Задания для промежуточной аттестации Обществознание 10 класс
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Задания для промежуточной аттестации
Обществознание 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_promezh-att-obshchestv-2014-15.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для промежуточной аттестации
Обществознание 10 класс
Вариант 1
1. Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании?
2. Изучая мотивы деятельности, ученые определили, что одни из них могут действовать с высокой степенью силы, другие – со средней, третьи – с низкой, т.е. слабо действовать. Проанализируйте вашу личную учебную деятельность: какие мотивы в ней действуют и с какой силой? В ответе можете опираться на перечень мотивов учебной деятельности, данный ниже:
стремление к знаниям как к ценности,
уверенность в том, что знания пригодятся в будущем,
увлеченность процессом узнавания нового,
чувство ответственности перед родителями,
интерес к конкретному учебному предмету,
стремление завоевать авторитет конкретного учителя,
интерес к общению с учителем и одноклассниками на уроках по данному предмету,
стремление к личному успеху,
желание получить хорошую оценку, похвалу.
3. Попробуйте самостоятельно разработать конкретную модель произведения одного из жанров массовой культуры. По законам жанра определите, каков должен быть главный герой, что обязательно должно присутствовать в сюжете, какой должна быть развязка и т.д.
4. Какие народные пословицы и поговорки осуждают лень, недисциплинированность и безответственность? Воспользуйтесь сборником пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем.
5. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?
6. Возможно ли функционирование свободной рыночной экономики при авторитарном политическом режиме? Свой ответ аргументируйте.
7. Рынок в России нередко характеризуют как «дикий», «нецивилизованный». Что бы вы могли предложить для развития цивилизованных рыночных отношений в нашей стране?
8. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, летчик, шофер, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, ученый.
9. Обдумайте приведенные ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе – русскому физиологу И.М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».
Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.
10. Как вы понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости – консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор – справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?
11. Вообразите, что вы организатор конкурса «Имею право». Какие темы очерков, рисунков, фотографий вы предложили бы желающим принять участие в этом конкурсе?
12. Составьте таблицу, в одной колонке которой изложите черты, сближающие мораль и право, в другой – черты, разделяющие их.
13. Правоведы при характеристике правомерного поведения отмечают, что большинство людей добровольно исполняют нормы права. При этом подчеркивается особая социальная ценность правомерного поведения.
Раскройте высказанную правоведами мысль. В чем вы видите социальную ценность правомерного поведения?
Задания для промежуточной аттестации
Обществознание 10 класс
Вариант 2
1. Проанализируйте два высказывания видного русского философа Н.А. Бердяева, сделанные в разное время: «Весь мировой путь бытия есть сложное взаимодействие разных ступеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности нации, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога» (конец XIX в.);
«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности» (конец 30-х гг. XX в.). Как вы полагаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды, к какому из типов мировоззрения относится первое высказывание, какова наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?
2. Назовите произведения элитарной культуры. Объясните, почему вы отнесли их именно к ней. Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.
3. Во многих странах мира обсуждается вопрос о разрешении эфтаназии, т.е. умерщвления неизлечимого больного по его просьбе, а в случае хронического бессознательного состояния – по просьбе его родственников. Как, по вашему мнению, может повлиять законодательное разрешение эфтаназии на нравственное сознание общества?
4. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.
5. Кто, на ваш взгляд, в наибольшей степени заинтересован в поддержке свободного предпринимательства: власть, граждане, банкиры, безработные, работники государственных предприятий, налоговые органы, политики? Аргументируйте свой выбор.
6. Вспомните одно из известных творений А.С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте свое мнение.
7. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:
- обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;
- возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;
- подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
8. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью – как социальный институт или как малую группу?
9. По материалам анкетных опросов, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, в возрасте 18-26 лет почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2 и 37,5%. Как вы думаете, почему?
10. Что из приведенного ниже относится к проявлениям демократической политической культуры:
- ярко выраженный индивидуализм;
- уважение чужого мнения;
- недопущение каких-либо действий протеста и оппозиционных мнений;
- ориентация на решение спорных политических проблем за столом переговоров;
- убежденность в справедливости безграничной власти государства над личностью?
11. Составьте схему под условным названием «Иерархическая лестница нормативных актов Российской Федерации». Расположите на лестнице нормативные акты в порядке возрастания их юридической силы.
12. Какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан:
незнание правовых норм;
незнание римского права;
неуважение к закону;
использование знания закона в корыстных интересах;
отсутствие юридического образования.
13. Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?». Каковы были бы основные тезисы вашего выступления? Подумайте, какие аргументы вы могли бы назвать в качестве главных. Свой ответ обоснуйте.
Задания для промежуточной аттестации
Обществознание 11 класс
Вариант 1
1. Экономист Ф.А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа».
Согласны ли вы с данным утверждением?
2. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить.
3. «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее», – утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело?
4. Что продаёт человек на рынке труда? Объясните, почему раньше наёмных рабочих называли пролетариатом, что означало «не имеющие ничего, кроме потомства». Чем отличается современный работник от наёмных рабочих XIX в.?
5. Изменяется ли структура расходов потребителя на различных фазах экономического цикла: спад, подъём, экономический кризис? Каким образом? Приведите примеры и аргументируйте свои выводы.
6. Русско-американский социолог П. Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.
Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?
7. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.
8. В Конституции РФ (ст. 7, ч. 1) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Какое содержание вы вкладываете в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»? Какие направления внутренней политики играют решающую роль в достижении этой цели? Назовите факторы, препятствующие её реализации. Аргументируйте свою позицию.
Задания для промежуточной аттестации
Обществознание 11 класс
Вариант 2
1. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такси ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения.
2. Предпринимательство называют четвёртым фактором производства. Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства.
3. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъёму российской экономики накануне Первой мировой войны?
4. Представьте ситуацию: вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримете для сокращения издержек производства?
5. Как вы понимаете смысл английской поговорки: «Цена человека – его зарплата»? Разделяете ли вы мнение, что условием профессионального успеха в равной степени являются деньги и хорошее образование? Аргументируйте ответ.
6. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?
7. Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:
свобода – это отсутствие всяких преград и помех;
свобода – это осознанное следование необходимости;
свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;
свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?
8. Л.Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру».
Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.
Задания для промежуточной аттестации
Обществознание 12 класс
1. Немецкий философ И. Кант писал, что право выступает для людей в качестве их «долга и надежды», что право – это «высший принцип, из которого должны исходить все максимы», касающиеся общества; что оно призвано получить в обществе «верховную власть». Как вы понимаете суждения философа? Каковы основания для таких суждений? Своё отношение к ним поясните.
2. Есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи»? Сформулируйте свой ответ, опираясь на основные принципы семейного права.
3. Является ли брачный договор обязательным условием брака? Может ли брачный договор регулировать личные неимущественные отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей? Обоснуйте свой ответ.
4. Сделки по распоряжению недвижимостью могут совершаться одним супругом только при нотариально удостоверенном согласии второго супруга. Почему установлено такое требование? Какую юридическую основу брака оно иллюстрирует?
5. Зарегистрировано немало случаев дискриминации русскоязычного населения на территории бывших республик СССР.
Предложите несколько способов защиты ущемлённых прав человека.
6. В международном законодательстве действуют два принципа определения гражданства: «принцип крови» и «принцип почвы». Согласно первому, гражданство ребёнка определяется гражданством родителей. Согласно второму, он приобретает гражданство того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства его родителей.
Определите, какой принцип действует в России.
7. При нарушении установленных условий заключения брака он признаётся недействительным. Сформулируйте перечень случаев, когда это может иметь место.
8. Как вы думаете, почему не могут стать опекунами и попечителями лица, лишённые родительских прав или ограниченные в них, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, ранее отстранённые от выполнения обязанностей опекунов (попечителей)?
9. Почему алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления свидетельства о браке?
10. Немецкий писатель и учёный Г.К. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем». А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно».
Каково ваше отношение к этим высказываниям? Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для промежуточной аттестации 8 класс
Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С (лексико-грамматический тест, задания на словообразования, задания на чтение)...
Задания для промежуточной аттестации 6 класс (I вариант)
Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С...
Задания для промежуточной аттестации (вопросы собеседования) Обществознание 7 класс
Задания для промежуточной аттестации(вопросы собеседования)Обществознание 7 класс...
Промежуточная аттестация обществознание 11 класс
Промежуточная аттестация обществознание 11 класс...
Материалы для проведения промежуточной аттестации 10 класс( обществознание)
Материалы предназначены для учащихся 8 классов для заккрепления по изученным темам: Духовная сфера общества" "Человек, индивид, личность"...
Ответы к заданиям по промежуточной аттестации 8 класс, родной русский язык
Ответы к заданиям по промежуточной аттестации 8 класс, родной русский язык...
задания по промежуточной аттестации: природоведение 5-6 классы, биология в 7,8,9 классах коррекционной школы
материал для проведения промежуточной аттестации обучающихся коррекционной школы по предмету "природоведение" в 5 и 6 классах, по предмету "биология" в 7, 8, 9 классах...