Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»
статья по обществознанию на тему
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_kak_metodicheskoe_yavlenie_na_primere_uroka_obshchestvoznaniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Статья из опыта работы
«Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»
Подготовила: учитель истории и обществознания, педагог-психолог Кузьмина Ольга Владимировна; учитель русского языка и литературы Кузьмина Татьяна Георгиевна |
г.Троицк
2015 год
Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания.
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.
По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.
Для выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо внедрение новых технологий обучения.
Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предлагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных ученых предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения.
Мы с вами постоянно сталкиваемся с конфликтами на расовых, этнических почвах, проблемах взаимодействия и взаимоотношений между учащимися. Все эти вопросы, проблемы нам приходится решать ежедневно.
Я хочу предложить вашему вниманию мой опыт работы, как я интегрирую обществознание и психологию. Тема урока «Одноклассники, сверстники, друзья».
Цель и задачи урока:
Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).
Задачи.
Предметные:
- формировать чувства гражданственности, общности;
- систематизировать важные жизненные ценности, правил поведения;
- показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.
Метапредметные:
- развивать способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
- развивать способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
- развивать способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;
- развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить, работать с текстом.
Личностные:
- развивать личностную самостоятельность при осуществлении выбора;
- формировать такие личные качества, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.
Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений.
Мы с ребятами сформулировали следующие вопросы, на которые ответим в конце урока:
Какую роль в жизни человека играют одноклассники?
Что такое настоящая дружба?
Чем она проверяется?
Нужно ли учиться дружить?
Можно ли этому научиться?
Урок выстраивала в формате виртуальное путешествие. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших лесах и болотах есть одно волшебное место, называется «дружба». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя.
На карте обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!
1. «Поляна одноклассников». Выясняем в чем разница между понятиями одноклассники, сверстники, друзья, что объединяет их.
Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного времени)
Ученики 5б класса будут вам сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)
Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники» и «сверстники».
2. ПРИВАЛ «Дружба» отвечаем на вопросы: Что объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах и поступках познается настоящая дружба?
3. Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!» разбираемся, как друзья познаются в беде и как в радости, приводим примеры.
4. Упражнение « Дерево без листьев»
Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев? Выясняем, что дерево грустное, хмурое, потому что оно одиноко и у него нет друзей. Вспомнили с ребятами качества характера, определили, какими качествами должны обладать друзья.
Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте - карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг - ).
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ |
5. «Что у нас общего».
Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?
Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!
Далее буквально выполняйте команды:
1. Возьмите листок бумаги.
2. Сложите его вдвое.
3. Оторвите верхний правый угол.
4. Снова сложите бумагу вдвое.
5. Оторвите верхний правый угол.
6. Снова сложите бумагу вдвое.
7. Оторвите верхний правый угол.
8. Снова сложите бумагу вдвое.
9. Разверните листки бумаги.
У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные. Каждый из нас обладает разным характером, темпераментом (вспомнили виды темперамента холерик, сангвиниг, флегматик, меланхолик, вспомнили, как люди с этими видами темперамента реагируют на ситуацию). У нас разные взгляды и иногда эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».
6. Рутеры и Барготы
Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем детям даётся задание: нарисовать портреты типичных жителей этих народов, найти и написать их сходства и различия. Затем - презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.
Письмо Рутеров:
«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.
Другое дело наша страна Рутрия! Жители Рутрии - замечательные люди. Все дети дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».
Письмо Барготов:
«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.
В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».
Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.
Команда Барготов
Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:
1.
2.
3.
Три различия между нами и РУТЕРАМИ:
1.
2.
3.
Команда Рутеров.
Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:
1.
2.
3.
Три различия между нами и БАРГОТАМИ:
1.
2.
3.
Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.
Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, и на сравнение этих двух картин.
Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными» - это наша школа!
Давайте ответим на вопросы, которые поставили перед собой в самом начале урока. Вот наше путешествие окончилось.
Список используемой литературы.
- Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание поурочные разработки 5 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой.
- Учебник по обществознанию 5 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы по учебно методическому комплексу "Татарча да яхшы бел"
Результат опыта работы по новому УМК "Татарча да яхшы бел"...
Статья из опыта работы "Применение коллективной формы деятельности учащихся на уроках технологии"
Для успешной работы на современном производстве необходимо владеть системой знаний, умений и навыков, быть дисциплинированным, исполнительным и вместе с тем уметь трудиться творчески, самостояте...
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании...
Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"
Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания....
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...
Статья Об интеграции как методическом явлении ( из опыта работы)
Статья Об интеграции как методическом явлении ( из опыта работы)...
Статья из опыта работы "Интеграция ребёнка с ранним синдромом РДА"
В тезисах рассматривается возможность интеграции в детский кол-лектив, ребенка с синдромом раннего детского аутизма, посредствомвключения в процесс на уроках математики. Представлен опыт учителяматема...