Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: «Молодежные субкультуры »
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Разработка
урока обществознания в 11 классе
по теме: «Молодежные субкультуры »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodezhnye_subkultury.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар гимназия № 18
Разработка
урока обществознания в 11 классе
по теме: «Молодежные субкультуры »
Плукчи Наталья Ивановна,
учитель истории и обществознания
Тема урока: Молодежные субкультуры
Цель урока: изучить причины появления, сущность и многообразие молодежных субкультур.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с молодежными субкультурами и их типами.
Развивающие: способствовать формированию умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: формировать культуру, логическое мышление, активную жизненную позицию.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые методы, технологии обучения: наглядно-демонстрационные, словесные, прием ТРКМЧП «Опорные слова», «Мозговой штурм», «Сводная таблица».
Используемые формы организации познавательной деятельности обучаемых: работа в микрогруппах, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, статьи из журналов, учебники обществознания, конспект урока.
Прогнозируемый результат (формируемые компетенции):
- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты своей деятельности;
- информационная компетентность - способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; умение работать со всеми видами источников информации.
- коммуникативная компетентность - готовность работать в команде; вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения.
Список использованной литературы:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 11 кл.: профильный уровень. - М, 2013
- Громов Д.В., Мартыкова М.Ю. Молодежные субкультуры Москвы. – М., 2009.
- Обществознание: учебно-справочное пособие / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2014.
4. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. – М.: Издательство «Института социологии РАН», 2000.
5. Свечников С.К. Молодежь и рок-культура. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) Марийский институт образования, 2007.
Конспект занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии. Зрительная проверка присутствующих.
2. Мотивация учащихся
Для того чтобы определить, чем мы сегодня будем заниматься, Вам предлагается посмотреть на экран (слайды 1-6). Просмотрев предложенные Вам фото, как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?
Совершенно верно, тема нашего занятия «Молодежные субкультуры» (слайд 7).
Я предлагаю Вам посмотреть на экран, где вашему вниманию представлена группа слов, относящихся к теме нашего занятия. На слайде представлены опорные слова: эмо, падонки, трейсеры, яппи(слайд 8). Можете ли Вы сейчас дать определения их слов?
Вы, конечно же, поняли, что все эти слова относятся к теме молодежные субкультуры, и в конце урока мы попытаемся с Вами дать определения всем представленным на экране словам.
Молодежные субкультуры начали активно развиваться лишь в 60-е годы ХХ века. И сегодня на занятии мы с Вами должны ответить на вопрос: «Почему в России молодежных субкультур больше, чем в СССР?». Слайд 9. Ответы учащихся.
Ответить на этот вопрос не так просто, т.к. в настоящее время Вы не обладаете достаточным для этого запасом знаний. Но мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.
Можно предположить, что молодежные субкультуры – это вызов, который бросает молодежь обществу (гипотеза).Слайд 10. Это утверждение мы должны будем сегодня подтвердить или опровергнуть.
3. Этап работы с новым материалом
В первую очередь мы должны дать определение термину «молодежь». Ответы учащихся (слайд 11).
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 18 до 30 лет.
Далее необходимо определиться с понятием «субкультура». Так, в широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры (слайд 12).
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.
Проведение физкультминутки
Давайте сформулируем определение молодежной субкультуры и запишем его в опорных конспектах (задание №1). Учащиеся самостоятельно формулируют определение понятия «молодежная субкультура» и записывают его в своих опорных конспектах. Давайте сравним полученные Вами определения с определением, представленным на слайде (слайд 13).
Выделяют два вида молодежных субкультур:
Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют:
Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить. Слайд 14.
В настоящее время в России огромное количество молодежных субкультур, которые можно классифицировать по образу жизни, интересам, политическим установкам, религиозным убеждениям и т.д.
Следует подчеркнуть, что субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Наиболее известные типы молодежных субкультур: музыкальные, имиджевые, политические и мировоззренческие, по хобби, представлены у Вас в опорных конспектах (слайды 15-20).
Как Вы, наверное, заметили молодежных субкультур огромное количество, и изучить их все невозможно в рамках одного урока. В связи с этим я разделила Вас на 4 группы, каждая из которых сейчас в течение 10 минут будет исследовать определенную молодежную субкультуру.
1. Готы; 2. Падонки; 3. Трейсеры; 4. Яппи.
В опорных конспектах найдите задание №2, которое представляет собой сводную таблицу. Сейчас Вам необходимо заполнить ту ее часть, которая относится непосредственно к заданной Вам молодежной субкультуре. По окончании установленного для выполнения задания времени необходимо представить полученные результаты. По ходу представления выполненного задания всеми каждой группой, другие группы заполняют пустые графы своей таблицы. (слайд 21-24)
Таким образом, молодежных субкультур в России огромное количество. В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности.
