Урок обществознания в 10 классе
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Экономическая культура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

       

           

Тема:   Экономическая культура.

                                                  Учитель МБОУ СОШ № 72 г. Липецка

                                                  Покидова Ольга Ивановна

                                   

г. Липецк

2012

Оборудование урока: доска, документы (раздаточный материал), бумага формата А 3, маркеры ( для руководителей групп)

На доске: число, тема урока, план урока ,схема элементов экономической культуры, высказывания об экономике.

Самоопределение к деятельности.    

 

«Государственное хозяйство – это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не хочет мыть посуду»  

                                                                                              В. Финч

«Труд кончается, но хорошо исполненная работа остаётся»  

                                                                                               Катон  

 «Высочайшие достижения экономической мысли приходятся на период экономического упадка».

-  О чём говорят  данные высказывания?

- Каким обществоведческим понятием их можно объединить?

- Много ли мы знаем об экономике?

- Может ли общество развиваться без экономики?

Экономика – сложная и интересная наука. Без знаний основ экономики не может обойтись ни один современный человек. Она непосредственно связана со всеми сферами жизни общества. Ещё в древности экономику определяли, как искусство ведения хозяйства. И действительно, будь то хозяйство отдельной семьи или хозяйство страны в целом, необходимы не только знания, но и творческий подход к его развитию, решению возникающих проблем.

II.Актуализация знаний.

1.Что же такое экономика? В каких двух  значениях она рассматривается?

2. Напишите 10 терминов, отражающих экономическую сферу общества (на доске)

3. Каковы основные вопросы экономики?

4. Как формулируется основная проблема экономики?

5. Что относится к основным ресурсам экономики?

Работа в группах:

1 группа. Работа с понятиями.

Вместо пропуска вставить определение понятия

2  группа. Находит соответствие понятий и их определений.

III. Постановка проблемы

Работа с некоторыми понятиями вызвала затруднения. Почему?

Не хватает знаний по экономике.

Знания, образование – к какой  сфере имеют отношение?

Каким одним понятием объединены?

Культура может характеризовать   отдельного человека, а может сферу общественной жизни.

Попробуйте  назвать тему нашего урока.

Тема урока: Экономическая культура.

Цель нашего урока выяснить содержание экономической культуры, основные ее элементы. Раскрыть  значение экономических знаний.

IV. Построение проекта решения проблемы.

 Какие  качества присуще культурному человеку?

Что такое культура?

Как вы думаете, что можно отнести к элементам экономической культуре?

знания                   социальные установки

мышление            экономическая свобода

ценности            

нормы

потребности

интерес

V. Реализация проекта.

1 группа. Роль экономических знаний (стр. 138)

2 группа. Роль экономического мышления  (стр. 138)

3 группа. Экономическая направленность личности (стр. 138-139)

Работа с учебником, записи в тетради

VI. Первичное закрепление знаний во внешней речи.

 

        Мы раскрыли  три основных компонента экономической культуры. Они безусловно очень важны. Но каждый человек – носитель экономической культуры, является и частью общества, постоянно вступая во взаимодействие с другими членами общества, становиться участником экономических отношений.

На чём они строятся? Что должны в себя включать? Чем важны экономические отношения?

Предположения детей с корректировкой учителя.

Экономические отношения:

- отношения собственности

- распределение товаров и услуг и оплата труда

-  деловая этика

- проблема социальной справедливости

Предлагается учащимся обсудить два высказывания:

1 группа – «Рынок с его обожествлением свободы несовместим с подлинным равенством, а потому всё рыночное общество по сути своей антинародно»

2 группа – «Именно частная собственность делает человека     независимым, служит надёжным гарантом его свободы."

Если сравнивать экономику с пирамидой, то экономическая культура будет её вершиной. Только тот сможет добиться успеха в бизнесе, кто овладел экономическими знаниями, приобрёл экономически значимые качества, почувствовал потребность в достижении успеха и социальную ответственность.

VII.  Рефлексия.

-Что мы сегодня узнали на уроке?

-Где вам пригодятся знания по экономике?

В заключение сегодняшнего урока , хочу сказать вам спасибо за работу, вы молодцы! Мне хотелось бы, что бы вы оценили  себя и свою работу на уроке (разноцветные смайлики)

Домашнее задание.  Параграф 13.

  • Эссе на тему: «Уровень экономической культуры в современной России »

« Влияние национального менталитета на состоянии   экономической культуры .»

