«Конфликт в семье: где же выход?». Урок обществознания в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок № 3 по теме «Семья».
«Конфликт в семье: где же выход?»
ЦЕЛЬ - продолжить формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Семья» на примере изучения конфликтов в семье, роли детей в них.
Задачи урока.
Образовательные:
- ввести понятие конфликт;
- познакомить учащихся с условиями, которые приводят к конфликтам в семье;
- сформулировать вместе с детьми возможности ребенка, способствующие предотвращению или разрешению конфликтных ситуаций в семье;
Воспитательные:
1. формировать навыки внутрисемейного общения;
2. воспитывать чувство ответственности за свое поведение;
3. развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации.
Развивающие:
4. формирование специальных навыков;
показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями; сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте;
5. формирование обще-учебных умений и навыков.
1. учебно-организационные.
- учить работать по готовому алгоритму.
2. учебно-интелектуальные.
6. формировать умения делать обобщения, теоретические выводы.
7. Формировать умение анализировать материал.
3. учебно-информационные.
8. продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами: находить необходимые сведения для ответа.
9. продолжить формирование умения комментировать источник.
4. учебно-коммуникативные умения.
10. учить излагать мысли логично и понятно;
11. продолжить формирование навыков коллективной работы в группах;
12. учить преодолевать трудности обучения путем самоконтроля.
Оборудование.
Тетради, аппликации с изображением семьи (различные ситуации) и с изображением корабля, канат, словари, стих Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3 по теме «Семья».
«Конфликт в семье: где же выход?»
ЦЕЛЬ - продолжить формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Семья» на примере изучения конфликтов в семье, роли детей в них.
Задачи урока.
Образовательные:
- ввести понятие конфликт;
- познакомить учащихся с условиями, которые приводят к конфликтам в семье;
- сформулировать вместе с детьми возможности ребенка, способствующие предотвращению или разрешению конфликтных ситуаций в семье;
Воспитательные:
- формировать навыки внутрисемейного общения;
- воспитывать чувство ответственности за свое поведение;
- развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации.
Развивающие:
- формирование специальных навыков;
показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями; сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте;
- формирование обще-учебных умений и навыков.
- учебно-организационные.
- учить работать по готовому алгоритму.
- учебно-интелектуальные.
- формировать умения делать обобщения, теоретические выводы.
- Формировать умение анализировать материал.
- учебно-информационные.
- продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами: находить необходимые сведения для ответа.
- продолжить формирование умения комментировать источник.
- учебно-коммуникативные умения.
- учить излагать мысли логично и понятно;
- продолжить формирование навыков коллективной работы в группах;
- учить преодолевать трудности обучения путем самоконтроля.
Оборудование.
Тетради, аппликации с изображением семьи (различные ситуации) и с изображением корабля, канат, словари, стих Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».
Ход урока.
| Деятельность |
I Организационный момент. Проверка подготовки к работе на уроке. Какую тему изучаем? О чем шла речь на предыдущем уроке? Что в содержании материала было самым главным? II Актуализация знаний по теме. Учитель: ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы (мальчики, другая - девочки). Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната. Победила команда мальчиков. Спасибо садитесь. Девочки, чем вы не довольны? Ответ: Мальчики сильнее, их было больше. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались для вида. Учитель: Как вы думаете, в результате этой игры, мог бы произойти конфликт? Ответ: Да. Учитель: С чем у вас ассоциируется слово конфликт? Ответ: Ссора, драка, обида, слезы, крик, и т.д. Учитель: Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. Ответ:
Учитель: Конфликты бывают между человеком и человеком, между человеком и государством, человеком и техникой, между человеком и природой, между государствами. Пример: война Ирака с Америкой. На прошлом уроке мы говорили о семье с хорошим психологическим климатом, сравнивая ее с крепким кораблем, плывущем по морю. Море не всегда спокойно. Случаются на его пути штормы, подводные рифы. В жизни бывает всякое и тема нашего урока сегодня: «Конфликт в семье: где же выход?». III Опрос домашнего задания. Ребята, на уроке нам понадобятся опорные знания, которые мы уже имеем. 1- группа: Дайте определение слова «Семья» и заполните схему 7-Я 2- группа: Из картинок с изображением семьи, отберите те, где показаны семьи с проблемным психологическим климатом (см. приложение №3). Свой выбор объясните. 3- группа: Используя схему, сформулируйте цель нашего урока. Причина - Конфликт – Выход. Я? (Что такое конфликт; каковы причины возникновения конфликтов; и что я могу сделать, чтобы выйти из конфликта). IV Изучение нового материала. 1. Что такое конфликт и как он возникает? Конфликт – это столкновение противоположных сторон, разногласие, спор. 1- группа: Разыграйте ситуацию и дополните ее до конфликта.
