Итоговые контрольные работы по обществознанию в 11 классе
тест по обществознанию (11 класс) на тему

Контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obshchestv_itog_11kl.zip419.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание. 11 класс.

Итоговая работа № 11.

Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания С 1- С 4.

     «Партийная система отнюдь не независимая, а скорее зависимая переменная и определяется состоянием политической системы и её институтов, избирательной формулой, активностью членов партий и избирателей, общим состоянием социума. Со своей стороны партийная система служит своеобразным индикатором состояния общества и может сигнализировать о его расколе или консенсусе, солидарности или автомизированности, устойчивости или нестабильности…

      Говоря о месте партий, отметим, что каждая из них имеет свои корни в гражданском обществе, а вершиной пробивает себе путь во властные структуры. Кроме того, каждая партия имеет свою внутреннюю организацию. Получается своеобразная модель дерева со своей корневой системой, проросшей в самую толщу народной почвы и питающейся оттуда соками в виде интересов и потребностей, которые, переходя в ствол, т.е. в партийный аппарат, актуализируются в виде партийных программ, стратегий, тактик, лозунгов, являя собой своеобразную крону и листву. Вершина этого самого дерева-партии достаёт в случае успешного роста до самого неба, т.е. до властных структур, и  занимает там положение, соответствующее мощи корней и высоте ствола…Место партийной системы в обществе вытекает из расположения партий между государством и обществом, добавим между правовым государством и гражданским обществом».

(Исаев Б.А. Современное состояние теории партий и партийных систем //Cjwbfkmyj-гуманитарные знания. 2008. №2. С.129-130.).

С 1. Что, по мнению автора, представляет собой партийная система ? Чем она определяется ?

С 2. В чём видит автор роль партийной системы в обществе ?

С 3. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте  не менее двух основных признаков политической партии.

С 4. Почему автор, говоря о месте партийной системы в обществе, делает акцент на правовом государстве и гражданском обществе ? Аргументируйте свою точку зрения, используя знания обществоведческого курса.

С 5. Назовите любые три вида познания.

С 6. Раскройте  на двух примерах связь социальных статусов и ролей.

Обществознание. 11 класс.

Итоговая работа №  11.

Вариант 2.

Прочтите текст и выполните задания С 1- С 4.

      «Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень её демократизма, эффективность функционирования политической системы, способ деятельности людей в сфере социально-политических отношений, а также определённый уровень социально-политической активности, степень компетентности граждан, участвующих в политической деятельности…

     Политическая культура общества определяется политической культурой доминирующих социальных групп. Она отражает главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вместе с тем политическая культура общества несёт на себе печать исторических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследованных от прошлого…

       По мнению исследователей, политическая культура не однородна в рамках любой политической системы и распадается на множество субкультур».

(Михайлёнок О.М. Региональные особенности российской политической культуры // Социально- гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 248-252.).

С 1. Что, по мнению автора, отражает политическая культура ?

С 2. Чем, по мнению автора, определяется политическая культура общества ?

С 3. Автор утверждает, что «по мнению исследователей, политическая культура имеет многокомпонентный характер». Опираясь на содержание текста и знаний обществоведческого курса, перечислите компоненты политической культуры. Какой её компонент тесно связан с другими и почему ?

С 4. Используя знания обществоведческого курса и ваш опыт, определите чем обусловлено наличие  в обществе множества политических субкультур. Приведите три примера типов политической субкультуры.

С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.

С 6. Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны маргинальности.

Обществознание. 11 класс.

Итоговая  работа № 11.

Вариант 3.

Прочитайте текст и выполните задания С 1- С 4.

     «Семейные отношения, в которых переплетаются биологические и социальные факторы, отличаются своим постоянством, многообразием субъектов и передачей от поколения к поколению соматических и иных наследственных свойств, влияющих на формирование характера и психологии индивидов, нередко даже на их внешний облик. Брачно-семейные и родственные отношения связывают людей с различным имущественным положением, социально-классовым, мировоззренческим и нравственно-культурным и даже этническим миром, тем самым смягчая социально-классовые, межэтнические и иные противоречия в обществе. Из всех общественных отношений семейно-брачные, родственные отношения являются отношениями, которые из века в век, из народа в нард несут мир и согласие изначально, из глубинных своих биосоциальных сущностных свойств. В то же время многие другие социальные отношения, особенно межклассовые, политические, мировоззренческие, идеологические, расовые, национально-этнические, в своей основе имеют дифференциацию индивидов, а не их интеграцию.

