Урок обществознания в 11 классе
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Утина Марина Владимировна

Урок обществознания в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_v_11_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Молодёжные субкультуры». Обществознание 11 класс

Цель урока

- Воспитание познавательного интереса к предмету, расширяя кругозор об особенностях молодежных субкультурах  в России и за рубежом.

Задачи

- Воспитать культуру общения;
- Научить учащихся монологическим высказываниям, рассуждать по заданной теме;

Оснащение урока: 

  • Экран для показа презентации,  компьютер, проектор;
  • Программное обеспечение: Windows, MS Office;
  • Раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.  
  2. Вопросы для обсуждения:

1. Есть ли опасность стать пленником субкультуры?
В чем она?

2. Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему?

Субкультура - это способ выражения индивидуальности молодых людей.
Многообразие
молодежных субкультур лично меня немножко пугает. А почему? Да потому, что я практически ничего толком о них не знаю. Не знаю, плохо это или хорошо, не знаю, все плюсы и минусы принадлежности к какой-либо из них.

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов.

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе»

Молодежная субкультура (От лат.Sub - под + Cultura воспитание) совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Это  жизненный стиль какой-либо социальной группы, представляющий собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать:

- собственное мировоззрение;
- своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга.

Почему возникают субкультуры?

  • Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию. 

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

II. Защита творческих проектов учащихся.

Субкультура стрейтэджеров- Словосочетание STRAIGHT EDGE (состоящее из “straight”, т.е. “прямой”, и “edge”, т.е. “грань”, “линия”) можно дословно перевести как “прямая линия”, но в разговорном языке это выражение обозначает проверочную линейку. Т.е., становясь стрейтэджером, человек проверяет прочность своих убеждений.

 – Субкультура готов.

Субкультура готов – “ черная романтика”. Специфическая внешность

(преобладающий черный цвет) – соответствует мыслям о том, что каждый день может стать последним в их жизни. Ярко выраженные индивидуалисты, “одиночки”.

 – Движение панков.

Идеология панков – философия “потерянного поколения”: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому – делай то, что хочется сейчас. Своеобразная внешность, как ключ к самовыражению.

 – Хиппи.

Движение молодежного протеста, возникшее на рубеже 1960-х гг. в США и других странах. Общественные движения, родоначальником которых стало молодежное движение хиппи:

Что хиппи принесли в мир, как эта  субкультура изменила реальность? А вот что:

  • Антивоенное движение - началось оно с хиппи-демонстраций против вьетнамской войны.
  • Антиядерное движение.
  • Движение за права человека.  
  • Движение за права женщин, феминизм.   
  • Движение за права детей.
  • Символом хиппи является пацифик. "Пацифик" или так называемый "Крест мира" - символ, придуманный совсем недавно, в 1958 году Джеральдом  Холтомом для создававшегося "Движения за ядерное разоружение".

  – Субкультура ЭМО.

Представители данной субкультуры не сдерживают своих эмоций. Само название “ЭМО” происходит от английского “emotional”

III. Обсуждение вопросов круглого стола.

1. Есть ли опасность стать пленником субкультуры?
В чем она?

2. Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему?

Таким образом, молодёжь может объединяться в группы благодаря общим вкусам в музыке, политическим взглядам и мировоззрению, спортивным увлечениям, компьютерными и другими играми, технологиями, религиозным взглядам, для создания произведений современного искусства или защиты окружающей среды и всего мира в целом.
Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых

Домашнее задание.

Написать эссе на одну из тем:

Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом.

                                                                                                       Ф. Петрарка

Стремление к совершенству делает некоторых совершенно невыносимыми.                                                                                                                                    Перл Бак

Одежда диктует поведение.                                                                                                                                                                                  Майя Плисецкая

Равенство – результат организации общества. Мы не рождаемся равными.

                                                                                                   Ханна Арендт

Красота спасёт мир.

                                                                                           Фёдор Достоевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...