конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 7 классе
Тема: Опасный путь преступной жизни.
Цель:
- Образовательная – дать представление об основных понятиях, способствовать формированию у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций
- Развивающая - продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать.
- Воспитательная - воспитывать уважение к закону, законопослушность.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Очень рада видеть вас. Сегодня у нас урок обществознания, думаю, что мы с вами хорошо поработаем: вы покажите свои знания и умения, продемонстрируете то, что вы уже усвоили. А я постараюсь вам дать новые, нужные знания. Желаю всем нам удачи!
2. Актуализация знаний.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание.
Вам даются две минуты на повторение домашнего задания.
Закрыли тетради и учебники и отложили их на край стола.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учащихся « Подросток и его права»).
Давайте проведем с вами небольшую игру «Закончи предложение», я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
Отвечая на вопросы не забываем о правилах поведения на уроке
Итак, начинаем игру:
1. Самым важным и неотъемлемым правом каждого человека с рождения является право на: жизнь.
2. Права подростка гарантируются: государством.
3. Гражданин не имеет права: нарушать закон.
4. Право на труд входит в группу: экономических прав.
5. Документ, дающий право продолжать образование после окончания школы, называется аттестат.
6. По закону в случае рождения в семье ребёнка оплачиваемый отпуск получают: один из родителей.
Молодцы ребята! А теперь ответьте мне на вопрос, чем еще помимо прав обладают граждане нашего государства? (обязанностями). Какие обязанности граждан закреплены в Конституции РФ? (ответ учащихся) В качестве дополнительного задания на дом, я просила каждого из вас изобразить одну из обязанностей граждан в виде рисунка. Давайте посмотрим, что у вас получилось?
- Соблюдение законов
- Платить налоги
- Защищать Отечество
- Сохранить природу
- Беречь памятники культуры
- Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
Замечательные рисунки! Вы просто умнички!
А сейчас давайте поработаем в группах.. Каждой группе я раздам карточки, с ситуациями, которые могут случиться с каждым из нас. Вы обсудите эту ситуацию в группе. Затем один представитель от группы выскажет совместную точку зрения.
Приложение №1
Заполнить таблицу
«Правомерные и неправомерные действия»
Ситуация | Были соблюдены права или нет? | Почему? |
Во время пожара дверь в квартиру была выбита, и подростка, находившегося в комнате без сознания, вынесли на улицу | ||
16-летний молодой человек не был принят на работу, так как у него не оказалось письменного разрешения от родителей | ||
Восьмилетняя девочка, у которой из-за болезни парализованы ноги, вынуждена была прекратить обучение в школе и, таким образом, осталась без среднего образования | ||
Родители семилетней Кати развелись. У мамы и папы установились плохие отношения. Катя осталась жить с мамой. Она скучала по отцу, но мама решила, что им лучше не видеться |
Начинаем работать, на эту работу отводится пять минут.
Прежде чем перейти к новой теме, давайте обратим внимание на эпиграф нашего урока: «Незнание законов, не освобождает от ответственности». Подумайте, о чем будет наш сегодняшний урок?
Подростковый возраст – самый активный период в жизни человека. Взрослеющему человеку, который чувствует приток физических сил, кажется, что он все может, и ни чего ему за это не будет. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а так же неумение себя контролировать приводит иногда к печальным последствиям.
Итак, дорогие мои, тема сегодняшнего урока «Опасный путь преступной жизни».
Откройте пожалуйста тетради, запишите число, тему урока: «Опасный путь преступной жизни».
Что мы должны узнать на уроке? (Ответы ребят)
Сегодня мы узнаем об ответственности подростков, что такое преступление, какие виды наказаний существуют.
Прежде чем мы начнем искать ответы на поставленные вопросы, предлагаю вам вспомнить, что такое законопослушное и противозаконное поведение и снова поработать в группах.
Первой группе предлагается подготовить ответ на вопрос – что такое законопослушное поведение, вторая группа отвечает на вопрос – противоправное поведение.
Благодарю за ответы.
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы должны с вами познакомиться с понятием и видами правонарушений, выявить причины и признаки преступлений, а так же рассмотреть 2 основных признака преступления: вина и наказание.
- Вспомните кого закон относит к несовершеннолетним? ( лиц от 14 до 18 лет)
Именно в возрасте от 14 до 18 лет по статистике отмечается высокий процент правонарушений. Как вы думаете почему? (ответы учащихся)
Правонарушение – нарушение норм права.
Выделяет два вида правонарушений: Проступок и преступление.
Задание первой группе - пользуясь учебником дать раскрыть смысл понятия проступок, Вторая группа находит ответ на вопрос что такое преступление.
1. Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Бывают административные, гражданские и дисциплинарные проступки. (Саша)
2. Преступление - это виновное противоправное общественно опасное деяние ( действие или бездействие), наказуемое по УК РФ;
- Подумайте в чем разница между проступком и преступлением? (степенью общественной опасности)
Давайте попробуем разобрать конкретные правовые ситуации и выяснить где преступления, а где проступки:
- Неустановленное лицо избило гражданина Н. у подъезда дома № 25. (преступление)
- Школьник С. перешел дорогу в неположенном месте. (проступок)
- Гражданка В. не вышла на работу в понедельник 21 марта. (проступок)
- Гражданин Д. ворвался в магазин и угрожая пистолетом потребовал деньги. (преступление)
- Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде. (проступок)
- Гражданка Л. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась. (преступление)
Вы успешно справились с заданием.
Ребята, одну аудиозапись, и сделаем определенные выводы, послушайте
Что произошло с подростком? Почему?
О чем сегодня будем говорить?
Почему об этом надо говорить?
Что же толкает людей на совершение преступлений? Ответ на этот вопрос попытался найти Сибгатуллин Айназ. Давайте послушаем его выступление и выясним причины преступности в современной России.
Экономические: - низкий уровень материального обеспечения;
- корысть;
- огромный разрыв между богатыми и бедными;
- безработица;
- огромное количество мигрантов.
- Агрессивность;
- Депрессия и высокий уровень тревожности людей;
Причины преступлений | Пути предупреждения |
Неблагополучная семья | Здоровый образ жизни семьи |
Алкоголизм, аморальный облик личности, безнаказанность | Культура личности, правовая культура |
Хулиганство | Правовая ответственность, здоровый образ жизни личности |
Нравственная деградация, месть | Культура общения |
Нарушение правил ДД | Знание и соблюдение правил ДД |
Корысть | Нравственная культура |
Экономическая нестабильность | Высокий уровень развития личности |
Давайте обратим свое внимание вновь на понятие преступления. Ст. 14 УК РФ гласит: Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Исходя из этого определения назовите, мне, пожалуйста основные признаки преступления (1. Вина; 2.Противоправность; 3. Деяние; 4. Общественная опасность; 5. Наказуемость.)
Остановимся больше на двух понятиях: вина и наказуемость.
Вина -психическое отношение преступника к совершаемому деянию.
Умысел и неосторожность - это две формы вины. Согласно закону РФ, чтобы человека наказать нужно доказать его виновность.
1.Умысел- лицо осознает, предвидит, желает наступления общественно опасных последствий ( прямой умысел); виновный осознает, предвидит, но не желает наступления общественно опасных последствий ( косвенный умысел); 2.Неосторожность- лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие ); виновный осознает, но не предвидит, хотя должен предвидеть отрицательные последствия ( небрежность ) |
Сейчас на конкретных примерах постараемся рассмотреть эти формы вины.
1. 14- летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен. (легкомыслие)
2. Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом. (прямой умысел)
3. Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб. (неосторожность)
4. Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои. (косвенный умысел)
За совершение любого преступления полагается наказание. Что такое наказание?
Наказание - это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление.
Со скольки лет -наступает ответственность за совершение преступления? Ответ учащихся: согласно УК РФ уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет.
Обратимся к УК РФ, гл. 14, ст. 88 «Виды наказаний несовершеннолетним»
К таким преступлениям относятся убийство, разбой, терроризм, угон автомобиля, насилие и т.д.
Какие цели предусматривает наказание? (опираясь на уже имеющиеся у вас знания)
Задание. Какие из перечисленных обстоятельств смягчают наказание, а какие
ужесточают?
Обстоятельства совершения преступления
Смягчают наказание
Ужесточают наказание
1, 3 ,4, 6 ,7, 8 , 10
2, 5,9 ,11
1. Несовершеннолетие;
2. Рецидив, т.е. повторное совершение преступления;
3. Беременность;
4. Явка с повинной, отказ от совершения преступления;
5. Преступление, совершенное в составе преступной группы ( соучастие );
6. Преступление, совершенное впервые;
7.Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
8. Добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда;
9. Аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
10. Наличие малолетних детей у виновного;
11. Преступление, совершенное с особой жестокостью
Предлагаю вашему вниманию набор видеороликов, демонстрирующих примеры общественно опасного деяния, влекущее за собой уголовное наказание. (Смотрим, комментриуем)
Вывод – над своими поступками нужно думать, помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
Все мы знаем, что правоохранительные органы страны и нашего района призваны обеспечивать защиту права, порядка и безопасности в стране. Любой человек, в том числе и подросток, могут быть задержаны сотрудниками милиции для выяснения личности. Несмотря на то, что подобные встречи с милицией могут не произойти, нужно знать некоторые правила: (обучающийся зачитывает)
При задержании несовершеннолетнего сотрудниками милиции надо знать, что:
1. Следует немедленно сообщить родителям или родственникам, что произошло.
2. Каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на защиту.
3. Несовершеннолетние дают объяснения только в присутствии родителей или законных представителей.
4. При личном досмотре должны присутствовать посторонние люди – понятые.
5. Нельзя подписывать незаполненный протокол задержания.
6. Подросток имеет право подать жалобу на действия тех, кто провёл задержание.
7. Вести себя вежливо при задержании.
8. Носить с собой документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении, полис).
Откройте учебник на странице 137-138 и составьте памятку, «Правила поведения несовершеннолетних при задержании сотрудниками милиции, это станет итогом урока.
Правила поведения несовершеннолетних при задержании сотрудниками милиции.
Всегда необходимо | Никогда нельзя. |
Спросить 2 учащихся зачитать памятку.
- Закрепление изученного материала
Молодцы ребята! Что нового вы узнали на уроке? Вам это пригодится в жизни?
Так что, помните, с законом шутки плохи!
Дорогие мои ученики! Каждый человек творец своей судьбы, поэтому, выбирая преступный образ жизни, человек наносит вред окружающим людям и вынужден жить в условиях постоянного страха и ненависти. «Закон суров, но это закон», - говорили римляне, соблюдая его установки.
Взрослые и дети!
За свое будущие мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Благодарю вас за активное участие на уроке! Все активно работали, старались во всем разобраться, за получаете соответствующие оценки ….
А теперь подведем итоги.
Что вы узнали нового?
Что вас заинтересовало? (работа с документом).
Что хотелось бы узнать подробнее? (состав преступления, участники, виды преступлений).
Понравилось ли работать в группе?
Спасибо, занятие окончено.
Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение.
5. Домашнее задание
А) Прочитать параграф 19,
Б) написать мини - сочинение на тему: «Почему люди совершают преступление»;
УК РФ
РАЗДЕЛ II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Статья 14. Понятие преступления
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 № 92-ФЗ)
Статья 15. Категории преступлений
1.В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2.Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
3.Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное
настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы, (в ред. Федерального закона от 09.03.20Q1 № 25-ФЗ)
4.Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, (вред. Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ)
5.Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Глава 4. ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Статья 19. Общие условия уголовной ответственности
Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2.Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267). (в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 № 73-ФЗ, от 27.07.2006№ 153-ФЗ)
Причины преступлений | Пути предупреждения |
Неблагополучная семья | Здоровый образ жизни семьи |
Алкоголизм, аморальный облик личности, безнаказанность | Культура личности, правовая культура |
Хулиганство | Правовая ответственность, здоровый образ жизни личности |
Нравственная деградация, месть | Культура общения |
Нарушение правил ДД | Знание и соблюдение правил ДД |
Корысть | Нравственная культура |
Экономическая нестабильность | Высокий уровень развития личности |
Причины преступлений | Пути предупреждения |
Неблагополучная семья | Здоровый образ жизни семьи |
Алкоголизм, аморальный облик личности, безнаказанность | Культура личности, правовая культура |
Хулиганство | Правовая ответственность, здоровый образ жизни личности |
Нравственная деградация, месть | Культура общения |
Нарушение правил ДД | Знание и соблюдение правил ДД |
Корысть | Нравственная культура |
Экономическая нестабильность | Высокий уровень развития личности |
Причины преступлений | Пути предупреждения |
Неблагополучная семья | Здоровый образ жизни семьи |
Алкоголизм, аморальный облик личности, безнаказанность | Культура личности, правовая культура |
Хулиганство | Правовая ответственность, здоровый образ жизни личности |
Нравственная деградация, месть | Культура общения |
Нарушение правил ДД | Знание и соблюдение правил ДД |
Корысть | Нравственная культура |
Экономическая нестабильность | Высокий уровень развития личности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....