составе 450 человек. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, избирается на 4 года. Принятие закона требует его обсуждение на протяжении не менее 3ех чтений. | Совет Федерации (верхняя палата) назначает должностных лиц; Генерального Прокурора РФ; Судей Высших федеральных Судов. Так же как и президент, Совет Федерации обладает правом отлагательного вета. |
Правительство РФ – это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Правительство действует в пределах срока полномочий президента.
Полномочия Правительства РФ:
- Организует реализацию внутренней и внешней политики;
- Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- Обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику;
- Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует органы государственной власти.
Судебная власть имеет 4 вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.
Основная задача – следить за тем, чтобы все издаваемые законы в стране не противоречили нормам Конституции РФ.
Конституционный суд (19 судей) Решение споров о компетентности между различными органами государственной власти. | Верховный суд Суд субъектов РФ Районные (городские) суды Мировые судьи | Высший Арбитражный Суд Арбитражный суд субъектов РФ |
1 государство- организация,система учереждений,обладающая верховной властью на определенной территории.
Государство - это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность.
НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА-?
1Единая территория –но признаваемая другими странами
2 Единая система управления территорией но имеющая разветвленный аппарат
3 ЕДИНАЯ СИСТЕМА ЗАКОНОВ –но соблюдается всеми гражданами
4 Монополия на легальное применение силы.или принуждения .
5 Право на взимание налогов
Суверенитет-независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
ЭТИМ И ГОСУДАРСТВА И ОТЛИЧАЮТС ДРУГ ОТ ДРУГА ПО ОСОБЕННОСТЯМ СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЧТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОНЯТИИ
Форма ГОСУДАРСТВА.
Причины появления государства ? почему люди создают небольшие союзы а позднее и отдельные государства?
Плотность населения было 5-6 миллионов чел сейчас более 6 милиардов за 10-15 тысяч лет
______________________
страх перед внешней агрессией
фактор силы
МОНАРХИЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ МЫ ОЧЕНЬ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМ ЭТО СЛОВО
ЧТО ЖЕ ОНО ОЗНАЧАЕТ?
Сам монарх считается истчником государственной власти
В КАКИХ СТРАНАХ СУЩЕСТВУЕТ МОНАРХИЯ ?
- Великобритания Япония
- Швеция
- Бельгия
- Дания
- Испания
- Люксембург
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
Абсолютная- сосредоточение всей полноты власти в руках монарха существуют в
Бахрейне
Брунее ,Саудовской Аравии
Ограниченная монархия (конституционная) – ограничена нормами конституции, имеется имеется выборный законодательный орган- парламент и независимые суды.
ДОКУМЕНТ №1
ОН…….. Является составной частью парламента. Однако не учувствует в законодательстве, исполнительной властью не обладает ,Страной руководит «Правительство его(ее) величества» точнее его узкая часть- Кабинет министров, в котором главную роль играет премьер- министр .
Законодательная власть принадлежит парламенту ,хотя по определению включает в себя
1 ГЛАВУ ГОСУДАРСТВА
2 ПАЛАТУ ЛОРДОВ
3 ПАЛАТУ ОБЩИН
КОСТИТУЦИЯ …………………………………..
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
РЕСПУБЛИКА
Родиной президенсеой республики является из курса истории зарубежных стран США
ЧЕРТЫ президентской республики:
Избирается на всенародных выборах иодновременно является главой государства и
главой исполнительной власти.
ПРЕЗИДЕНТ ФОРМИРУЕТ ВСЮ ИСПОЛНИТЕЛТЬНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ.
ПРЕЗИДЕНТ ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСРОЧНЫЙ РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Формы государства и система государственной власти в Р.Ф.
Цель урока: Сформировать представление о формах государства и системе государственной власти в Р.Ф., Помочь учашимся приобрести научные знания о государстве, самостоятельно пополнять их и ориентироват...
Государственная власть в РФ
Презентацию можно использовать на внеклассном мероприятии и на уроках истории...
Государственная власть в Российской Федерации
Целью урока является разъяснение особенностей президентской, законодательной, исполнительной, судебной властей в современной России; совершенствование умения самостоятельно добывать и систематиз...
Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Влияние Государственной думы на изменения в системе органов власти в начале и в конце ХХ века.
Цель: провести сравнительно - сопоставительный анализ органов государственной власти под влиянием работы Государственной Думы 1906-1917г.г. и 1994-2013 г.г....
Удельная Русь. Формы организации государственной власти
Материал удобно использовать для подготовки к проверочной работе, в качестве домашнего задания или раздаточного материала на уроке...
Конспект урока право в 10 классе "Система органов государственной власти в РФ"
Урок разработан для обучающихся 10 классов, изучающих право на профильном уровне (2 часа), по технологии развития критического мышления на основе системно-деятельностного подхода....