Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Права человека и гражданина: история развития в XX веке”
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
В конспекте урока моей целью является помочь старшеклассникам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_konstitutsii.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс школьных проектов,
посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
Номинация
«Конкурс методических разработок
по изучению Конституции России для педагогических работников»
Урок обществознания
«Права человека и гражданина: история развития в XX веке”
в 11 классе
Ф.И.О. автора- Артемихина Татьяна Геннадьевна
Должность-учитель истории, обществознания
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Бисерово
Афанасьевского района
2013
Введение
Тема урока- «Права человека и гражданина: история развития
в XX веке” Занятие может быть проведено в рамках изучения темы «Гражданское общество и правовое государство» (базовый уровень) или «Гражданское общество» (профильный уровень) в соответствии с Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ Федерального компонента Государственного стандарта 2004 г. по курсу «Обществознание» (11 класс).
Актуальность темы урока. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять его интересы. Но вопрос о том, как это сделать лучше , оставался открытым. Права человека , согласно теории естественных прав человека, принадлежат каждому от рождения только потому, что он- человек.
Молодое поколение очень часто обвиняют в правовом незнании. Но молодёжь формируется в рамках определённого общества, традиций , правовой системы. Все наши потребности и желания , все наши ценности и интересы закреплены и реализуются через различные институты политической системы и гражданского общества.
Институты государства формируют наше восприятие законов и права. Именно государство провозглашает и декларирует наши права и обязанности в таком важном правовом документе, как Конституция РФ.
В конспекте урока моей целью является помочь старшекласс
никам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет , понять закономерности изменений в политико-правовой сфере современной России . Важно показать, что на примере изучения Конституций Российского государства различных эпох вопрос о правах человека и гражданина особенно актуален в современной России .
Важно осознать те закономерности, которые произошли в нашей стране в развитии прав и свобод человека на протяжении XX в, а именно: Конституция 1924 г. закрепила создание СССР, Конституция СССР 1936 г.декларировала победу социализма, Конституция СССР 1977 стала манифестом развитого социализма, Конституция РФ 1993 г.закрепила основы конституционного строя в условиях рыночной экономики. Важно помочь старшеклассникам извлечь уроки из прошлого и показать, что принятие каждой новой Конституции - это качественно новый этап в развитии прав и свобод человека и гражданина нашей страны. Я считаю, что текст Конституции РФ 1993 г. можно сравнивать с текстами предыдущих Конституций СССР на основании того, что современная Российская Федерация стала правопреемницей СССР после его распада.
Для раскрытия темы был выбран тип урока-урок-практикум. После организационного момента (2 мин) на этапе актуализации знаний (5 мин) учитель даёт задание классу: « Вспомните права и свободы человека и гражданина, закреплённые в ныне действующей Конституции».
Затем класс делится на группы, им предлагаются тексты для работы в группе (тексты Конституций СССР 1924, 1936, 1977 для 1, 2, 3 группы отдельно и текст Конституции РФ 1993 выдаётся для всех групп. ) На данный этап урока планируется 23 мин.
Для оформления результатов работы каждой группе учащихся выдаются рабочие листы. Задание подобрано с целью развития у учащихся навыков работы с документами, умения ориентироваться по данным исторической карты, анализировать, высказывать собственные суждения и отстаивать свою позицию опираясь на факты. Группа по ходу обсуждения задания заполняет электронный вариант рабочего листа, для работы на уроке для каждой группы необходим ноутбук или стационарный компьютер.
Первая группа учащихся работает с текстами Конституции СССР 1924 и Конституции РФ 1993 г. и сравнивает правовое положение человека и гражданина. Вторая группа учащихся работает с текстами Конституции СССР 1936 и Конституции РФ 1993 г.и сравнивает правовое положение человека и гражданина. Третья группа учащихся работает с текстами Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г. и сравнивает правовое положение человека и гражданина. Результатом работы групп будет заполненная таблица с определённым содержанием (см. Приложения № 4,5, 6).
На заключительном этапе урока каждая группа учащихся презентует результаты своей работы , демонстрируя заполненный рабочий лист на экране через проектор ( 10 мин).
