Мастер - класс. Алкоголизм: проблема личности и общества.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Занятие с использованием методики учебного сотрудничества(работа в малых группах, метод"мозгового штурма"). Учащиеся в классе делятся на группы по своим способностям: отличники. хорошисты, троечники. Те, кто учится с желанием и кто потерял интерес к обучению. Часто коллективные усилия не приводят к желаемому результату. При использовании метода учебного сотрудничества группы учеников совместно работают для того, чтобы вместе узнать что - то новое или выполнить конкретное учебное задание. Учащиеся без помощи педагога помогают друг другу, делясь информацией и непосредственно принимают участие в работе своих товарищей. Такие занятия я провожу на итоговых уроках по обществознанию. Глобальные проблемы современности. Потребности человека. Цель занятия. Уметь объяснить в чём заключается проблема вредного образа жизни личности и общества при употреблении алкоголя. Помочь всем прийти к общему пониманию и признанию здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_alkogolizm.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса
Тема «Алкоголизм: проблема личности и общества»
Занятие с использованием методики учебного сотрудничества
(работа в малых группах, метод «мозгового штурма»).
Презентация педагогического опыта. Учащиеся в классе делятся на группы по своим способностям: отличники, хорошисты, троечники. Те, кто учится с желанием и кто потерял интерес к обучению. Часто коллективные усилия не приводят к желаемому результату. Ребята лишь соперничают между собой или отсиживаются на уроке. Многое мешает осуществлению коллективной работы. Менее подготовленные учащиеся предоставляют более способным ученикам возможность выполнить групповое задание, некоторые только формально участвуют в работе группы. В тоже время способные ученики работают не в полную силу. Работа в коллективе приводит к таким нежелательным последствиям, как развитие у ученика чувства беспомощности, стремления уйти от ответственности, приучает его к несправедливому распределению обязанностей, к мешающим делу спорам, к интригам внутри коллектива. Это происходит при отсутствии необходимых условий для того, чтобы коллективная работа была эффективна и приносила большие результаты. Среди этих условий следующее: которые способствуют развитию учащихся:
- Осознанная творческая взаимозависимость членов коллектива;
- Интенсивное творческое общение между участниками;
- Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы;
- Умение работать с напарником или в составе небольшой группы;
- Регулярное обсуждение всей группой хода работы в целях повышения ее эффективности.
При использовании метода учебного сотрудничества группы учеников совместно работают для того, чтобы вместе узнать что-то новое или выполнить конкретное учебное задание. Методика учебного сотрудничества переводится как «кооперативное обучение». Учащиеся без помощи педагога помогают друг другу, делясь информацией и непосредственно принимают участие в работе своих товарищей.
Доказательством результативности является написание научно- исследовательских работ по изучению истории повседневности, где каждая группа занимается по избранной теме, а каждый ученик выполняет самостоятельно свою часть задания (составляет вопросы анкеты, проводит её и обрабатывает полученную информацию, организовывает интервью, анализирует, оформляет работу).
Возникающая проблема - ученики не сразу понимают, как себя вести во время совместной работы в группе, не умеют работать в коллективе, в них сильно развит дух соперничества. Я начала с малого, работая с одной темой и с одним классом, и до сих пор этот метод осваиваю. Это совсем не просто! Перспективой в работе являются выработка навыков поведения в коллективе учеников, так как ее нужно постоянно развивать до тех пор, пока они не войдут у них в привычку. Вот несколько планов проведения занятий по методу учебного сотрудничества. Самый простой: ученик А задает вопросы ученику Б, а затем ученик Б задает вопросы ученику А, с полученными результатами они знакомят другую пару учеников.
По другому плану: ученикам, объединенным в группы, поручается задание. Каждая группа отвечает за свой раздел задания, каждый член группы получает свое конкретное задание и выполняет свою работу самостоятельно и затем результаты докладывают другим членам группы. Систематизировав работу своих членов, группа докладывает о результатах всему классу. В работе присутствуют ролевые задания («роль аналитика, роль организатора, роль отвечающего за смысл проводимых действий, роль участника в общей работе, роль с конкретным заданием, роль участия в обработке полученного материала, роль эксперта»), метод «мозгового штурма».