             



Предварительный просмотр:

                                         МБОУ СОШ № 72

                               

 

Эссе на тему:

« Моя законотворческая инициатива»

                                Выполнила :  Редюк Полина

                                                                                      ученица 10 Б класса

                                                        Учитель: Покидова Ольга Ивановна

г. Липецк

2013

           По законам РФ (Статья Конституции 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и  т. д. На плечах тех, кто участвует в создании законов, лежит огромная ответственность. Их решение неизбежно влияет практически на все сферы общества, откликается в каждом из нас. Однако в российском обществе все еще достаточно много проблем и изъянов. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Попытаемся разобраться. К сожалению, я не имею ни соответствующего образования, ни должного опыта в делах такого рода. Но, надеюсь, что мой взгляд на законы РФ с высоты 16-ти лет окажется в чем-то верным и даже несколько конструктивным. Объектом своих исследований я решила выбрать Уголовный кодекс Российской Федерации.  

       В первую очередь, хочется рассмотреть одну из самых серьезных и сложных проблем российского общества – проблему коррупции. В юридической литературе под определением «коррупция» подразумевают «подкуп, продажность государственных, иных служащих и на этой основе корыстное использование в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, подкупаемых лиц, связанных с ними авторитета и возможностей, а равно получение каких-либо ненадлежащих преимуществ субъектами подкупа». Проще говоря, это получение лицом незаслуженных привилегий с помощью взятки другому, высокопоставленному, лицу. Разумеется, подобная ситуация не то что нехороша – на мой взгляд, она просто недопустима и преступна в приличном, цивилизованном обществе. Когда у власти стоят люди, для которых исход ситуации определяется не логическими аргументами, общепринятыми моральными нормами и справедливостью, а решается в пользу стороны с большим кошельком, это не просто плохо – это всерьез угрожает нормальному состоянию общества. Причем это не просто фигура речи, это реально существующий факт. Например, представьте себе такую ситуацию – государство выделило определенную площадь под постройку какого-либо здания. Существуют две фирмы, претендующие на эту землю – фирма А, которая планирует построить на этом месте новый детский сад (потому что в городе их нехватка, а другие здания устарели), и фирма Б, которая хочет занять эту площадь под постройку торгового центра, хотя в городе их уже уйма. Решение полностью зависит от определенного чиновника. Если рассуждать логически, то какой фирме вы бы отдали предпочтение? Я тоже думаю, что в этом случае детский сад нужнее. Однако фирма Б, подленько ухмыляясь, предлагает чиновнику кругленькую сумму. И вот результат – в городе появляется новый ТЦ, а старые детские сады лопаются от количества поступающих заявок.

                По мнению ряда ученых, одним из существенных факторов, способствующих развитию коррупции в современном российском обществе является «наличие в действующем законодательстве определенных дефектов (расплывчатых формулировок, ошибок, коллизий, пробелов и проч.)» Кроме этого, как мне кажется, не менее серьезной причиной является излишняя мягкость законов по отношению к коррумпированным чиновникам. По статистике, в 2007 году из общего количества приговоренных к лишению свободы за кражу, условным оно было для 58% лиц, а при осуждении за получение взятки – для 78 %. Мне кажется, что наказание за такого рода проступки должно быть более суровым и не иметь лазеек, позволяющих избежать ответственности за получение взятки. Кроме того, я считаю, что за подобного рода нарушения законов (статьи УК РФ 141, 142, 170, 266 и т.п.) должны повлечь за собой наказание не только стороны, принявшей взятку, но и стороны, ее предлагавшей. Необходимым наказанием я считаю лишение свободы на определенный срок (не условное!), в зависимости от серьезности последствий, и обязательное лишение коррумпированного чиновника государственной должности и части имущества.

                Другая серьезная проблема – воровство. В любых размерах оно наносит ощутимый удар и по благосостоянию граждан, и по бюджету государства. А если речь идет об особо крупных размерах? А если внезапно в государственном бюджете образуется огромная дыра? Если неизвестно куда пропадают миллионы, предназначенные для улучшения жизни граждан? Тут уж страдают все, от мала до велика. Как сказал знаменитый современный писатель Роман Злотников: «…как только они (деньги) приходят в реальную экономику, сразу образуется столько рук, пытающихся отщипнуть от них «свой» кусочек, что когда доходит до пенсии конкретной бабушки, зарплаты конкретного учителя, стоимости куска асфальта или мостового пролета, на них уже денег не хватает. Все раньше кончилось…»  

                Подобного рода нарушения также не должны оставаться безнаказанными. На мой взгляд, наказание за воровство должно быть достаточно суровым. Если же человек повторно привлекается за подобное преступление, то наказание должно быть еще жестче.