      Семья существенно отличается от малых социальных групп иного рода. Она очень специфична и по своему мессу в системе общественных отношений и по своему характеру».

(Гасанов Н.Н., Зачесов К.Я., Караев И.И. О взаимосвязи межнациональных и семейных отношений в России // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С.120.).

С 1. На основании текста сформулируйте характерные черты семейных отношений.

С 2. В чём видят авторы роль брачно-семейных и родственных отношений ? Чем они отличаются от других социальных отношений ?

С 3. Авторы утверждают, что семья существенно отличается от малых социальных групп иного рода. Приведите три аргумента, подтверждающие данную позицию. Дайте определение малой группы.

С 4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите основные функции семьи.

С 5. Укажите любые две функции образования в обществе.

С 6. Приведите три примера деятельности адвокатуры по защите прав граждан.

Обществознание. 11 класс.

Итоговая  работа № 11.

Вариант 4.

Прочитайте текст и выполните задания С 1- С 4.

       «Сущностью цивилизационной сферы представляются субъективные по своей природе, распространённые среди представителей различных социальных общностей всех уровней – общества, этнических общностей, социальных, политических и правовых институтов, политических партий, корпораций, семей и т.д., - фундаментальные идеи относительно социальных норм, ценностей, предписаний, идеалов, способов взаимодействия и общения людей и социальных общностей друг с другом, а также  объективные угрозы физическому и материальному существованию цивилизационных институтов и материальных носителей культурных ценностей.  Сущность безопасности цивилизационного развития (недопущение и минимизация угроз, которые могли бы способствовать ухудшениям по одному или нескольким вышеназванным составляющим параметрам) вследствие вмешательства в ценности, идеи и традиционный образ жизни, а также принуждения к определённому, противоречащему культурно-национальной идентичности поведению, в том числе принятию решений, находящихся в русле чьих-то сторонних по отношению к данной цивилизации и культуре интересов, информационными, пропагандистскими, военными, экономическими и иными методами.

      Цель обеспечения безопасности цивилизационного  развития сохранить ( защитить, отстоять) имеющиеся ценностно-ментальные и социально-политические основы нации, страны, государства, региональной  или национальной идентичности от внутренних и «внешних угроз».

(Феофанов К.А. Политологические аспекты безопасности цивилизациооного развития // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С.161-162).

С 1. Что автор понимает под сущностью цивилизационной сферы ?

С 2. На основании текста раскройте сущность безопасности цивилизационного развития. Как связаны между собой цивилизационная сфера и безопасность цивилизационного развития ?

С 3. В чём видит автор цель обеспечения безопасности цивилизационного развития ? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите примеры ценностно-ментальных основ нации, страны, государства.

С 4. Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, приведите примеры угроз для внутреннего и внешнего цивилизационного развития.

С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С 6. Раскройте на трёх примерах проявления (свидетельства) защиты уголовным законодательством несовершеннолетних.

Обществознание. 11 класс.

Итоговая  работа № 11.

Вариант  5.

Прочитайте текст и выполните задания С 1- С 4.

      «Рассматривая «качество жизни» с позиций глобализации развития общества, многие авторы считают, что человек как биологический вид подошёл к пределам своего развития в биосфере, что породило смутное желание нового качества жизни. Однако, по мнению многих исследователей, повседневное ощущение пределов практической человеческой деятельности уже проявляется в решениях, оказывающих влияние на планетарном уровне.

     Глобализация последствий и возможные изменения окружающей среды, которые, в принципе, нельзя однозначно оценить, актуализировали проблему изменений приоритетов духовного и интеллектуального начал в развитии человека. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определённой психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества на планете.

     Понятие «качество жизни» включает биологическую (генотип, здоровье), социальную (комфортность, безопасность, защищённость, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом), материальную (жильё, другие материальные блага, экономические возможности и др.), экологическую (состояние биосферы) и личностно-ориентированную (саморазвитие, самореализация, креативность и др.) составляющие».

(Федоряк Л.М.Роль активности в становлении нового качества жизни человека // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 170-171.).

С 1. На основании текста определите, чем обусловлено порождение смутного желания нового качества жизни.

С 2. Что, по мнению автора, предполагает глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком ? Как связаны между собой представления человека о качестве жизни и состояние окружающей среды ?

С 3. Автор неоднозначно оценивает глобализацию последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведите не менее трёх примеров такой практической деятельности человека.

С 4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, определите, как соотносятся понятия «качество жизни» и «уровень жизни» ? Какое  из них более широкое по своему содержанию ? Раскройте сущность понятия «уровень жизни».

С 5. Назовите любые два признака культуры как явления общественной жизни.

С 6. Назовите два вида неимущественных отношений и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Обществознание. 11 класс.

Итоговая работа № 11.

Вариант 6.

Прочитайте текст и выполните задания  С 1- С 4.

       «Общество – сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

       Следует при этом иметь в виду, что эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как  синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения – это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как  в собственно социальной сфере ( отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической  надстройки), так и за её пределами : производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями  общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные

      Для того чтобы общесоциологический  критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

       Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причём областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Ещё одно к ней требование :  непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития».

(Миголатьев А.А. Общественный прогресс и регресс : философский  аспект// Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С.81-82.).

С 1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество ? Чем обусловлен такой способ его оценки ?

С 2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию ?

С 3. Укажите непреходящие , вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции.

С 4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель» ? Привлекая  знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С 6. Назовите основную цель деятельности правоохранительных органов. Приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию этой цели в деятельности прокуратуры, милиции, суде.

       

Обществознание. 11 класс.

Итоговая работа № 11.

Вариант 7.

Прочитайте текст и выполните задания С 1- С 4.

      «На данный момент в мире сложились две модели образования : классическая, которая соответствует личностно-отчуждённой парадигме, и неклассическая, отвечающая требованиям личностно-ориентированной.

      Можно констатировать, что классическая модель образования не отвечает вызовам современности, не удовлетворяет новым социальным потребностям, ибо принципы, заложенные в её основу, перестали быть созвучными новым тенденциям мирового развития. Сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной  цивилизации.

      Неклассическая модель образования в значительно большей степени отражает социальный заказ по представлению в ней сущности и смысла существования человека : этические  отношения в обществе, отношения человека к культуре и природе, формирование…комплексного отражения действительности.

     Подчёркивая негативные моменты в современном состоянии российского образования, хочу с удовлетворением отметить, что оно находится в состоянии перемен. К ним можно отнести и спонтанное развитие и целенаправленные реформы.

      Образование в пределах временного горизонта до 2025 года должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги, условия для формирования человека как целостной личности, адекватной мотивам творческого самовыражения. Отсюда необходимость смены образовательной парадигмы предполагает иное, качественно новое содержание образовательных  технологий, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение людей, иной педагогический менталитет.

       Отечественная система образования является важным фактором сохранения достойного места России в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.  Потенциал образования необходимо в полной мере использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряжённости и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных религиозных конфессий»

(Кочкаева Т.Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования // Социально-гуманитарные знания 2005. № 6. С. 56-64.).

С 1. Опираясь на текст, укажите модели образования, сложившиеся в современных условиях. Раскройте их сущность.

С 2. Почему, по мнению автора, необходимо сменить существующую парадигму ? Дайте соответствующее объяснение.

С 3. Автор говорит о «целенаправленных реформах» в системе российского образования. Укажите любые три приоритета в её реформировании.

С 4. В тексте идёт речь об одной из функций образования. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера, раскрывающие функции образования.

С 5. Перечислите четыре основных элемента структуры экономической деятельности.

С 6. Приведите три примера деятельности  прокуратуры по защите прав граждан.

Обществознание. 11 класс.

Итоговая работа № 11.

Вариант 8.

Прочитайте текст и выполните задания С 1- С 4.

       «Используя опыт создания и функционирования социального государства в различных странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

       Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного  и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

       Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.

     Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

      Конечной целью развития социальной  сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной  справедливости “.

(Гончаров П.К. Социальное государство : сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 30-33.).

С 1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.

С 2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова ? Дайте  определение социального государства.

С 3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере ? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

С 4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.

С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «революция2 ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С 6. Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами трудового права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 9 класс

Контрольная работа  на 45 минут. Составлена по типу ГИА. Состоит из 3 частей: 15 заданий А ( с выбором одного правильного ответа), 5 заданий В ( найти сходство и отличие; установить соответствие...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание». Задания для итогов...

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 класс.

Итоговая контрольная работа по обществознанию, 8 класс, учебник Кравченко А.И....