Представление системы уроков. Занятия с методом учебного сотрудничества я провожу на итоговых уроках так, например, тема «Современный мир», его многообразие, глобальные проблемы современности и пути их решения человечеством. Одна из них - экологический кризис. Угроза которого велика – разрушается среда обитания людей, причиняется большой ущерб их здоровью. И здесь мы говорим о сокращении озонового слоя атмосферы, загрязнения водных бассейнов и воздуха, нехватке питьевой воды, перенаселенности мегаполисов, эпидемии СПИДА, наркомании, алкоголизме.
Имитационная игра. Можно много говорить о вреде алкоголя о безнравственности его производства. Мир, придумав спиртные напитки, доставляющие удовольствие человеку идет на поводу желаний, не задумываясь о вреде или пользе этих удовольствий для человеческого организма. Современная индустрия спиртных напитков представляет винно-водочные изделия как неотъемлемую часть образа современного, успешного, счастливого человека. Но статистика и медицина приводят неоспоримые цифры и факты: процент формирования зависимости от спиртных напитков среди детей и подростков растет из года в год, ухудшается здоровье школьников. Пиво, вино, благодаря рекламе и примеру взрослых привлекает внимание ребенка и создает ложное впечатление о своей значимости о красивой взрослой жизни. Каждый понимает, что он не застрахован от влияния этого негативного фактора. Вряд ли из нашей жизни исчезнет алкоголь. Поэтому необходимо предпринимать шаги по социализации ученика и формировать у него умения «держать удар» и противостоять этому негативу. Профилактика потребления спиртных напитков и возникновения алкогольной зависимости у детей и подростков стали целью создания этого занятия. Его тема. Алкоголизм: проблема личности и общества. Занятия с использованием методики учебного сотрудничества. Цель занятия. Уметь объяснить в чем заключается проблема вредного образа жизни личности и общества при употреблении алкоголя. И как решать эту проблему. Помочь всем прийти к общему пониманию и признанию здорового образа жизни, узнать о вреде и опасности, которое приносит употребление алкоголя человеку и обществу. Работа над этой темой важна потому, что мы сталкиваемся с пьянством в повседневной жизни.
У учащихся в процессе работы в небольших коллективах развиваются умения сочетать групповые и индивидуальные формы работы, результат достигается при отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Развиваются творческие и мыслительные способности, воображение в ролевых играх, приобретаются социальные навыки и чувства взаимозависимости при работе в группе. Все активно включаются в действия, которые имеют профилактическую значимость.
А теперь выберите один из предложенных ответов на вопрос: «Что такое алкоголизм?» На столах лежат таблички с возможными ответами: несчастье, мода, бизнес, грех, преступление, болезнь, подражание, развлечение, безумие, бедность, личное дело, причина смерти, жестокость, конфликтность в семье.
По итогам этого мини-социологического опроса формируется пять групп. Каждой группе дается задание.
Задание № 1. Вашей группе необходимо найти максимальное количество ответов на вопрос ПОЧЕМУ ЛЮДИ МОГУТ НАЧАТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ? Расставьте свои ответы в приоритетном порядке.
Задание № 2. Вашей группе необходимо найти максимальное количество ответов на вопрос КАКОЙ ВРЕД СПИРТНЫЕ НАПИТКИ МОГУТ ПРИНЕСТИ САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Расставьте свои ответы в приоритетном порядке.
Задание № 3. Вашей группе необходимо найти максимальное количество ответов на вопрос В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ ДЛЯ ОБЩЕСТВА? Расставьте свои ответы в приоритетном порядке.
Задание № 4. Вашей группе необходимо найти максимальное количество ответов на вопрос КАКИМ ОБРАЗОМ ШКОЛА МОЖЕТ ПОМОЧЬ БОРЬБЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ? Расставьте свои ответы в приоритетном порядке.
Задание № 5. Вашей группе необходимо найти максимальное количество ответов на вопрос КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПЬЯНСТВОМ В НАШЕЙ СТРАНЕ? Расставьте свои ответы в приоритетном порядке.
Участники внутри группы в ходе мозгового штурма первоначально находят максимальное количество ответов на поставленный вопрос, а затем выделяют три основных, с их точки зрения, ответа. На данную работу отводится до 15 минут. В каждой группе один из представителей получает дополнительное ролевое задание.
Группа № 1. Родитель, который боится, что его ребенок станет принимать алкогольные напитки. Что делать, чтобы это предотвратить?
Группа № 2. Человек, которому предложили попробовать алкогольные напитки и он находится в сомнении – стоит это делать или нет.
Группа № 3. Депутат, который определяет, будут ли выделяться из бюджета дополнительные средства на борьбу с алкоголизмом.
Группа № 4. Представитель управления образования, который решает вопрос о выделении в школе дополнительных часов и ставок на рассмотрение проблемы алкоголизма.
Группа № 5. Представитель международного фонда, который решает вопрос о выделении материальной помощи России для решения проблемы алкоголизма. Задания отдельным членам группы: написать синквейн – маленькое пятистишие, в нем отразить свое отношении к изучаемой проблеме.
Затем начинается выступление групп. Представители группы зачитывают вопрос, а все остальные участники занятия (из других групп) индивидуально называют по одному из возможных ответов. Так как предполагается, что ответов может быть много, то участникам предлагается избегать повторения предыдущих ответов. Члены группы становятся экспертами и подводят итоги общей работы. По сформулированному вопросу, выделяя три основных на их взгляд, ответа. Таким же образом строится работа и по остальным вопросам. Затем выступает представители групп, которые имели ролевое задание. Оценивается то, как проходила работа в группе и насколько она была эффективна по критериям:
- Организация ответа (ведение, основная часть, заключение);
- Понимание проблемы, умение говорить;
- Умение анализировать и делать выводы;
- Иллюстрация своих мыслей (фактами);
- Работа с ключевыми понятиями;
- Причинно-следственные связи (умение переходить от частного к общему или от общего к частному).
Моделирование
Вернемся к начальному вопросу: «Что такое алкоголизм?» Прочитайте, что выбрали вы. А теперь вы сами создадите модель здоровья. Она состоит из профилактической работы с детьми – традиционной и современной.
Традиционная | Современная | |
Модель здоровья однокомпонентная = физическое здоровье | Модель здоровья | Модель здоровья трехкомпонентная = физическое + психическое + нравственное здоровье |
Знания | Цель | Формирование личности |
Описание вредных последствий для здоровья и социального благополучия человека злоупотребления алкоголя | Содержание | Психогигиенические навыки поведения, осваиваемые в процессе специального обучения |
Лекции, буклеты, плакаты, брошюры, научно-популярные и учебные фильмы, памятки и т.п. | Средства | Работа в малых группах, общегрупповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры. |
Дети и подростки в средней школе с отклоняющимся поведением | Объект | Обычные дети в детских садах, начальной и средней школе |
Специалист, врач, нарколог, лектор | Субъект | Учитель, ведущий другие занятия в школе |
Влияние полученных знаний на установки и поведения подростков | Ожидаемые результаты | Свободная личность, осуществляющая независимое поведение |
Рефлексия в форме анкеты. Вопросы.
- Какие методы и приемы были использованы в занятии?
- Какие есть ограничения у подобного занятия?
- Какие вариации в проведении подобного занятия вы могли бы предложить?
- Что нового узнали на занятии?
- Чему вы научились работая в группе?
- С какими трудностями в ходе работы столкнулись?
- Слабые стороны, пути их исправления.
- Положительные моменты.
Притча. Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека. Китайская поговорка.
В результате данного занятия мы получили пример, создания взаимной зависимости при работе учащихся в группах и формирование ответов, как общей работы, а не усилий отдельных групп или людей.
То, что мы собрались вместе, - это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе, - это уже достижение; то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех. Генри Форд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс на тему: "Власть и общество" (технология РКМ)
Урок на основе системно-деятельностного подхода 10 класс....
Мастер-класс Алкоголизм
Можно использовать как разработку урока в старших классах...
Мастер-класс Алкоголизм
Можно использовать как разработку урока в старших классах...
Мастер- класс по экологии по теме: "Общество и природа"
На современном этапе развития образования одной из актуальных вопросов является выявление, обощение и распространение инновационного педагогического опыта. При этом одной из эффективных форм...
Наркомания- проблема личности и общества
Презентация...
Проблема личности и общества на уроках обществознания при реализации учебной программы с использованием авторской рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ
Цель создания рабочей тетради заключается в том, чтобы способствовать повышению эффективности обучения учеников, развить их творческое воображение. Донести материал в новой, необычной форме.При исполь...
С/Р по обществознанию 8 класс на тему "Личность и общество. Сфера духовной культуры"
Итоговая работа по пройденному материалу...