«Права детей - детям!»
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме

Каримова Оксана Владимировна

                Разработка урока,посвященного  20- летию Конституции РФ(методическая разработка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_20letiyu_kostitutsii_karimova_o.v_1.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Александровское»

                        «Права детей - детям!»

                Разработка   урока,

 посвященного 20- летию Конституции РФ

       Номинация: методическая разработка

                                                           

                                                          Каримова Оксана Владимировна,

                                                        учитель истории и обществознания

                                           МАОУ СОШ №1 с. Александровское

                         с. Александровское- 2013год

 Тема: Права детей - детям!

 

                                                               «Человечество обязано давать

                                                                ребенку лучшее, что оно имеет»

Цель:

Формирование правовой культуры  школьников, посредством ознакомления и закрепления  с их основными правами на основе нормативно-правовых документов разных уровней.

  Задачи:

1.Формировать уважение к главному закону страны- Конституции РФ;

2. Популяризировать знания о Конституции РФ;

2. Закрепить знания учащихся:

  • права несовершеннолетних по российскому законодательству: Конституции РФ, кодексам
  • по  международно-правовому  акту  «Конвенция о правах ребёнка

3.Учить учащихся  отстаивать свои права и выражать свою точку зрения;

4.Создать условия для успеха, формирования ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения;

5.Воспитывать интерес  учащихся в изучении законов  по правам несовершеннолетних.

 Целевая аудитория: 9 класс, элективный курс

Форма: урок- игра, закрепление изученного материала.

Оборудование: сборники Конституции РФ, кодексов РФ, конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека, мультимедийная презентация о конституции РФ, проектор, экран, ноутбук.

1 этап. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня наше занятие мы посвятим теме   «Права Детей».

Все вы знаете, что 2013 год является важным для России: 12 декабря исполняется 20 лет принятию основного и главного закона страны- Конституции РФ.

 Кроме того,20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного  документа-Конвенции о правах ребёнка.

Ученик: кратко об истории Конституции (презентация).

  • Термин «Конституция» (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
  • В современном понимании Конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
  • Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны
  • Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
  • Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
  • Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
  • Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации (по 2 представителя от каждого субъекта Федерации), и Государственной думы, избираемой народом.
  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

Учитель: Вспомним, что такое Конвенция? Что такое Декларация? Какие международные документы уже знаете?

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего условия, защитить ваши интересы и права?

- Конечно, ваши родители, семья - важная часть общества.                  

Ответы учащихся.

  • (это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
  • Существует документ международного значения - «Всеобщая    декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.

(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

  • Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

  • ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

(Принята 20 ноября 1989 г. ООН)

-В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Учитель: А кто знает, сколько статей в Конвенции?

В Конвенции 54 статьи. Давайте вспомним  некоторые  из них:      

Ответы учащихся: Право на жизнь, на имя, на медицинскую  помощь, на образование, на отдых и досуг, иметь имущество, на тайну переписки, родители дают ему имя.

Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребёнка. Он говорит не только о факте появления ребёнка, но и о том, что этот новый человек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

- Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? (России).

Следовательно, о вас заботится правительство России.

 2 этап. Осмысление.

 Разминка.

 Вопросы и задания командам:

  • Нарисуй и раскрась флаг России.
  • Как называется «Основной закон государства» – К _ _ _ _ _ _ _ _ И Я
  • Как называется «равенство в правах» Р _ _ _ _ _ _ _ _ И Е
  • Что это? «Несоблюдение равноправия, ущемление в правах» Д И С _ _ _ _ _ _ _ _ И Я
  • Как называется «правовая принадлежность человека к данному государству» Г Р А Ж _ _ _ _ _ _ О

Учитель: А сейчас обратимся к сказкам. В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол.

Задание 1. Каждой команде будет дана определённая сказка. Вам нужно подготовиться и ответить на вопросы:

1 команда. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »

2 команда. «Лиса и заяц»

3 команда. «Лягушка путешественница»

Задание 2.

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями Декларации прав человека и Конституции РФ:

  • Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17, ст.35)
  • Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3, ст.20.)
  • Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12,ст35)
  • Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.,ст.22)
  • Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3. ст. 20)

 

Задание 3.

  1. Работа с текстом Конституции РФ.

Педагог готовит для групп набор цветных карточек, где каждый цвет будет соответствовать определенной группе прав: зеленый – гражданские, синий – политические, красный – социальные, белый – экономические, желтый – культурные.

Педагог зачитывает статью Конституции, а участники определяют  к какой группе относится названное право.

Группа прав

Статья

Гражданские

20 – 28, 45, 48, 49

Политические

29 – 33

Экономические

34 – 36

Социальные

37 – 43

Культурные

44

  1. Работа с текстом Декларации прав ребенка.

Какие герои лишены следующих прав (выбрать одного героя из трех):

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Аленушка

Три поросенка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступления в брак

Золушка

Дюймовочка

Аленушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

Учитель:  зачитывает статью Декларации о правах ребенка, участники игры  отмечают в списке номер статьи напротив названия произведения, герой которой столкнулся с проблемой, декларируемой в статье (приложение1).

Учитель: Что общего в этих 2 документах? В чем их главное предназначение?

Задание 4

«ПЕСНЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА»

Для каждой команды дается название   песни. Участникам необходимо сказать, о каких правах идет речь в данной песне. (по Конституции РФ и  по Декларации прав ребенка)

Г.Гладков, Ю.Энтин «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний; ст.30,31).

Е.Крылатов, Ю.Энтин «До чего дошел прогресс» (право на пользование благами научно-технического прогресса; ст.44).

В.Шаинский, М.Пляцковский «Чему учат в школе» (право на образование: ст.43).

В.Шаинский, А.Хайт «На крутом бережку» из м/ф «Приключения кота Леопольда» (право на отдых: ст.37)

Задание 5

Решение компетентностных заданий (приложение 2)

Задание 6

Конкурс капитанов.

Вопросы:

  1. После 1917 года было принято в общей сложности 8 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР,1925-РСФСР,1936-СССР,1937-РСФСР,1977-СССР,1978-РСФСР)

2. Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

3. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф.?(Президент)

4. Как называется форма правления в России? (Республика)

5. Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?

(от рождения до 18 лет.)

6. Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

7. Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

8. Кто из граждан РФ обладает большими правами: дети или взрослые? (Никто, все граждане равны в правах. )

Рефлексия

Подведем итоги.

Сегодня мы провели урок закрепления правовых знаний по правам ребенка, основываясь на главный документ нашей страны - Конституцию. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

Вопросы участникам урока:

  • Кого заставил задуматься сегодняшний урок?
  • Что необходимо запомнить?
  • Оцените свою активность в группах (командах) и поставьте себе оценку.

Литература:

  1. «Конвенция о правах ребенка»,  25 страниц    
  2. «Конституция РФ»  62 страницы, «Феникс» 2006г
  3. «Трудовой кодекс РФ» 205 страниц, издательство «Эксмо» Москва 2012г
  4. «Семейный кодекс»  94 страницы, «Эксмо» Москва, 2011г
  5. «Гражданский кодекс»  509 страниц,  «Эксмо» Москва, 2011г
  6.  «Обществознание» для 9 кл поурочные разработки по учебнику Л.Боголюбова, 410 страниц, изд-во «Учитель» Волгоград,2009г

Приложение 1

Художественное произведение

Статья

Г.Х. Андерсен. Дюймовочка.

14 (1)

Я.М. Гаршин. Лягушка-путешественница.

13

И.А. Крылов. Мартышка и очки.

27 (1)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Серая шейка.

3

С.Я. Маршак. Багаж.

8

С.В. Михалков. Три поросенка.

12

Н.Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

27 (2)

Ш. Перро. Золушка.

24

Ш. Перро. Красная Шапочка.

3

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

22

Р.Э. Распэ. Приключения барона Мюнгаузена.

19

Русская народная сказка «Репка».

23

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

23

А.Н. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

4, 5

К. Чуковский. Айболит.

6

Приложение 2

Решение компетентностных заданий.

 «МОЙ ВЗГЛЯД»: командам даются карточки с ситуациями. Команда должна оценить ситуацию и найти верное решение.

Ситуация 1. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор и назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? (Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК РФ)

Ситуация 2. Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право Олег 12 лет и Алексей 17 лет заниматься предпринимательской деятельностью? (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности – статья 27 ГК РФ. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей – статья 28 ГК РФ).

Ситуация 3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они пытались доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет – статья 5 УПК РФ. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Ситуация 4. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? (Это расценивается как мелкое хулиганство /ст. 158/. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство и за него предусмотрен штраф до одного МРОТ, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правила движения детям надо знать»

Игра "Правила движения детям надо знать" для 5-х классов....

Права наших детей

Уважаемые родители! с 12.11.2012 г. по 12.12.2012 г. в нашей школе проводится месячник, посвященный правам ребенка. В нашем 5б классе прошел классный час на тему "Ваши права и обязанности". Вам же я х...

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

правила общения детей и взрослых

раздаточный материал для родителей на родительском собрании...

Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.

Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители,  школа, учителя  - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы  ребенок ст...

"Правила поведения детей в общественных местах и на улице"

Праздник вежливости, где дети узнали, что такое "этикет" и как вести себя в обществе разных людей....