Урок обществознания в 6 классе по теме "Наука"
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) на тему

Краснова Ирина Геннадьевна

Технологическая карта урока обществознания (6 класс) по теме "Наука" и презентация к нему  соответствуют КИМ Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Краснова Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания высшей категории, МБОУ СОШ с.Горячие Ключи.

Предмет:  Обществознание.

Класс:  6.      

УМК:  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание.

Тема урока и номер урока в разделе: «Образование», второй урок в разделе V «Духовная сфера общества».                  

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: урочная.

Цель урока: формирование у обучающихся представления об образовании как общественном институте.

Планируемые результаты обучения

ВИД ПЛАНИРУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Предметные Д

- знать сущность образования и самообразования, этапы и функции образования. 

Метапред-метные

Познавательные УУД

- структурировать знания;

- осуществлять поиск, анализ и выделение необходимой информации;

- анализировать объект.

Регулятивные УУД

- формулировать тему,  ставить цель, задачи;  

- осуществлять  контроль, оценивание, коррекцию знаний;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД

- уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем;

- слушать и воспринимать собеседника;

- работать в группе, устанавливать рабочие отношения.

Личностные

- понимать значение образования в жизни человека;

- развить познавательные интересы и учебные мотивы;

- развить уважение к участникам образовательного процесса;

- формировать адекватную позитивную самооценку и самоприятие;

- уметь сотрудничать со сверстниками при решении коммуникативных задач.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.

Методы, технологии: Технология критического мышления; диалоговый метод,  проблемный метод, частично-поисковый метод.

Оборудование: учебник, тетрадь, конверт с дополнительным материалом, Конституция РФ; интерактивная доска, компьютер, проектор.

Межпредметные связи: литература, музыка.

 Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Форма организации взаимодействия, методические комментарии, ЭОР

  1. Организационный этап.  (3 мин)

Задача этапа: создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

- Приветствует обучающихся:

-    Здравствуйте те, кто весел сегодня,

    Здравствуйте те, кто грустит.

    Здравствуйте те, кто общается с радостью,

    Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

- Ведет учет посещаемости, проверяет готовности учащихся к уроку.

- Предлагает вести карту «Я на уроке». Проводит инструктаж ведения карты с демонстрацией на доске примера. Приложение 1.

- Приветствуют учителя.

- Демонстрируют готовность класса к работе.

- Записывают число, «Классная работа» в рабочей тетради.

- Внимательно прослушивают инструктаж учителя.

Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Фронтальная форма.

За основу данного вида рефлексии взята работа учащихся в дневниках УМК «Школа 2100»

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (7 мин)

Задача этапа: создание ситуации воспроизведения и коррекция опорных знаний учащихся по теме «Наука».

- Предлагает учащимся ответить на серию вопросов по теме домашнего задания «Наука»:

-Что такое наука? Зачем она нужна?

На какие виды условно делят науки? Какие науки относятся к общественными?

Какими методами пользуются ученые общественных наук?

- Предлагает учащимся провести «Дуэль загадок о науках».

- Напоминает обучающимся поставить значок в карту «Я на уроке».

- Воспринимают на слух вопрос учителя.

- Отвечают на вопросы.

- Загадывают  и отгадывают загадки, демонстрируют выполнение домашнего задания предыдущего урока.

- Фиксируют свое ощущение и уровень активности в карте «Я на уроке».

Личностные УУД: осознание смысла учения.

Познавательные УУД: демонстрация самостоятельного поиска информации.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; умение слушать  и слышать других; умение осуществлять рефлексию своей работы.

Фронтальная форма.

Групповая  форма.

Индивидуальная форма.

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    (5 минут)

Задача этапа: создание мотивации к дальнейшему изучению темы «Духовная сфера общества».

- Предлагает прочесть и объяснить смысл пословиц. Приложение 2.

- Просит учащихся определить тему урока.

- Предлагает обучающимся, поработав в малых группах – по парам, сформулировать вопросы к теме, над которыми будут работать на уроке в тетради, а затем озвучить.

- Фиксирует на доске предложенные тему и задачи в виде кластера.

- Читают пословицы.

- Рассуждают, объясняют суть пословиц.

-  Формулируют тему урока («Образование»). Записывают в тетрадь.

- В малых группах (по парам) обсуждают, формулируют и записывают задачи для изучения в тетради (1.Что такое образование? 2.Функции образования. 3.Этапы образования.  Возможны варианты).

- Представители малых групп предлагают свои варианты вопросов к теме, остальные внимательно слушают и дополняют выступления одноклассников, дополняют свои конспекты.

Личностные: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные:  умение слушать и высказывать свое мнение; умение работать в малых группах.

Презентация: слайд 1.

Фронтальная форма.

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л. Мельникова)

Презентация: слайд 2.

Групповая форма.

  1. Первичное усвоение новых знаний. (10 мин.)

Задача этапа: нахождение разрыва между тем, что уже знаем и тем, что нужно усвоить и найти способ решения проблемы.

- Предлагает прочесть тексты (Конституция РФ, статья 43; учебник, стр.140-143) с применением системы маркировки текста.

Приложение 3.

- Предлагает систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу. Приложение 4.

- По ходу выполнения задания оказывает индивидуальные консультации.

- Организует обсуждение граф таблицы.

- Напоминает обучающимся поставить значок в карту «Я на уроке».

- Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

- Выслушивают инструктаж учителя, чертят таблицу в тетрадях.

- Заполняют таблицу.

- Последовательно обсуждают каждую графу таблицы.

