10 класс. Обществознание. Тема "Человек в системе социальных связей"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Урок - изучение нового материала с реализацией современных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._obshchestvoznanie.doc | 574 КБ |
10_kl._obshchestvoznanie.ppt | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию. 10 класс.
Базовый уровень.
Программа: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев. "Обществознание. 10—11 классы. Базовый уровень.. (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы».- М.: Просвещение, 2010 г.)
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.Ю.Лазебникова «Обществознание». Москва. «Просвещение». 2013 г.
Тема «Человек в системе социальных связей».
Тип урока: урок – изучение нового материала через постановку проблемы.
Технология: системно – деятельностная.
Методы: проблемное изложение, метод представления материала одновременно в словесной, знаково – символичной формах, практико – ориентированное применение материала.
Цели:
- оптимизация учебного процесса;
- повышение уровня учебной мотивации;
- освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.
Компетенции:
Предметная
- овладение понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Ознакомление с социальной сущностью деятельности человека, с особенностями структуры личности, процессами устойчивости и изменчивости личности. Освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.
Метапредметная
- развитие у учащихся умения самостоятельно определять цели и составлять планы, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии.
Личностная
- способствовать:
- формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Этапы урока
№ | Содержание этапа урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1 | Организацион- ный момент | Преподаватель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих в классе. | Староста называет отсутствующих и причину отсутствия. |
2 | Этап подготовки учащихся к работе | Преподаватель: Сегодня мы будем говорить о человеке в системе социальных связей. Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала и определимся с нашим главным проблемным вопросом. Следуя алгоритму, необходимо сначала дать определение понятию, которое заложено в теме – это понятие… Но понятие «человек» многогранно и мы будем рассматривать человека как индивида, индивидуальность и личность. Поэтому я предлагаю вам подумать над высказыванием А.Н.Леонтьева «Личностью . Слай д 2 Вам необходимо аргументировать свой ответ: согласны вы или не согласны с мнением автора. | Ответы учащихся: - -человек - не рождаются, а личностью становятся». Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и высказывание А.Н.Леонтьева. |
3 | Актуализация основного вида деятельности на уроке. Актуализация субъектного опыта учащихся | Преподаватель: Человек живет в обществе, взаимодействует с окружающим миром, его деятельность связана процессами познания. И для того, чтобы раскрыть сущность человека, мы должны вспомнить то, что уже учили. Вопросы учащимся: - Дайте определение понятия «общества» в узком смысле слова. - Дайте определение понятия «общества» в широком смысле слова. - перечислите отличия деятельности человека от деятельности животных. - что такое деятельность? - перечислите известные вам духовные ориентиры личности. Преподаватель: Для того, чтобы понять как возможно изучить сущность человека, вспомним, что такое знание и познание? Вопросы учащимся: Слайд 3 На доске письменно:
Устно: 1. Охарактеризовать основные формы познания. | Ответы учащихся: - дают определения терминов, перечисляют отличия, дают определения деятельности и духовных ориентиров личности (мораль, ценности, идеалы). Дают определение терминов «знание» и «познание». Ответы учащихся. |
4 | Этап усвоения новых знаний и способов действий | Преподаватель: итак, изучая сущность человека, мы должны придерживаться принципов научного познания: объективности, обоснованности, системности и т.д. Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов. Вопрос учащимся: - по вашему мнению, человек – существо больше природное или социальное? Преподаватель: далее нам необходимо выяснить взаимосвязь понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Вопрос учащимся: - Что на ваш взгляд характеризует человека как индивида? Преподаватель: - подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Слайд 4 | