урок из курса "Религии России"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Шупейко Галина Викторовна

Урок может быть полезен при изучении темы "Религия в жизни человека. Что такое религия?" в курсе "Обществознание", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО НИРО

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

ПРОЕКТ УРОКА

по курсу Религии России

Тема 1. Религия в жизни человека.

Урок 1. Что такое религия?

Разработала

учитель экономики МБОУ СОШ № 22

г. Бор, Нижегородской обл.

Шупейко Г. В.

Н. НОВГОРОД, 2013г.

Тема 1. Религия в жизни человека.

Урок 1. Что такое религия?

Разработала

учитель экономики МБОУ СОШ № 22

г. Бор, Нижегородской обл.

Шупейко Г. В.

Цель: повышение эффективности воспитательного процесса через создание воспитательного пространства – нравственного становления личности учащихся на основе формирования устойчивых представлений о религии как социально-духовном явлении, ее месте и роли в жизни человека.

Задачи:

  • Обучающие. Дополнить и расширить знания учащихся о понятии религия, ее основными чертами, содержанием; признаками религии; классификацией  религий; основными причинами возникновения.
  • Развивающие. Формировать у учащихся умение излагать и аргументировать свои суждения; формировать толерантность.

  • Воспитывающие. Воспитывать положительные жизненные мотивации, высокий морально-нравственный уровень.

Основные понятия: религия, вера, вероучение, культ, религиозная организация.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Метод: беседа; фронтальная работа.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Мотивация. Подведение учащихся к изучению новой темы.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное повторение и закрепление нового материала на уровне восприятия.
  • Организация домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Из курса истории и обществознания вы уже знаете, что такое религия. Вспомните, когда и почему появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

На этом и следующих уроках мы будем говорить о религии и ее месте в жизни человека.  

(на доске записано название темы 1 и тема урока: «Религия в жизни человека. Что такое религия».

III.Учитель обращает внимание учащихся на определение религии записанное на доске и предлагает выделить ключевые слова или словосочетания данного определения с тем, чтобы выяснить, из чего состоит каждая религия.

- вера в Бога или богов, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организациюна основе убежденности их в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.

- что из перечисленного, на ваш взгляд, является ключевым компонентом?

- вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним – главный отличительный признак религии.

Сколько всего религий доподлинно неизвестно, верно только то, что за многовековую историю человечества было тысячи разнообразных религиозных форм, некоторые сохранились по сей день, есть и недавно созданные. Поэтому есть необходимость в упорядочении религий независимо от времени или места их существования.

Таким образом, религии можно классифицировать как

  • Живые и мертвые
  • Первобытные и родоплеменные
  • Национальные и мировые
  • Естественные и религии откровения
  • Нетрадиционные религии

(по ходу перечисления, вместе с детьми, дается характеристика каждой из религий)

- Как уже отмечалось, основу религии составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без логических обоснований.

Главными признаками религиозной веры являются:

  • Вера в сверхъестесственное
  • Предельная индивидуализованность
  • Личное отношение к предмету веры
  • Эмоционально-чувственный характер

(учитель поясняет, по ходу перечисления признаков)

        Это признаки религиозной веры, а что мы можем отнести к нерелигиозной вере?

-Что из перечисленных признаков можно убрать, чтобы отнести к нерелигиозной вере?

        Приведите примеры нерелигиозной веры.

- Как называют человека отрицающего существование Бога, религии?

- Предлагаю прочитать высказывание русского философа и религиозного мыслителя первой половины XXвека Семена Людвиговича Франка о различии между верой и неверием. (Хрестоматия по курсу Религии России, стр. 6)

 Выскажите свое мнение.

(если у учащихся возникают затруднения, задаются вопросы:

- Что дает религия человеку?

-Чем отличается верующий человек от неверующего?)

Из-за последнего признака веру часто противопоставляют знанию получаемому наукой и философией. Если веру рассматривать с научной точки зрения, то обнаруживается, что она строится на естественных психологических основаниях – это

  • эмоции и чувства (+ и -)
  • воля
  • воображение

(по ходу объяснения учитель поясняет каждое основание)

- Под влиянием каких факторов у человека может возникнуть особая религиозная устремленность?

Какова бы ни была причина этого – низкая активность самого человека или неблагоприятные социальные условия его жизни, – но там, где отсутствуют естественные пути достижения целей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно считать одним из свойств человеческого сознания.

Вероучением называют систематизированное изложение содержания веры в догматах – признанных раз и навсегда неизменными истинах, которые не подлежат истине.

В наиболее значительных религиях вероучение содержится  в священных книгах, таких как Библия для христиан и Коран для мусульман.

IV. Итак, что же такое религия, религиозная вера?

Предлагаю вам самостоятельно составить синквейн по этим понятиям: 1 вариант – «религия», 2 вариант – «вера»

Проверка работы

На этом 1 урок о том, что такое религия закончен, но мы продолжим говорить о религии, ее функциях, значении и роли в жизни человека  на следующих уроках.

V.В качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать над высказыванием английского писателя начала XXвека Т. Харди: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Выскажите свое отношение к этому высказыванию. Как вы его понимаете?

- дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы

- записывают тему в тетрадь

- читают, отмечают сложность данного термина

- выделяют и вместе с учителем делают вывод о том, что религия состоит из веры, вероучения, культа и организации

- отмечают, что «вера» в любой религии – главное

- активно предлагают примеры

- отмечают, что без веры в сверхъестественное все остальные признаки можно отнести к нерелигиозной вере

- сначала с затруднением, затем активно приводят примеры

- атеист

- читают высказывание Франка, обсуждают, высказывают свое понимание текста

- отмечают, что одиночество, непонимание окружающих, поиски ответов на вечные вопросы, могут способствовать возникновению у человека особой религиозной устремленности

- рассуждают, высказывают свое мнение

- работают над составлением синквейна

- по желанию зачитывают свою работу

- записывают домашнее задание

ИСТОЧНИКИ  И  ЛИТЕРАТУРА

  • Религии России. Пособие для учителя/ В. А. Сомов, В. К. Романовский, Г. Б. Гречухин, Л. Н. Шилова. - Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
  • Религии России: хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений. В. К. Романовский, В. А. Сомов, Г. Б. Гречухин. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  • Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и другие. - Москва: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...