Вам в течении 1-2- минут используя метод «Мозгового штурма» необходимо выделить причины появления молодежных субкультур. Слайд 25
Давайте обратимся теперь к поставленному в начале занятия вопросу: «Почему молодежных субкультур в России больше, чем в СССР?». Конечно же и в с вязи с демократией и упадком ценностей и т.д.
Можем ли мы сказать, что в настоящее время молодежные субкультуры – вызов, который бросает молодежь обществу? Ответы учащихся. Конечно же, да. Таким образом, мы подтвердили с Вами выдвинутую в начале занятия гипотезу.
Этап закрепления знаний
В опорных конспектах найдите задание №3, в котором Вам даны определения изученных сегодня опорных слов, но они перепутаны. Вам необходимо найти в них ошибки и записать правильный вариант. На выполнение задания 2 минуты. Слайд 26.
Поменяйтесь листами опорного конспекта и проверьте работы одногруппников. (слайд 27)
Этап подведения итогов
Таким образом, мы определили, что тема нашего занятия является достаточно актуальной в настоящее время. Многообразие субкультур является следствием криминализации нашего общества, социальной и политической напряженности и т.д. В связи с этим молодежь и бросает обществу вызов в виде молодежных субкультур.
Рефлексия
Что нового Вы узнали на сегодняшнем уроке? Пригодятся ли полученные знания Вам в жизни? Чтобы Вы хотели узнать еще по теме «Молодежные субкультуры»?
Оценивание знаний
Оценка работы группы, индивидуальные ответы учащихся.
Домашнее задание
Написать эссе на тему «Молодежные субкультуры и я». Слайд 28
На этом наше занятие подошло к концу. Всего доброго, до свидания!
Рабочие листы к уроку по теме «Молодежные субкультуры»
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 18 до 30 лет.
Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.
Задание №1: Закончите предложение.
Молодежная субкультура – это.___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Выделяют два вида молодежных субкультур:
1. Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
2. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют:
1. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
2. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
3. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Задание №2. Заполните таблицу.
Критерии для сравнения | Готы | Падонки | Трейсеры | Яппи |
Внешний вид | ||||
Атрибутика | ||||
Мировоззрение (ценности, идеалы, убеждения) | ||||
Вид молодежной субкультуры (просоциальная, асоциальная, антисоциальная) |
Наиболее известные субкультуры:
1. Музыкальные
2. Имиджевые
3. Политические и мировоззренческие
4. Хулиганские
5. По хобби
Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
1. Готы — поклонники готик-рока, готик-металла и дарквейва
2. Джанглисты — поклонники джангла, “dram and bays” и его разновидностей
3. Инди — поклонники инди- рока
4. Металлисты — поклонники хэви-металли его разновидностей
5. Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии
6. Растаманы — поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари
7. Риветхеды — поклонники музыки в стиле индустриал
8. Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
9. Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
10. Традиционные скинхеды — любители ска и регги
11. Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:
1. Отаку — поклонники аниме(японской мультипликации)
2. Падонки — использующие жаргон падонков
3. Ролевики — поклонники живых ролевых игр и исторической реконструкции
4. Фурри — поклонники антропоморфных животных
Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби:
• Байкеры — любители мотоциклов
• Райтеры — поклонники граффити
Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям (мировоззренческие):
• Нью-Эйдж
• Стрейт-эджеры
• Хиппи
• Неформалы
• Яппи
Задание №3. Найдите ошибки в данных предложениях.
1. Яппи – люди, занимающийся искусством рационального перемещения.
2. Готы – молодежная субкультура, основанная на успешности, профессионализме и моде.
3. Трейсеры – контркультура, презирающая массовую культуру и основанная на употреблении алкоголя и наркотиков.
4. Падонки – субкультура, основанная на любви к музыке, склонности к мистицизму, мрачном имидже.
Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Молодежные субкультуры и я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс)
Открытый урок для 11 класса по теме «Молодежные субкультуры»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 11 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с...
Разработка урока по английскому языку в 10 классе на тему "Молодежные субкультуры".
Цели и задачи урока:Учебный аспект: формирование лексических навыков говорения, развитие умения письменно излагать свою точку зрения.Развивающий аспект: развитие способности к сравнению, обобщению.Вос...
Урок английского языка в 10 классе по теме "Молодежная субкультура"
Урок - викторина, 10 класс, На базе УМК «The world of English» под редакцией Кузовлева B.Н. Тема: «Молодежная субкультура» (Youth subculture)Цель: Развитие коммуникативной компетенции по все видам дея...
Конспект урока в 10 классе по теме "Молодежная субкультура", УМК В.П. Кузовлева.
Конспект урока по УМК В.П. Кузовлева 10 класс по теме " Молодежная субкультура"...
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"
Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...