В качестве рефлексии учителем предлагается синквейн, темой которого является название урока- «Права человека и гражданина : история развития в XX в» (5 мин)
Конспект урока
Тип урока: урок-практикум.
Постановка проблемы: Возможно ли было иное развитие прав и свобод человека и гражданина в России в различные периоды истории Российского государства на протяжении XX в?
Планируемые результаты занятия: учащиеся анализируют тексты Конституций СССР 1924 г, 1936 г, 1977 г, Конституции РФ 1993 г. соотносят единичные исторические факты и общие явления, изучают различные оценки событий. Школьники определяют и объясняют своё отношение к событиям и явлениям прошлого, дают оценку этим событиям.
Методы обучения, приёмы, формы организации учебной деятельности:
Методы: репродуктивный , частично-поисковый
Приёмы: рассказ, постановка личностно-значимой проблемы, организация работы учащихся в группах, с первоисточниками, работы с ноутбуком, ведение диалога «учитель- ученик»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Развитие умений учащихся :сравнивать, анализировать, участвовать в беседе, вести диалог, решать проблемные задачи, делать выводы.
Основные понятия и термины :права и свободы человека, личность, Конституция, тоталитаризм, правовое государство, «развитой социализм»
Источники информации для учащихся:
Учебник для учащихся 11 класса «Обществознание» под редакцией Л.Н .Боголюбова М «Просвещение» 2010г
Конституция 1924г (любое издание)
Конституция 1936г(любое издание)
Конституция 1977(любое издание)
Конституция 1993г(любое издание)
Кукушкин Ю. С, Чистяков О.И. «Очерк истории Советской Конституции»
М.Политиздат, 1987
Источники информации для учителя:
-Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.
М Сашко, 2000
-Первое сентября: История- 2010 №22, с 36-39
-Первое сентября: История-2006 № 10 с 39-45
-Первое сентября: История-2005 № 10 с 39-44
-Первое сентября: История 2010№ 11 с 42-46
-Первое сентября: История2010 № 20 с 24-33
-Преподавание истории и обществознания в школе 2012 № 8 с. 43-47
- Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года: Учебное пособие О.И.Чистяков-М. Зерцало-М 2004
Дидактический и раздаточный материал:
- Рабочий лист ( для каждой группы)
- Конституция 1924 г.
- Конституция 1936 г.
- Конституция 1977 г.
- Конституция 1993 г.
- Карта «СССР в XX веке»
- Политическая карта РФ
Средства обучения: ноутбук с мультимедиа проектором или стационарный компьютер, 3 ноутбука для работы в группах
Применение ИКТ
Работа учащихся в среде текстового редактора MS WORD
Тема «Права человека и гражданина:
история развития в XX в»
Цели (по ФГОС 2004 г.):
Образовательные:
- формирование уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека,
- формирование правовой культуры учащихся
Развивающие:
- развитие умений работы с первоисточниками, соотнесение учащимися реальных и формальных положений Конституции как Основного закона государства по вопросам гарантии и обеспечению прав человека на протяжении XX в,
- развитие умения проводить сравнительный анализ и систематизировать полученные знания
-развитие умения прогнозировать дальнейшее развитие правовой системы России, в т.ч. вопроса о гарантии реализации прав человека.
Воспитательные:
- формирование у учащихся активной гражданской позиции,
- формирование толерантного сознания у учащихся , взаимной помощи и ответственности, чувства сопричастности, сопереживания за судьбу своей страны
Задача: воспитывать у учащихся сознательное отношение к правовым документам , к гражданству РФ как социальной и личной ценности через анализ содержания текстов Конституций СССР 1924, 1936, 1977, Конституции РФ 1993 г.
План урока
Основные этапы урока | Содержание деятельности | Время, мин | Формы и методы обучения |
Оргмомент | Знакомство с темой урока. Работа с высказываниями | 2 | Фронтальная форма |
Актуализация знаний | Мотивация, постановка целей и задач урока, постановка проблемного вопроса | 5 | Фронтальная форма, частично- поисковый метод |
Основной этап | Формирование групп. Работа с текстом Конституции РФ 1993 г: глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Заполнение рабочих листов, сравнение текста Конституции РФ 1993 г. с текстами Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. Работа с исторической картой заполнение таблицы в электронном виде, самостоятельный поиск необходимой информации, анализ и обобщение информации, формулирование выводов, аргументация собственного мнения | 23 | Групповая форма, репродуктивный , частично-поисковый методы |
Заключительный | Подведение итогов работы в группах , оценивание учебных результатов, фиксирование учебных результатов | 10 | Фронтальная , групповая формы, репродуктивный метод. |
Рефлексия | Составление синквейна по теме урока: «Права человека и гражданина: история развития в XX в» | 5 | Групповая форма, репродуктивный частично-поисковый методы |
Ход урока
На организационном этапе учитель объявляет тему урока и предлагает ознакомиться с оценками советских Конституций 1924, 1936, 1977 гг.(выведены на экран).
- «Э. Карр отмечает, что хотя в названии СССР нет слова «федерация», тем не менее это государство бесспорно федеративное, причём члены федерации и все иные национально-государственные единицы, его составляющие, обладают такими правами, которые не имеет ни одно западное, федеративное государство. Э.Карр справедливо полагает , что образование СССР стало ступенью в процессе централизации Советского государства . Он считает это обстоятельство отрицательным , но тут же извиняет наше государство , объясняя такой процесс сложнейшей исторической обстановкой как вокруг СССР , так и внутри него» (Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года: Учебное пособие/ О.И Чистяков.- М. :Зерцало- М, 2004)
- «Конституция СССР 1936 г.закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины. Она предусмотрела ряд политических прав и свобод –слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций , право на объединение в общественные организации ( правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся , в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс)» (Авакьян, С.А. Конституция
России: природа, эволюция, современность/ С.А.Авакьян.-М.Сашко, 2000.)
- «…раздел «Государство и личность» был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста) Новый основной закон тем самым подчёркивал , что статус личности обусловлен общественным строем, вытекает из политической и экономической систем, обусловлен функциями государства , его политикой в области социального развития и культуры.
Конституция закрепила широкий круг прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Многие из них и ранее были в Конституции, но теперь содержание этих прав и их гарантии настолько расширялись, что можно говорить об определённом качественном изменении» ((Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность/ С.А.Авакьян.-М.Сашко, 2000.)
На этапе актуализации знаний осмысливается актуальность темы урока, происходит постановка целей и задачи урока в процессе педагогического взаимодействия учителя с учениками, учитель предлагает использовать репродуктивный и частично-поисковый методы достижения целей и задачи урока .Учитель актуализирует знание , понимание прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в Конституции РФ 1993 г. , задавая следующие вопросы:
- Какими правами и обязанностями обладают граждане нашей страны?
- Всегда ли совпадают права и обязанности с интересами граждан?
- Как соблюдаются права человека в современной России?
Учитель напоминает, что знания о правах и свободах человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ 1993 г. ,-это знания , уже полученные на прошлых уроках . Учащиеся формулируют проблемный вопрос урока.
На основном этапе учащиеся работают в группах .Формируются 3 группы. Каждая группа учащихся для работы получают 3 ноутбука , рабочие листы с заданиями.
Задание первой группы : сравнить правовое положение человека и гражданина нашей страны в 1920-х гг. XX в и в современной России, используя тексты Конституции СССР 1924 и Конституции РФ 1993 г.
Задание второй группы : сравнить правовое положение человека и гражданина нашей страны в 1930-х гг.и в современной России, используя тексты Конституции СССР 1936 и Конституции РФ 1993 г.
Задание третьей группы: сравнить правовое положение человека и гражданина нашей страны в 1970-х гг. XX в. и в современной России, используя тексты Конституции СССР 1977 и Конституции РФ 1993г. Учащиеся заполняют в электронном виде таблицу, осуществляют самостоятельный поиск информации в различных источниках , формулируют выводы, заносят данные в таблицу.
На заключительном этапе урока каждая группа презентует результат своей работы в любой удобной форме. Сравнивается правовое положение человека и гражданина нашей страны в определённый период времени , группы знакомят с выводами своей работы , к которым они пришли в ходе обсуждения.
Проанализировав источники исторической информации ( оценки советских Конституций , тексты Конституций нашей страны разных лет ), учащиеся приходят к выводу о том, что Конституции России в разные эпохи отражали реалии времени. Например, Конституция СССР 1924 г. ещё не ставила вопрос о правах человека. Конституция СССР 1936 г. и Конституция 1977 г. имеют в текстах много общего: в статьях Основного закона нашей страны декларировались , но фактически не гарантировались права и свободы человека и гражданина. Отвечая на проблемный вопрос, учащиеся приходят к выводу , что в разные исторические эпохи в нашей стране были разные подходы к правовому положению человека и гражданина.
Учащиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке следующим образом:
11
Я думаю, что_____________________(общая идея) (1)
Потому что__________________________________ _ (2)
______________________________________________ _(3)
________________________________________________(4)
_______________(наиболее понравившиеся мысли)____(5)
Поэтому___________________________________________(6)
___________________________________________________(7)
В качестве рефлексии учитель предлагает учащимся составить синквейн по теме урока.(См Приложение № 7) Учитель говорит в заключение: « Мы рассмотрели разные подходы к правовому положению человека и гражданина в разные эпохи истории нашей страны . Каждый из вас сейчас имеет личную точку зрения по этому вопросу»
Приложение № 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Состав группы:
1.
2.
3.
4.
Руководитель:
Основные требования к работе группы на уроке:
- Выбрать руководителя группы
- Внимательно следить за ходом урока
- Принимать активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносить свои предложения, выступать.
- Делать записи в таблице, обращать особое внимание на основные понятия урока
Таблица
Права человека | Конституция1924г. | Конституция 1993г. | ||
Формально отражены | Реально отражены | Формально отражены | Реально отражены | |
Гражданские | ||||
Политические | ||||
Экономические | ||||
Культурные | ||||
Социальные | ||||
Вывод |
Приложение № 2
РАБОЧИЙ ЛИСТ второй ГРУППЫ
Состав группы:
1.
2.
3.
4.
Руководитель:
Основные требования к работе группы на уроке:
- Выбрать руководителя группы
- Внимательно следить за ходом урока
- Принимать активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносить свои предложения, выступать.
- Делать записи в таблице, обращать особое внимание на основные понятия урока
Таблица
Права человека | Конституция1977г. | Конституция 1993г. | ||
Формально отражены | Реально отражены | Формально отражены | Реально отражены | |
Гражданские | ||||
Политические | ||||
Социальные | ||||
Культурные | ||||
Экономические | ||||
Вывод |
Приложение № 3
РАБОЧИЙ ЛИСТ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Состав группы:
1.
2.
3.
4.
Руководитель:
Основные требования к работе группы на уроке:
- Выбрать руководителя группы
- Внимательно следить за ходом урока
- Принимать активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносить свои предложения, выступать.
- Делать записи в таблице, обращать особое внимание на основные понятия урока
Таблица
Права человека | Конституция1936г. | Конституция 1993г. | ||
Формально отражены | Реально отражены | Формально отражены | Реально отражены | |
Гражданские | ||||
Политические | ||||
Социальные | ||||
Культурные | ||||
Экономические | ||||
Вывод |
Приложение № 4
Права человека | Конституция1936 г. | Конституция 1993г. | ||
Формально отражены | Реально отражены | Формально отражены | Реально отражены | |
Гражданские | Ст 124 «свобода совести» Ст 127 «неприк. личности» Ст 128 «неприк. жилища» Ст 21 «о гражданстве» | _ _ _ + | + + + | + + + + |
Политические | Ст 125 «своб. слова, печ, собр.» Ст 126 «пр. обьед. в общест. орг» Ст 135, ст 136 Выборы своб и равные» Ст 3 «власть трудящимся» | _ + _ _ | Ст 29+ Ст 30 Ст3+ Ст3+ | + + + + |