                В заключение хотелось бы сказать, что судьба нашего государства, нашей страны находится в наших руках. Я ни в коем случае не имею в виду государственные перевороты и тому подобное - я говорю исключительно о человеке, его ответственности. Как говорится, все большое всегда начинается с малого, поэтому если человек не будет пренебрегать своими обязанностями, обязательствами перед страной, рано или поздно ситуация изменится – у власти станут честные, правдивые люди, превыше всего ставящие благо родной страны. Я верю в возможность изменения к лучшему – собственно, именно поэтому я и решила поучаствовать в этом конкурсе сочинений. Возможно, когда-нибудь мне захочется связать свою жизнь с политической деятельностью, получить соответствующее образование; может быть, я стану депутатом и смогу напрямую влиять на судьбу страны. А пока мне остается только смотреть на свою страну с высоты 16-ти лет… и надеяться.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 72

Эссе по обществознанию на тему:

«Моя законотворческая инициатива»

                                                                                                Выполнила: Манохина Надежда

                                                                                          Учитель: Покидова Ольга Ивановна

г. Липецк

2013

              Мы живём в демократической стране, у нас есть право на свободу мысли и свободу слова. Россия стремится к правовому государству, а в нём люди должны быть инициативными и активными, не равнодушными к тому, что происходит вокруг.

      Если бы я могла и если бы у меня была такая возможность, я бы изменила… Так, я думаю, рассуждает каждый человек нашей необъятной страны, когда сталкивается с определёнными проблемами. Благодаря этой конкурсной работе, некоторые школьники  смогут высказать свою точку зрения на  определённые вопросы. Моя законотворческая инициатива. Что изменила бы лично я? Какие предложения внесла?

    Во-первых, я считаю, что каждый человек по сути своей равен другому и исключения из этого нет. Так почему же у нас в стране столько бездомных и нуждающихся? Почему умирают оттого, что им во время не оказывается необходимая медицинская помощь? У меня есть подруга, у которой в прошлом году пятилетняя сестра заболела лейкемией. Денег у семьи на дорогостоящее лечение не было, они собирали заоблачную сумму посредством пожертвований добрых и понимающих людей. Размещали информацию в Интернете, расклеивали листовки на подъездах. Почему государство не может помочь? Почему? В нашем городе  грандиозно празднуется любой, даже самый маломальский праздник, вроде Дня Металлурга или Дня Строителя. Ведь  можно было бы хотя бы на год  отказаться от дорогостоящих фейерверков, от приглашения знаменитостей с огромным гонораром за их выступление буквально на час. За сэкономленные деньги, как мне кажется, можно было бы помочь очень и очень многим, поэтому моё предложение заключается в том, чтобы сократить расходы государственных и местных бюджетов на проведение пышных празднеств.

Во- вторых, я думаю, что  нужно повышать уровень воспитанности и образованности населения, особенно молодёжи. Необходимо повысить заработную плату педагогам, повысить  престиж этой профессии. Ведь от этих людей зависит наше  будущее, насколько подрастающее поколение будет  готово  жить и работать, приносить пользу обществу. Почему учитель должен заниматься репетиторством только для того, чтобы прокормить свою  собственную семью? Он учит детей высоким наукам, наставляет их на путь истинный, помогает в становлении  личности, а при этом сам  не может обеспечить себе достойный уровень жизни. В педагогические ВУЗы необходимо принимать только на конкурсной основе, при этом проходной балл должен быть достаточно высоким. А пока, как известно, поступить туда достаточно легко. Молодые люди идут туда именно из-за низкого проходного балла. Они не хотят быть учителями и даже не любят детей, а как сказал Гёте «научиться можно только тому, что любишь». В итоге, что нас ждёт? Неспособные преподаватели ненавидящие свою работу

В-третьих, я хотела бы обратить внимание на некоторые статьи Административного кодекса, особенно тех, в которых оговариваются наказания за  несоблюдение порядка в общественных местах. Не стоит забывать, что чисто не там где убирают, а там где не сорят. Наши дворы завалены мусором, в подъездах – окурки, на детских площадках – пустые бутылки. А ведь это наш город, нам здесь и дальше жить! Летом я побывала за границей. Жила в маленьком итальянском городке. Какая же там чистота кругом, с какой любовью горожане относятся  к своим домам, паркам, скверам. Почему же у нас всё по-другому? Кто-то скажет, что это  от низкого уровня воспитанности и культуры, и это правильно. Но и государство   должно ужесточить наказания для тех, кто нарушает правила общежития. Нужно больше выделять средств на благоустройство города, на установку элементарных урн или постройку общественных туалетов ( их отсутствие для города просто бич!)

Проблем в нашей стране много, а их решение во многом зависит от хорошо продуманной законодательной базы, Мне всего-навсего 16 лет, я ученица 10 класса, но мне не безразлична судьба моего города, моей страны. Меня очень заинтересовала эта работа, и я с огромным удовольствием участвую в конкурсе. Я думаю, что это замечательная возможность высказать своё мнение по важным вопросам, внести свои предложения по определённым направлениям, и кто знает, может быть они будут услышаны?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...