- Фиксируют свое ощущение и уровень активности в карте «Я на уроке».

Личностные УУД: самоорганизация.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что  подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.

Индивидуальная работа.

Прием «ИНСЕРТ».

Презентация: слайды 3-5.

  1. Первичная проверка понимания. (5 мин.)

Задача этапа: активизация .

- Предлагает обучающимся побывать в роли учителя и задать одноклассникам вопросы на понимание темы, начиная со слов: «Хочу спросить…».

- Прослушивает вопросы - ответы обучающихся, корректирует. Задает, при необходимости, наводящие вопросы для уточнения данных о природе региона.

- Обучающиеся задают вопросы, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщают свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я не удовлетворён, потому что …».

- Отвечают на вопросы одноклассников.

Личностные УУД: выражение своего эмоционального отношения к ответу.

Познавательные УУД: анализирование информации.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что  подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы и отвечать на них; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Фронтальная форма. Индивидуальная форма.

Прием «Хочу спросить»

Презентация: слайд 6.

  1. Первичное закрепление. (5 мин.)

Задача этапа:

- Предлагает обучающимся выполнить задание (в малых группах, в парах) на выявление в списке причины, побуждающие человека к обучению и последствия обучения.

- Организует обсуждение причин и последствий обучения. При необходимости задает уточняющие и наводящие вопросы.

- Напоминает обучающимся поставить значок в карту «Я на уроке».

- Выполняют задание в выданных листах (работа в парах).

- Представители малых групп озвучивают списки причин и последствий к обучению.

- Фиксируют свое ощущение и уровень активности в карте «Я на уроке».

Личностные УУД: выражение своей мотивации к образованию.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: определение последовательности действий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться несиловыми методами; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Групповая форма.

Индивидуальная форма.

Фронтальная работа.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2  мин.)

Задача этапа:

- Предлагает вариативное домашнее задание:

- §21, стр.144 – вопрос 1 (на знание терминов по теме)

- §21, стр.144 – практикум 1 (проведение исследования опроса на тему «Какие виды и формы образования получили ваши родные?»

- §21, стр.144 – практикум 2 (подготовить личный план самообразования на месяц).

- Записывают в дневник, формируют собственное мнение и выбор выполнения домашнего задания.

Личностные УУД: выражение своей мотивации к образованию.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: определение последовательности действий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться несиловыми методами; умение выражать свои мысли, строить

Дифференцированные задания для разных групп учащихся позволяют индивидуально подойти к каждому учащемуся и сохранить познавательную мотивацию на высоком уровне.

Презентация: слайд 7.

VIII.         Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок. (5 мин.)

Задача этапа: организовать эмоциональный отклик на урок.

- Предлагает прослушать отрывок песни А.Б. Пугачевой «Волшебник – недоучка» с поддержкой презентации и плаката.

- Задает вопрос о ценности и значении образования и самообразования.

- Обращает внимание обучающихся на кластер «Образование» (на доске). Задает вопросы:

- Все ли поставленные задачи были решены нами в ходе урока? Если нет, то в чем заключается причина их невыполнения?

Можно ли их будет решить дома и на следующем уроке?

- Просит подвести итоги по таблице «Я на уроке» и поставить себе отметку за активность на уроке. Задает вопросы:

 - Кто из ребят проявил себя сегодня лучшим образом?

Кому бы вы посоветовали отредактировать свои работы дома?

- Учащиеся внимательно прослушивают отрывок песни.

- Высказывают свое мнение о ценности и значении образования и самообразования.

- Подводят итог таблицы «Я на уроке».

Личностные УУД: выражение своей мотивации к образованию.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: определение последовательности действий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться несиловыми методами; умение выражать свои мысли, строить

Фронтальная работа.

Презентация: слайды 8-13.

Презентация: слайд 14.

Приложение 1.

Индивидуальная карта обучающегося _________________________ (ФИ ученика/цы) «Я на уроке»

- активен,   чувствую себя отлично                 - иногда активен, чувствую себя хорошо                  - не проявляю активность, равнодушен, скучно

Этап урока

Отметка об успешности

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Изучение новой темы.

  1. Работа с документом.

  1. Участие в опросе.

Итог:

Ваши предложения:

Приложение 2.

  • Неграмотный - будто слепой.
  • Корень ученья горек, а плод сладок.
  • Грамоте учиться - всегда пригодится

Приложение 3.

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Приложение 4.

V

+

-

?



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давай подумаем! Объясните смысл пословиц : Неграмотный - будто слепой. Корень ученья горек, а плод сладок. Грамоте учиться -всегда пригодится.

Слайд 2

Образование 6 класс учитель – Краснова И.Г. МБОУ СОШ с.Горячие Ключи

Слайд 3

Прочти текст с применением системы маркировки ! V - уже известно; - - противоречит моему мнению; + -и является интересным и неожиданным; ? - возникло желание узнать больше. V + - ?

Слайд 4

Что такое ОБРАЗОВАНИЕ? процесс приобретения систематизированных знаний, освоение умений и навыков, направленных на развитие личности.

Слайд 5

Каким может быть ОБРАЗОВАНИЕ? дошкольное общее школьное профессиональное самообразование самовоспитание

Слайд 6

Я не удовлетворен (а), потому что… Я удовлетворен(а) Задай вопрос «Хочу спросить…»

Слайд 7

§21, стр.144 – практикум 1 §21, стр.144 – вопрос 1 Ура! Домашнее задание: §21, стр.144 – практикум 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...