Ответ: Мама наказывает дочь, если та не идет мыть посуду. Учитель: Конфликт ли это? Ответ: Да, так как есть два человека и предмет спора – посуда, что привело к спору, разногласию. 2- группа: Назовите причины возникновения споров в семье. Ответ: Пьянство, деньги, учеба, измена, плохое поведение, вранье и т.д. Учитель: Только ли взрослые виноваты в конфликтах? Ответ: Нет. Дети тоже виноваты. 3- группа: Рассмотрите картину «Опять двойка» и придумайте диалог к ней так, чтобы получился конфликт. Вывод: Конфликт – это столкновение противоположных сторон, разногласие, спор. Конфликты в семье часто встречающееся явление, так как для их возникновения достаточно двух человек и предмет спора. Некоторые конфликты в семье происходят по вине ребенка. Наша задача – научиться предотвращать конфликты или же находить выход из них. 2. Конфликты: где же выход? Задание: посмотрите на ситуации, изображенные на карточках и с помощью лиц передайте эмоции ребенка (см. приложение № 4). - Опишите ситуацию. Что чувствует ребенок в данной ситуации? (Обида, зависть, злость). - К чему могут привести эти эмоции? (к конфликту). - Что же надо сделать, чтобы избежать конфликта? (научиться сдерживать эмоции). а) Научитесь сдерживать свои эмоции. Пример: предложите способ, как улучшить свое плохое настроение, придя из школы. (сосчитать до 10; скорчить рожицу перед зеркалом; написать на листке причину своего плохого настроения и проанализировать) Задание: Вам хочется новый велосипед. Покажите, как можно обратиться к родителям, чтобы не было конфликта? Ответ: В интонации должна быть просьба, а не требование. б) Разговаривай с человеком так, как хочешь, чтобы разговаривали с тобой. Задание: На карточке подчеркнуть то, что поможет избежать конфликтов в семье. в) Выполняй свои обязанности по дому. Вывод: Чтобы избежать конфликта или же найти выход из него, надо сдерживать свои эмоции, разговаривать с человеком так, как хочешь, чтобы он разговаривал с тобой, надо выполнять свои обязанности. V. Закрепление. Мама: Коля, сходи за хлебом! Сейчас придет папа с работы, а я забыла купить хлеба. Коля: Сейчас. Мама: (раздраженно) Беги быстрее, время то уже?! Коля: Ну, сейчас! (Стук в дверь. Входит отец.) Папа: Привет, что у нас сегодня на ужин? Мама: Ужин еще не готов. Сходи, пожалуйста, за хлебом. Папа: Я устал, а что сын делает? Опять «дурака валяет»? Мама: Коля, сколько же раз тебе говорить! Наказание какое–то, а не сын. Коля: Достали, все равно не пойду. Задание: Найдите выход из ситуации или предотвратите ее.
VI. Домашнее задание. Придумайте конфликтную ситуацию в семье и найдите не менее трех выходов из нее. Рефлексия. Теперь оцените ваше состояние на уроке. Если вам было на уроке все понятно и интересно, то на шкале поставьте + около оценки «5». Если вам было не все понятно и интересно, то поставьте + около соответствующей оценки. Итак – урок окончен. Спасибо. | Фронтальная беседа. Провоцируется учителем конфликт при игре «Перетягивание каната» (см. приложение № 1). Беседа. Работа со словарем. Определение пишется на доске. Образ корабля на доске (см. приложение № 1). Тема урока записывается. Работа в группах по карточкам: задания № 1 (см. приложение № 2). Отобранные картинки вывешиваются на доске. Прописывается на доске цель урока. Записать в тетрадь. Работа в группах. Сценка. Повесить на доске картину «Опять двойка» Работа в группах. Запись в тетрадь Учитель читает и анализирует стих «Дом с колокольчиком» (см. приложение № 5). Индивидуально. (см. приложение № 6). Сценка. Обсуждение. Раздать листочки. (см. приложение № 7). |
Приложение № 2. Карточки по теме: «Конфликт в семье: где же выход?»
Карточка 1.
Задание 1.
Дайте определение слова «Семья» и заполните схему
7-Я
Задание 2.
Разыграйте ситуацию и дополните ее до конфликта.
- Дочка, иди вымой посуду.
- Я сегодня уже мыла посуду.
- Нет.
- Мыла.
- Нет.
- Да.
- Нет. и т.д.
Карточка 2.
Задание 1.
Из картинок с изображением семьи, отберите те, где показаны семьи с проблемным психологическим климатом (см. приложение № 3). Свой выбор объясните.
Задание 2.
Назовите причины возникновения споров в семье.
Карточка 3.
Задание 1.
Используя схему, сформулируйте цель нашего урока.
Причина - Конфликт – Выход.
Я?
Задание 2.
Рассмотрите картину «Опять двойка» и придумайте диалог к ней так, чтобы получился конфликт.
Приложение № 3. Картинки с изображением семьи.
Приложение № 4.
Приложение № 5. Стихотворение Л. Кузьмина
«Дом с колокольчиком».
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь
То поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроется дверь.
Старушка приветливо скажет:
«Входи, не стесняйся, дружок»-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать до темна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если,
Но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Приложение №6. Карточка.
Задание: что нужно делать, чтобы ваша семья жила без конфликтов? (ответы выпишите в тетрадь).
Помогать друг другу.
Целые дни проводить у телевизора.
Не убираться в комнате.
Вместе отдыхать.
Поздно вставать и поздно ложиться.
Заботиться о младших братишках и сестренка.
Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
Требовать купить себе игрушку.
Поздравлять родных с праздниками.
Рассказывать друг другу новости.
Плохо учиться.
Приложение № 7. Рефлексия.
Мне было все понятно на уроке 1 2 3 4 5
Мне было интересно на уроке 1 2 3 4 5
Я узнал (а) на уроке___________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Я научился _______________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.
Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...
Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)
Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
Презентация к уроку обществознания 10 класс "Как успешно разрешать конфликты"
Презентация для учебника Л.Боголюбова (Профиль)...
Презентация к уроку обществознания 9 класс Семья
Данную презентацию можно использовать при изучении темы Семья в 9 классе по учебнику Боголюбова...
Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества
Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...
Конспект урока обществознания 7 класс "Экономика семьи"
Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление об экономике семьи.Задачи:Образовательная: обеспечить условия для углубления таких понятий как бюджет, доходы, ра...