«Конфликт в семье: где же выход?». Урок обществознания в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Петрова Ольга Александровна

Урок № 3 по теме «Семья».

«Конфликт в семье: где же выход?»

 

ЦЕЛЬ - продолжить формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Семья» на примере изучения конфликтов в семье, роли детей в них.

Задачи урока.

Образовательные:

- ввести понятие конфликт;

- познакомить учащихся с условиями, которые приводят к конфликтам в семье;

- сформулировать вместе с детьми возможности ребенка, способствующие предотвращению или разрешению конфликтных ситуаций в семье;

Воспитательные:

1.     формировать навыки внутрисемейного общения;

2.     воспитывать чувство ответственности за свое поведение;

3.     развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации.

Развивающие:

4.     формирование специальных навыков;

показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями; сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте;

5.     формирование обще-учебных умений и навыков.

1.     учебно-организационные.

- учить работать по готовому алгоритму.

2.     учебно-интелектуальные.

6.     формировать умения делать обобщения, теоретические выводы.

7.     Формировать умение анализировать материал.

3.     учебно-информационные.

8.     продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами: находить необходимые сведения для ответа.

9.     продолжить формирование умения комментировать  источник.

4.     учебно-коммуникативные умения.

10.           учить излагать мысли логично и понятно;

11.           продолжить формирование навыков коллективной работы в группах;

12.           учить преодолевать трудности обучения путем самоконтроля.

Оборудование.

Тетради, аппликации с изображением семьи (различные ситуации) и с изображением корабля, канат, словари, стих Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 3 по теме «Семья».

«Конфликт в семье: где же выход?»

ЦЕЛЬ - продолжить формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Семья» на примере изучения конфликтов в семье, роли детей в них.

Задачи урока.

Образовательные:

- ввести понятие конфликт;

- познакомить учащихся с условиями, которые приводят к конфликтам в семье;

- сформулировать вместе с детьми возможности ребенка, способствующие предотвращению или разрешению конфликтных ситуаций в семье;

Воспитательные:

  1. формировать навыки внутрисемейного общения;
  2. воспитывать чувство ответственности за свое поведение;
  3. развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации.

Развивающие:

  1. формирование специальных навыков;

показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями; сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте;

  1. формирование обще-учебных умений и навыков.
  1. учебно-организационные.

- учить работать по готовому алгоритму.

  1. учебно-интелектуальные.
  1. формировать умения делать обобщения, теоретические выводы.
  2. Формировать умение анализировать материал.
  1. учебно-информационные.
  1. продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами: находить необходимые сведения для ответа.
  2. продолжить формирование умения комментировать  источник.
  1. учебно-коммуникативные умения.
  1. учить излагать мысли логично и понятно;
  2. продолжить формирование навыков коллективной работы в группах;
  3. учить преодолевать трудности обучения путем самоконтроля.

Оборудование.

Тетради, аппликации с изображением семьи (различные ситуации) и с изображением корабля, канат, словари, стих Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Ход урока.

  1. Содержание

Деятельность

I Организационный момент.

Проверка подготовки к работе на уроке.

Какую тему изучаем?

О чем шла речь на предыдущем уроке?

Что в содержании материала было самым главным?

II Актуализация знаний по теме.

Учитель: ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы (мальчики, другая - девочки). Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната.

Победила команда мальчиков. Спасибо садитесь. Девочки, чем вы не довольны?

Ответ: Мальчики сильнее, их было больше. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались для вида.

Учитель: Как вы думаете, в результате этой игры, мог бы произойти конфликт?

Ответ: Да.

Учитель: С чем у вас ассоциируется слово конфликт?

Ответ: Ссора, драка, обида, слезы, крик, и т.д.

Учитель: Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.

Ответ:

  1. Столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению, войне.
  2. Столкновение, спор, серьезное разногласие,

Учитель: Конфликты бывают между человеком и человеком, между человеком и государством, человеком и техникой, между человеком и природой, между государствами.

  Пример: война Ирака с Америкой.

На прошлом уроке мы говорили о семье с хорошим психологическим климатом, сравнивая ее с крепким кораблем, плывущем по морю. Море не всегда спокойно. Случаются  на его пути штормы, подводные рифы. В жизни бывает всякое и тема нашего урока сегодня: «Конфликт в семье: где же выход?».

III Опрос домашнего задания.

Ребята, на уроке нам понадобятся опорные знания, которые мы уже имеем.

1- группа: Дайте определение слова «Семья» и заполните схему

                           7-Я

2- группа: Из картинок с изображением семьи, отберите те, где показаны семьи с проблемным психологическим климатом (см. приложение №3). Свой выбор объясните.

3- группа: Используя схему, сформулируйте цель нашего урока.

Причина - Конфликт – Выход.

Я?

(Что такое конфликт; каковы причины возникновения конфликтов; и что я могу сделать, чтобы выйти из конфликта).

IV Изучение нового материала.

1. Что такое конфликт и как он возникает?

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, разногласие, спор.

1- группа: Разыграйте ситуацию и дополните ее до конфликта.

  1. Дочка, иди вымой посуду.
  2. Я сегодня уже мыла посуду.
  3. Нет.
  4. Мыла.
  5. Нет.
  6. Да.
  7. Нет. и т.д.

Ответ: Мама наказывает дочь, если та не идет мыть посуду.

Учитель: Конфликт ли это?

Ответ: Да, так как есть два человека и предмет спора – посуда, что привело к спору, разногласию.

2- группа: Назовите причины возникновения споров в семье.

Ответ: Пьянство, деньги, учеба, измена, плохое поведение, вранье  и т.д.

Учитель: Только ли взрослые виноваты в конфликтах?

Ответ: Нет. Дети тоже виноваты.

3- группа: Рассмотрите картину «Опять двойка» и придумайте диалог к ней так, чтобы получился конфликт.

Вывод: Конфликт – это столкновение противоположных сторон, разногласие, спор. Конфликты в семье часто встречающееся явление, так как для их возникновения достаточно двух человек и предмет спора. Некоторые конфликты в семье происходят по вине ребенка.

Наша задача – научиться предотвращать конфликты или же находить выход из них.

2. Конфликты: где же выход?

Задание:  посмотрите на ситуации, изображенные на карточках и с помощью лиц передайте эмоции ребенка (см. приложение № 4).

- Опишите ситуацию. Что чувствует ребенок в данной ситуации? (Обида, зависть, злость).

- К чему могут привести эти эмоции?

(к конфликту).

- Что же надо сделать, чтобы избежать конфликта? (научиться сдерживать эмоции).

а) Научитесь сдерживать свои эмоции.

Пример: предложите способ, как улучшить свое плохое настроение, придя из школы.

(сосчитать до 10; скорчить рожицу перед зеркалом; написать на листке причину своего плохого настроения и проанализировать)

Задание: Вам хочется новый велосипед. Покажите, как можно обратиться к родителям, чтобы не было конфликта?

Ответ: В интонации должна быть просьба, а не требование.

б) Разговаривай с человеком так, как хочешь, чтобы разговаривали с тобой.

Задание: На карточке подчеркнуть то, что поможет избежать конфликтов в семье.

в) Выполняй свои обязанности по дому.

Вывод: Чтобы избежать конфликта или же найти выход из него, надо сдерживать свои эмоции, разговаривать с человеком так, как хочешь, чтобы он разговаривал с тобой, надо выполнять свои обязанности.

V. Закрепление.

Мама: Коля, сходи за хлебом!

Сейчас придет папа с работы, а я забыла купить хлеба.

Коля: Сейчас.

Мама: (раздраженно) Беги быстрее, время то уже?!

Коля: Ну, сейчас!

(Стук в дверь. Входит отец.)

Папа: Привет, что у нас сегодня на ужин?

