Государство - урок обществознания в 9 классе (презентация+конспект) к учебнику Боголюбова
презентация к уроку по обществознанию (9 класс) по теме
Тема 2. Государство. Презентация и конспект к уроку. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvo.rar | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2. Государство
Цели урока: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства. Раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны права и обязанности граждан.
1). Причины возникновения государства
Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.
Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества.
На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения.
1. Теологическая (божественная)
За всю историю человечества было много ученых, которые пытались дать ответ на вопрос о происхождении государства. Наиболее старой теорией является теологическая.
Суть ее сводится к тому, что государство – это продукт божественного творения. Выдающимся сторонником этой теории был великий философ Фома Аквинский.
В своей работе «О граде Божьем» он описал механизм возникновения государства. Автор утверждает, что государство, как и все на земле, – это продукт творения Божьего, и даровано оно было людям для того, чтобы упорядочить земные процессы. Таким образом, возникает целостная концепция создания мира – есть мир, которым управляет Господь. Делает он это по средствам государства и ставит во главе государств царей. Цари, в свою очередь, являются слугами церкви, то есть Бога, хотя и обладают всей земной властью. На этом религиозный мир замкнулся, а мы с вами шагнули дальше. Религия по-прежнему является важной частью нашей жизни, но она уступила место другим взглядам и концепциям.
Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.
2. Патриархальная теория.
После этого возникла патриархальная теория. Ее родоначальником был выдающийся греческий философ Аристотель, а несколько позднее англичанин Фильмер развивал эту теорию, хотя он был не единственным, кого интересовала эта идея.
Суть этой концепции в том, что государство является прообразом семьи. Описывалась такая сцена: семья трансформировалась в род, род перешел в племя, а племя, в силу различных факторов, превратилось в государство. Эта теория был очень удобной для правящих монархов того времени, поскольку во главе семьи должен стоять отец, следовательно, во главе государства должен стоять монарх. И, тем не менее, в этой теории есть большой изъян. Учеными было доказано, что не из семьи получился род, а процесс был прямо противоположный. Это является основной проблемой патриархальной теории.
3. Договорная.
Ее авторами были англичане Локк и Гоббс, французы – Жан Жак Руссо и Гольбах, русский ученый – Радищев.
Согласно этой теории, государство представляет собой общественный договор. Под договором имеется в виду не подписанный документ, а скорее система связей между отдельными членами общества, которые условно договариваются о том, что они будут выполнять определенные функции для поддержания работы всей системы. Философы, которые отстаивали эту точку зрения возникновения государства, утверждали, что в первобытном обществе не было и не могло быть государства, поскольку оно не было нужно, каждый был сам за себя, каждый отстаивал свои личные интересы при помощи физической силы. Теперь, когда люди научились контактировать между собой, они готовы были поступиться собственной независимостью и свободой ради безопасности. Государство представляет собой определенные сдерживающие рамки, поэтому мы и говорим о том, что жертвуется определенная часть свободы, но, конечно же, не вся. Мы соблюдаем установленные законы, таким образом, ограничивая себя в чем-то, но в то же время понимаем, что это необходимо для общественного бытия.
Важно отметить, что договорная теория возникла в период очень бурного роста буржуазии в Европе, что порождало собой очень серьезную политическую борьбу между третьим сословием (буржуазией) и монархией. Поэтому обоснователи этой теории говорили, что государство – это договор, а монарх, видимо, – неизбежный фактор, но и у монарха, и у народа должны быть определенные права, которыми они могут пользоваться. Монарх, или государство, имеет право наказывать своих граждан за нарушение закона, а народ, в свою очередь, имеет право на вооруженное восстание, в случае если монарх или государство ущемляет их права. Эта идея лежит в основе всех европейских революций, в том числе американской, хотя в Америке как раз произошла революция европейского типа.
4. Насильственная теория.
Суть ее сводится к тому, что государство – это своего рода ответ завоевателя на то, каким образом управлять завоеванным народом. Представим себе, что все люди живут в мире и согласии, то есть представляют собой единый организм (например, отдельно взятый народ), то государство им вообще не нужно, они договариваются между собой другими методами. В качестве примера можно привести неписаный свод законов горцев Кавказа – Адат. Он не был даже закреплен на бумаге, но все их соблюдали. Таким образом, рассматривая сообщество близких между собой людей, мы понимаем, что государство им вообще не нужно.
Государство как таковое нужно поработителю. Пришел чуждый народ, захватил территорию, поработил местное население, теперь им нужно управлять. Для этих целей создается некая система – аппарат чиновников, налагается дань, или налог, пишутся специальные законы об управлении людьми. Вроде бы теория подтверждается, но истории известны случаи, когда государства возникали без какого-либо внешнего воздействия. Как же это объяснить? Выходит, что эта теория работает не всегда.
5. Психологическая.
Сторонники – француз Габриель Тард и русский – Лев Петражицкий.
Эта концепция основывается на том, что внутри человека существует очень богатый психологический мир. Как бы ни была разнообразна психика людей, все они делятся на две категории: ведомых и ведущих. Таким образом, согласно этой концепции государство возникает как психологический позыв людей, которые хотят управлять, и это становится возможным, потому что существует большое количество людей, готовых подчиняться, более того, они даже хотят, чтобы ими управляли. И все бы хорошо, если бы не современные исследования в области психологии. Учеными было доказано, что психика человека не первична по отношению к социально-политической деятельности, а как раз наоборот. Исследования показали, что это внешняя среда влияет на сознание и психику человека. Проще говоря, условия жизни человека диктуются его условиями жизни. Если знаменитая пословица: «с волками жить – по-волчьи выть».
6. Рассовая теория.
Ее основоположником был француз Гобино. Несколько позднее эта теория была откорректирована и дополнена выдающимся немецким ученым и философом Ницше. Суть концепции такова: все расы на земле делятся на две – расу господ и расу рабов. При этом под расой господ подразумевается так называемая белая, арийская раса, все остальные считаются «недочеловеками», или людьми второго сорта. В рамках этой концепции в истории была очень печальная практика. Речь идет о нацистском государстве, и вы все, наверное, знаете, чем обернулась для всего мира эта попытка воплотить в жизнь расовую концепцию государства. Эту концепцию отвергла сама история, и до сих пор в немецком парламенте (Бундесрат) стены несут на себе надписи советских солдат-освободителей. Немцы специально не стирают эти надписи как символ победы над нацизмом, чтобы не забывать, что люди никогда не будут делиться на людей с правильными и на людей с неправильными черепами. Биология позднее доказала, что такой разницы между людьми нет, мы все происходим от одного человека.
7. Классовая теория.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали очень стройную теорию, которая больше 70 лет господствовала на территории нашего государства, точнее в Советском Союзе.
Согласно Марксу, общество раскололось на непримиримые классы – управляющих и управляемых. Произошло это по экономическим причинам: объединения общин, развития производства. Люди стали получать прибавочный продукт и, таким образом, начала выделяться определенная верхушка правящих классов, которая смогла сосредоточить в своих руках большой прибавочный продукт. Прибавочный продукт – это некоторый излишек в производстве. Люди, которые обладают большим количеством излишков, возвышаются над обществом, и отсюда возникает противостояние между людьми, которые работают и получают небольшую прибыль, и теми, кто работает мало, или не работает вообще, но имеет значительную прибыль. Последние – это правящие классы. На этом противостоянии и была построена классовая теория государства. Это своего рода борьба между угнетаемыми и угнетателями.
Угнетателями выступали старейшины, начальники или просто физически сильные люди, которые могли отобрать у других этот прибавочный продукт. Таким образом, постепенно возникает правящая элита. Угнетенными были простые трудящиеся крестьяне. Несмотря на всю складность этой теории, в ней тоже есть свои проблемы. Не всегда и не везде общества формировались так, как писали Маркс и Энгельс, ведь помимо самой теории, эта концепция развивалась на основе так называемой общественно-экономической формации, о которой мы поговорим немного позже. Согласно Марксу, эти формации шли, чередуясь одна за другой. Эта идея чередования работала для европейских стран, но не работала для неевропейских.
Существует много вариантов возникновения государства, и тем не мене ни один из них не дает полноценного ответа. В чем же секрет? А секрет скрыт в поиске, потому что государство как механизм управления людьми является достаточно сложным механизмом, и скорее всего не существует единого ответа на поставленный нами вопрос. Каждая из данных концепций имеет свое рациональное зерно, и что-то разумное содержится в каждой из них, но истина, как всегда, недостижима.
2). Основные признаки и функции государства.
Государство является основным институтом политической системы общества и важнейшей формой его организации. Главное назначение государства состоит в организации политической власти, в управлении обществом и его защите. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государства интересы власти зачастую доминируют над интересами общества.
Существует множество определений понятия «государство». Все они исходят из того, что государство – это политическая организация общества, которой присущи определенные отличительные черты и перед которой стоят наиболее важные задачи в масштабе всей страны. Так, именно государство призвано обеспечивать единство и целостность общества, осуществлять управление делами общества, гарантировать права и свободы граждан, законность и правопорядок.
Можно привести такое определение. Государство – это особая политическая организация публичной власти господствующего социального слоя или социальной группы и всего народа, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и защищающая, в различной степени, интересы правящего социального слоя или социальной группы и всего народа в целом.
Государство отличается от других институтов политической системы общества рядом специфических, присущих только ему признаков. Каковы же эти основные признаки, отличающие государство от политических партий или общественных организаций? К ним относят следующие:
1) наличие территории и территориальное разделение граждан;
2) наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества;
3) право;
4) суверенитет;
5) налоги.
1. Наличие определенной территории и территориальное разделение граждан отличает государство от других форм общественной организации людей. Если при родовом строе люди объединялись по признаку кровного родства, то в государстве они объединяются по территориальному принципу, т.е. по месту проживания. В государстве люди делятся не по принадлежности к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-территориальной единице (городу, району, деревне). Это позволяет повысить эффективность управления обществом и осуществления государственной власти.
2. Публичная власть – это политическая власть, которую осуществляют специальные отряды людей, использующие для этого механизм принуждения. Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в первобытном обществе. Однако там она практически совпадала с населением и не носила политического характера. Отличительной чертой государственной публичной власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему в обществе социальному слою или социальной группе и носит политический характер. Она осуществляется профессиональными управленцами, которые действуют от имени государства и при необходимости используют силу принуждения. Публичная власть находит свое материальное выражение в государственном аппарате – совокупности государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть, задачи и функции государства. Публичная власть в государстве слагается из:
– аппарата управления (чиновники);
– аппарата принуждения (армия, полиция, тюрьмы);
– фискального аппарата (налоги).
3. Право – необходимый атрибут государства, так как без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
4. Суверенитет государства означает верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти по отношению к другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими государствами и народами. Понятие «суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Теперь суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония или протекторат. Выделяют два аспекта суверенитета:
– внутренний (власть государства выше всех других властей в государстве);
– внешний (власть государства независима в отношениях с другими государствами).
Верховенство государственной власти внутри страны означает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все политические партии и общественные организации государства;
б) ее прерогативы (государственная власть может отменить любое решение любой другой общественной власти, если оно нарушает закон);
в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (карательные органы).
5. Налоги – это денежные средства, взимаемые государством с граждан и организаций. Это также обязательный атрибут государства, так как только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государству для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ и социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.
Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):
Внешние Внутренние
1 Оборона 1 Охрана порядка
2 Дипломатия 2 Организация хозяйства
3). Форма государства
Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.
Характеристики государства (форма государства):
- Форма правления
- Формы государственного устройства
- Политический режим
4). Форма правления
Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования
Формы правления:
Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.
- Ограниченная (конституционная)
- Неограниченная (абсолютная)
- Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)
Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.
- Президентская
- Смешанная
- Парламентская
Различие парламентской и президентской республик:
Президентская
- Президент (глава государства) избирается населением.
- Глава правительства президент.
- Правительство назначается президентом
- Правительство несет ответственность перед президентом.
Парламентская
- Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом
- Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)
- Правительство формируется парламентом
- Правительство несет ответственность перед парламентом
Смешанная
- Президент (глава государства) избирается населением
- Глава правительства премьер-министр
- Правительство назначается президентом
- Правительство несет ответственность перед парламентом
5). Форма государственное устройства.
Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства.
На форму государственного устройства влияют национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Так, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.
Принято различать две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство.
Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.
- Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
- Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
- Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания
Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.
К признакам унитарного государства относятся:
1. единая конституция и единая правовая система;
2. единая система высших органов государственной власти;
3. единое гражданство;
4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права;
5. деление территории государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;
6. подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.
Унитарными являются большинство государств. Такие государства могут иметь мононациональный (Франция, Швеция, Норвегия) и многонациональный (Великобритания) состав населения.
Федеративное государство – это сложное союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих суверенитетом и собственной компетенцией в области осуществления государственной власти.
Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, США, Канада, Швейцария, Россия, ФРГ, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т.д.
Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
Федеративные государства обладают характерными для них признаками:
1. территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле слова, так как не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях;
2. субъекты федерации наделены учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Союзные конституции обычно предписывают субъектам принимать свои конституции, не противоречащие положениям союзных конституций;
3. субъекты федерации наделены правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъектов;
4. субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы;
5. субъекты имеют, как правило, собственное гражданство, то есть каждый гражданин субъекта обладает двухуровневым гражданством, одновременно являясь и гражданином федерации;
6. федеративному государству присуща двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата федерального парламента представляет собой орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации;
7. субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы;
8. центральным вопросом в федеративном государстве является вопрос разграничения компетенции между федерацией и субъектами, который обязательно подробно регламентирован в федеральной конституции.
Среди федеративных государств выделяется РФ, которая является ассиметричной федерацией: ей присущ неодинаковый статус субъектов федерации. Так, например, республики имеют собственную конституцию и государственный язык, а край или область не имеют.
От федерации необходимо отличать конфедерацию.
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических). Конфедерация образуется на основе международного договора между государствами, которые, вступая в конфедерацию, в полном объеме сохраняют свой суверенитет. Конфедеративные органы только координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по вопросам, по которым они объединились. Следовательно, конфедерация в отличие от своих членов не обладает суверенитетом. Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер. Они или распадаются, или преобразуются в федерации (США, Швейцария, ОАЭ).
6). Гражданство
Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр.19 №8-9. (письменно в тетрадь)
III. Подведение итогов выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
урок обществознания 6 класс тема "Что такое человечность" по учебнику Л.Н. Боголюбова
Тема урока: Что такое человечностьПодготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.КрутоярАникина Татьяна АлександровнаЦели: 1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса общ...
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
С/Р по обществознанию 6 класс глава 1 по учебнику Боголюбова
Итоговая работа по главе 1...
С/Р по обществознанию 6 класс глава 2 по учебнику Боголюбова
Итоговая работа по 2-ой главе...
С/Р по обществознанию 7 класс глава 1 по учебнику Боголюбова
Итоговая работа по теме...