Мастер- класс по экологии по теме: "Общество и природа"
учебно-методический материал по естествознанию (9 класс) на тему
На современном этапе развития образования одной из актуальных вопросов является выявление, обощение и распространение инновационного педагогического опыта. При этом одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс как открытая педагогическая система позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Поэтому в нашей школе широко практикуется проведения мастер - класса.
Данный мастер класс мною проведен в рамках предметной недели. И я решила поделиться им со своими коллегами пользователями социальной сети работников образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_obshchestvo_i_priroda.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Мастер- класс
«Общество и природа»
Абзиева Гаукар Ядыгемовна- учитель химии и биологии
с.Кош-Агач, 2014 год
Тема урока: «Общество и природа».
Вид урока: Пресс – конференция.
Форма проведения урока: Организация деятельности учащихся на основе технологии критического мышления, методика шести шляп Э.Де Бона .
Цель:
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
Задачи урока:
- Сформировать у учащихся представления о социальной сущности человека и роли природы в его становлении и развитии.
- Показать тесную взаимосвязь общества и природы.
- Дать представления об экологической обстановке в регионе.
- Развивать у учащихся способность обобщать, анализировать, решать, поставленные цели и задачи на творческом уровне.
- Привить чувства патриотизма, любви к своему народу и родной природе.
Оборудования урока:
- Портрет Абая Кунанбаева и Лазаря Кокышева.
- Рисунки о природе.
- Макеты шести шляп.
Формы организации деятельности учащихся:
- Групповая
Этапы урока:
1. Природа - источник поэзии.
2. Тут и отдых, тут и рай –
Высокогорный наш край.
К нам скорее приезжай,
И здоровье поправляй!
3. У роковой черты
4. Экология и нравственность. Как преодолеть экологический кризис?(слайд №1)
Для проведения пресс – конференции аудитория разделена на две группы:
-Экологи
- Эксперты
Слово редактора журнала « Вокруг света». Перед вами лежат 6 виды шляп , вы должны обмениваться мнениями и рассуждать в роли этих шляп (имеются рекомендации.)
Приступаем к первому этапу нашей конференций. Природа и поэзия тесно связаны друг с другом. Каждый поэт или писатель по– своему изображает природу.
1.Природа – источник поэзии.
(Группы работают по текстам).
Задание 1 группе (эксперты)
Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
« В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац… Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть...И вдруг…Редкие холодные капли упали в нос. На щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому –подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Актуализация знаний учащихся по данной теме:
- Какие чувства вызвало у вас появление солнца?
- Каким общим словом можно назвать данные явления?
- Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?
Задание 2 группе (экологи.)
Отрывки из стихотворений Абая Кунанбаева «Жаз» и Лазаря Кокышева « Jай» :
Жаздыгун шілде болғанда,
Көкарой шалғын бәйшешек,
Ұзарып өсіп толғанда
Күркіреп жатқан өзенге
Көшіп ауыл қонғанда.
Летом, когда наступает июль,
Когда на сенокосном лугу подснежники
Наливаются во плоти,
У берега бурлящей реки
Располагается кочующий аул.
Сениле кожо бастыра чечектер,
Серуунди сурап, кыйналып тургандай
Энир ле, кирзе, устинде, балам,
Эрке jылдыстар jаркынын ийер.
Актуализация знаний учащихся по данной теме:
- Какая тема отражается в данных стихотворениях?
- Составить диаграмму Венна. Сравнить сходства и различия в произведениях двух поэтов.
- Как изобразили поэты разных исторических эпох взаимоотношение человека и природы? (слайд №2)
Вывод (1 группа)
Великий русский писатель в своей пьесе
« Гроза», написанной 1856 году, в образе Катерины показал луч света в темном царстве, а американский писатель Рэй Брендбери в своем фантастическом рассказе « Все лето в один день», написанный 1954, показал детей-лучики света, которые мечтают о светлом будущем.
Вывод (2 группа)
Рассмотрев произведение двух поэтов, стихотворение Абая Кунанбаева «Жаз» состоит из 56 имеющих по 7-8 слогов. При этом использована разная рифмовка, одна рифма « Кылтылдап, ынкылдап» повторяется 19 раз. А стихотворение Лазаря Кокышева « Jай» состоит из 29 строк. Лазарь Кокышев рисует картину своих впечатлении, тоска по дочери. В этих стихотворениях затронута тема о жизни, о природе.
Итак, что же такое природа?
Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.
Придумать ассоциации к слову «Природа», аукцион мнений (слайд №3)
1 группа 2 группа
Природа
в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа
нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты
многообразии проявлений. земная оболочка, охваченная
Это лечебные источники, реки и озера. жизнью
2. Тут и отдых, тут и рай –
Высокогорный наш край.
К нам скорее приезжай,
И здоровье поправляй!
1 группа
Джумалинские ключи (другое название Теплый Ключ) расположены в 100 км юго-западнее села Кош-Агач Республики Алтай, вблизи перевала Теплый Ключ, на правом берегу р. Джумалы (Жумалы), на высоте примерно 2400м над уровнем моря. Этот редкий вид термальных источников, содержащих радон, имеет статус памятника природы. Район, где находятся Джумалинские ключи, примыкает к восточной границе плоскогорья Укок.(слайд №4)
2 группа
Источник Бугузун расположен в 70 км к северо-востоку от с. Кош-Агач Кош-Агачского района, в правом борту
р. Аккаялу-Озтк, левого притока р.Бугузун. Он относится к высокогорной группе источников, формирующихся на абсолютной высоте более 2000 м. Название его имеет монгольское происхождение. Среди местного населения источник известен как целебный.(слайд №5)
3. У роковой черты.
Среди глобальных экологических проблем по нашему региону можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться сотни видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.
Вывод:
«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,
Не останется природы и не будет красоты!» (слайд №6)
4. Экология и нравственность. Как преодолеть экологический кризис?
Резолюция
Основной задачей является повышение уровня экологической культуры, образования и профессиональных навыков и знаний в области экологии у населения.
Для этого необходимо:
Создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения, экологизация системы образования и воспитания;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды;
экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы ;
развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;
поддержка производства и публикации материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.(слайд №7)
Итог урока:
Берегите родную природу,
Эти реки, леса, поля,
Потому что все эти просторы –
Это наша родная земля.
Объясняйте везде и повсюду,
Что природу нельзя губить,
Потому что родную природу
Нужно беречь, лелеять, любить.
Каждый кустик и каждую веточку
Нужно тщательно охранять,
Относиться к ним очень бережно
И в обиду их не давать.
Домашнее задание: составить презентацию по теме: « Общество и природа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер -класс Ивановой М.В."Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время"
Мастер – класс Ивановой М.В.Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время....
Дидактические материалы по теме: "Общество и природа. Основные сферы общества"
Разработка тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме: " Общество и природа. Основные сферы общества"...
Разработка мастер-класса по русскому языку "Экология языка". Язык интернета.
Разработка мастер-класса по русскому языку предназначена для проведения внеурочного занятия по русскому языку, Целевая аудитория 7-9классы....
Мастер-класс по химической экологии
https://cloud.mail.ru/public/LtJ5/dZAEEQPik...
Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе
Цель мастер-класса: показать применение на уроках биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятель...
Мастер-класс «Проектная работа по биологии, экологии в рамках реализации ФГОС»
В данной работе рассказывается о проектной работе по биологии и экологии....
Тест по обществознанию по теме "Общество и природа"
Тест по обществознанию по теме "Общество и природа" для 8 класса...