Социальные | Ст 118 «пр на труд» Ст «соц обеспеч в старости» | + _ _ | Ст 37 «труд свободен» Ст 39 Ст 23 «неприк част жизни» Ст 41 «пр на охр здоровья» Ст 38 «материнство под охр» | + + + _ + |
Экономические | Ст 10 «пр личн собств» | _ | Ст 35 «пр ч собств охр законом» Ст 36 ч собст на землю» | + + |
Культурные | Ст 121 обуч на родном языке | + | Ст 44 пр на уч и польз культ | + |
Вывод | Конституция рабочих и крестьян. Имеется главаX « Основные права и обяз гражд», Не все права осуществлялись в жизни, которые были продекларированы К. гарант всеобщ нач обр» |
Приложение № 5
Права человека | Конституция1977г. | Конституция 1993г. | ||
Формально отражены | Реально отражены | Формально отражены | Реально отражены | |
Гражданские | ст 35 равны м и ж ст 36 неприк личн | _ + | + + | + + |
Политические | Ст 95 «всеоб избир право» Ст 48 «пр участи в упр гос» | + + | Ст 3 + Ст 32 + | + + |
Социальные | Ст 44 пр на жилище Ст 45 «пр на обр» Ст 56 «тайна переписки» Ст 58 «право гражд обж дейст долж лиц» Ст 43 «мат обес в старости» | _ + + + + | Ст25+ Ст 43+ Ст 23 + Ст 39+ | _ _ + + |
Культурные | Ст 46 «пр польз дост культ» Ст 47 «пр на своб творч» | + + | Ст 44+ | + |
Экономические | Ст 13 «Основа личн собст труд дох» Ст 17 « индив труд деят» | _ _ | Ст 35 «Право част собст» + Ст 34 «право заним предприн деят» | + + |
Вывод | Появляется преамбула Вводится глава «Гос-во и личность» глава6 «Равноправие граждан» Гл 7 «Осн права, своб и обяз граждан» Введено обяз всеобщ семилет образ» Не все права и свободы осуществлялись на самом деле. Например, экономические права. |
Приложение № 6
Права человека | Конституция1924г. | Конституция 1993г. | ||
Формально отражены | Реально отражены | Формально отражены | Реально отражены | |
Гражданские | Глава 2 пункт7 о гражданстве | + | Ст17 права неотч и принадл от рожд Ст 22 «свобода и личн непр» Ст 46 право на суд защиту» Ст 62 «право на дв гражд» | + _ + + |
Политические | _ | _ | Ст 28 «свобода сов и вероисп» Ст29 «свобода мысли и слова» Ст 30 «пр на обьед в профсоюзы» Ст 31 «пр на митинги» | + - + + |
Экономические | _ | _ | Ст35 «пр частн собст» Ст 36 част собст на землю | _ + |
Культурные | _ | _ | Ст 44 пр на участие и полз культурой | + |
Социальные | _ | _ | Ст 40 право на жил Стст 49 « соц обесп в старости» | + + |
Вывод | К. декларировала: форма гос-ва- респ Советов., единство воор сил, един сов гражданство, военное, хозяйств и иное сотрудничество народов. О правах человека вообще ничего не заявлено |
Приложение № 7
Примеры
Синквейн 1 группы
Гражданин
Правоспособный, свободный
Имеет, наделён, отвечает
Физическое лицо принадлежит определённому государству
Человек
Синквейн 2 группы
Права
Неотъемлимые, человеческие
Защищают, охраняют, соблюдают
Собраны в одном документе
Конституция
Синквейн 3 группы
Права
Закреплённые, справедливые
Гарантируются, регулируются, исполняются
Принадлежат от рождения
Свобода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»
Зачёт № 2 в виде теста для 9 класса вечерней школы, два варианта с ответами....
Технологическая карта урока по теме: "Права человека и гражданина".
Технологическая карта урока обществознания...
Контрольная работа по обществознанию по теме: "Права человека и гражданина"
Итоговая контрольная работа по обществознанию по теме " Права человека и гражданина" для 9 класса...
Урок по английскому языку в 9 "А" классе по теме "Права человека"
Материал урока английского языка по теме "Права человека" в 9 классе...
Тренировочный тест по теме "Права человека и гражданина"
Тест по теме "Права человека и гражданина" в формате ЕГЭ, разные типы заданий...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...
Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".
Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....