урок из курса "Религии России"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Урок может быть полезен при изучении темы "Религия в жизни человека. Что такое религия?" в курсе "Обществознание", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/urok_po_obshchestvoznaniyu._religiya_8.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО НИРО
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
ПРОЕКТ УРОКА
по курсу Религии России
Тема 1. Религия в жизни человека.
Урок 1. Что такое религия?
Разработала
учитель экономики МБОУ СОШ № 22
г. Бор, Нижегородской обл.
Шупейко Г. В.
Н. НОВГОРОД, 2013г.
Тема 1. Религия в жизни человека.
Урок 1. Что такое религия?
Разработала
учитель экономики МБОУ СОШ № 22
г. Бор, Нижегородской обл.
Шупейко Г. В.
Цель: повышение эффективности воспитательного процесса через создание воспитательного пространства – нравственного становления личности учащихся на основе формирования устойчивых представлений о религии как социально-духовном явлении, ее месте и роли в жизни человека.
Задачи:
- Обучающие. Дополнить и расширить знания учащихся о понятии религия, ее основными чертами, содержанием; признаками религии; классификацией религий; основными причинами возникновения.
- Развивающие. Формировать у учащихся умение излагать и аргументировать свои суждения; формировать толерантность.
- Воспитывающие. Воспитывать положительные жизненные мотивации, высокий морально-нравственный уровень.
Основные понятия: религия, вера, вероучение, культ, религиозная организация.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционная.
Метод: беседа; фронтальная работа.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация. Подведение учащихся к изучению новой темы.
- Изучение нового материала.
- Первичное повторение и закрепление нового материала на уровне восприятия.
- Организация домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Из курса истории и обществознания вы уже знаете, что такое религия. Вспомните, когда и почему появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих? Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих? На этом и следующих уроках мы будем говорить о религии и ее месте в жизни человека. (на доске записано название темы 1 и тема урока: «Религия в жизни человека. Что такое религия». III.Учитель обращает внимание учащихся на определение религии записанное на доске и предлагает выделить ключевые слова или словосочетания данного определения с тем, чтобы выяснить, из чего состоит каждая религия. - вера в Бога или богов, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организациюна основе убежденности их в существовании той или другой разновидности сверхъестественного. - что из перечисленного, на ваш взгляд, является ключевым компонентом? - вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним – главный отличительный признак религии. Сколько всего религий доподлинно неизвестно, верно только то, что за многовековую историю человечества было тысячи разнообразных религиозных форм, некоторые сохранились по сей день, есть и недавно созданные. Поэтому есть необходимость в упорядочении религий независимо от времени или места их существования. Таким образом, религии можно классифицировать как
(по ходу перечисления, вместе с детьми, дается характеристика каждой из религий) - Как уже отмечалось, основу религии составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без логических обоснований. Главными признаками религиозной веры являются:
(учитель поясняет, по ходу перечисления признаков) Это признаки религиозной веры, а что мы можем отнести к нерелигиозной вере? -Что из перечисленных признаков можно убрать, чтобы отнести к нерелигиозной вере? Приведите примеры нерелигиозной веры. - Как называют человека отрицающего существование Бога, религии? - Предлагаю прочитать высказывание русского философа и религиозного мыслителя первой половины XXвека Семена Людвиговича Франка о различии между верой и неверием. (Хрестоматия по курсу Религии России, стр. 6) Выскажите свое мнение. (если у учащихся возникают затруднения, задаются вопросы: - Что дает религия человеку? -Чем отличается верующий человек от неверующего?) Из-за последнего признака веру часто противопоставляют знанию получаемому наукой и философией. Если веру рассматривать с научной точки зрения, то обнаруживается, что она строится на естественных психологических основаниях – это
(по ходу объяснения учитель поясняет каждое основание) - Под влиянием каких факторов у человека может возникнуть особая религиозная устремленность? Какова бы ни была причина этого – низкая активность самого человека или неблагоприятные социальные условия его жизни, – но там, где отсутствуют естественные пути достижения целей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно считать одним из свойств человеческого сознания. Вероучением называют систематизированное изложение содержания веры в догматах – признанных раз и навсегда неизменными истинах, которые не подлежат истине. В наиболее значительных религиях вероучение содержится в священных книгах, таких как Библия для христиан и Коран для мусульман. IV. Итак, что же такое религия, религиозная вера? Предлагаю вам самостоятельно составить синквейн по этим понятиям: 1 вариант – «религия», 2 вариант – «вера» Проверка работы На этом 1 урок о том, что такое религия закончен, но мы продолжим говорить о религии, ее функциях, значении и роли в жизни человека на следующих уроках. V.В качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать над высказыванием английского писателя начала XXвека Т. Харди: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Выскажите свое отношение к этому высказыванию. Как вы его понимаете? | - дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы - записывают тему в тетрадь - читают, отмечают сложность данного термина - выделяют и вместе с учителем делают вывод о том, что религия состоит из веры, вероучения, культа и организации - отмечают, что «вера» в любой религии – главное - активно предлагают примеры - отмечают, что без веры в сверхъестественное все остальные признаки можно отнести к нерелигиозной вере - сначала с затруднением, затем активно приводят примеры - атеист - читают высказывание Франка, обсуждают, высказывают свое понимание текста - отмечают, что одиночество, непонимание окружающих, поиски ответов на вечные вопросы, могут способствовать возникновению у человека особой религиозной устремленности - рассуждают, высказывают свое мнение - работают над составлением синквейна - по желанию зачитывают свою работу - записывают домашнее задание |
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Религии России. Пособие для учителя/ В. А. Сомов, В. К. Романовский, Г. Б. Гречухин, Л. Н. Шилова. - Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
- Религии России: хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений. В. К. Романовский, В. А. Сомов, Г. Б. Гречухин. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и другие. - Москва: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»
Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...