Мама: Ужин еще не готов. Сходи, пожалуйста, за хлебом.

Папа: Я устал, а что сын делает? Опять «дурака валяет»?

Мама: Коля, сколько же раз тебе говорить! Наказание какое–то, а не сын.

Коля: Достали, все равно не пойду.

Задание: Найдите выход из ситуации или предотвратите ее.

 

VI. Домашнее задание.

Придумайте конфликтную ситуацию в семье и найдите не менее трех выходов из нее.

Рефлексия. Теперь  оцените ваше состояние на уроке. Если вам было на уроке все понятно и интересно, то на шкале поставьте + около оценки «5». Если вам было не все понятно и интересно, то поставьте + около соответствующей оценки.

 Итак – урок окончен. Спасибо.

Фронтальная беседа.

Провоцируется учителем конфликт при игре «Перетягивание каната» (см. приложение № 1).

Беседа.

Работа со словарем.

Определение пишется на доске.

Образ корабля на доске (см. приложение № 1).

Тема урока записывается.

Работа в группах по карточкам: задания № 1 (см. приложение № 2).

Отобранные картинки вывешиваются на доске.

Прописывается на доске цель урока.

Записать в тетрадь.

Работа в группах.

Сценка.

Повесить на доске картину «Опять двойка»

Работа в группах.

Запись в тетрадь

Учитель читает и анализирует  стих «Дом с колокольчиком» (см. приложение № 5).

Индивидуально.

(см. приложение № 6).

Сценка.

Обсуждение.

Раздать листочки.

(см. приложение № 7).

Приложение № 2. Карточки по теме: «Конфликт в семье: где же выход?»

Карточка 1.

Задание 1.

Дайте определение слова «Семья» и заполните схему

                           7-Я

Задание 2.

Разыграйте ситуацию и дополните ее до конфликта.

  1. Дочка, иди вымой посуду.
  2. Я сегодня уже мыла посуду.
  3. Нет.
  4. Мыла.
  5. Нет.
  6. Да.
  7. Нет. и т.д.

Карточка 2.

Задание 1.

 Из картинок с изображением семьи, отберите те, где показаны семьи с проблемным психологическим климатом (см. приложение № 3). Свой выбор объясните.

Задание 2.

Назовите причины возникновения споров в семье.

Карточка 3.

Задание 1.

Используя схему, сформулируйте цель нашего урока.

Причина - Конфликт – Выход.

Я?

Задание 2.

 Рассмотрите картину «Опять двойка» и придумайте диалог к ней так, чтобы получился конфликт.

Приложение № 3. Картинки с изображением семьи.

Приложение № 4.

Приложение № 5.   Стихотворение Л. Кузьмина

«Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроется дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок»-

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать до темна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если,

Но если, но если,

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Приложение №6.         Карточка.

Задание: что нужно делать, чтобы ваша семья жила без конфликтов? (ответы выпишите в тетрадь).

Помогать друг другу.

Целые дни проводить у телевизора.

Не убираться в комнате.

Вместе отдыхать.

Поздно вставать и поздно ложиться.

Заботиться о младших братишках и сестренка.

Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.

Требовать купить себе игрушку.

Поздравлять родных с праздниками.

Рассказывать друг другу новости.

Плохо учиться.

Приложение № 7.     Рефлексия.

Мне было все понятно на уроке     1        2        3        4        5

Мне было интересно на уроке         1        2        3        4        5

Я узнал (а) на уроке___________________________________________

                                _____________________________________________

                        _____________________________________________

Я научился     _______________________________________________

                _________________________________________________

                _________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)

Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Презентация к уроку обществознания 9 класс Семья

Данную презентацию можно использовать при изучении темы Семья в 9 классе по учебнику Боголюбова...

Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества

Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...

Конспект урока обществознания 7 класс "Экономика семьи"

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление об экономике семьи.Задачи:Образовательная: обеспечить условия для углубления таких понятий как бюджет, доходы, ра...