Конфликты в межличностных отношениях - конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Конспект урока-пректикума по обществознанию для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_praktikum_konflikty_v_mezhlichnostnyh_otnosheniyah.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".
Класс: 6.
Тип: урок-практикум с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебники, тетради.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностных отношения"(слайд №1). Мы узнали что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.
Для того чтобы реанимировать ваши знания, давайте посмотрим фильм на тему нашего сегодняшнего урока - Конфликты в межличностных отношениях.(Слайд №2).
И так , о чем вам рассказал фильм? (об этапах конфликта, о разновидностях, о путях выходов из конфликтной ситуации).
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете ,что такое конфликт?(разногласия между людьми) (Слайд №3)
Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)
А теперь восстановив знания, давайте решим проверочный тест.
Вариант №1.
Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.
Вариант№2.
Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.
3. Изучение нового материала.
Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта",свои записи нужно объяснить. (слайд №4)
(Слайд №5)
Плюсы | Минусы |
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, | материальные и эмоциональные затраты, |
А теперь давайте проанализируем конфликтные ситуации на примере всем вам известных сказок. Вам на дом было задано прочитать сказку К.И.Чуковского "Федорино горе" (Слайд №6)
(Слайд №7)
- Кто является участником конфликта?(посуда, домашняя утварь и Федора)
- Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт) ? (Из-за неряшливости Федоры) (Слайд №8)
- Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта) ? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении .. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь , осознавая, вероятно, последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой ) (Слайд №9-10)
- Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? ( Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть) (Слайд №11)
- Изменения в процессе развития отношений ( появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? ( первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды ...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) (Слайд №12-13)
- Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14. ) (Слайд №14-15)
- Ваше отношение к способу разрешения конфликта.
Хорошо, давайте обратим наше внимание к сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"(Слайд №16)
- Есть ли конфликт в этой сказке?
- В чем он состоит?
- Кто в нем участвует?
В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №17)
… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение: (Слайд №18)
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту. (Слайд №19)
Сказка "Заюшкина избушка" (Слайд №20)
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №21)
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) (Слайд №22)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
4. Закрепление изученного материала:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (Слайд № 23)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),
Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
6. Домашнее задание: (Слайд №24)
§9 - повторить, Составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.
_____________________________________________________________________________________
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в "Конфликт в межличностных отношениях"
Презентация содержит описание причин конфликтов, тактик поведения в конфликте....
общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок
общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок...
Конфликты и межличностные отношения (конспект и презентация)
Конфликт в межличностных отношениях – это конфронтация между соперниками или группами людей, когда происходящее событие воспринимается ими как проблема и требует решения в чью-либо пользу или ст...
Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Урок обществознания в 6 классеТема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»...
План конспект на тему:Конфликты в межличностных отношениях.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников собы...
План-конспект урока по обществознанию 6 класс: «Конфликты в межличностных отношениях»
Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Урок в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»...
План-конспект урока по предмету "обществознание" для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации....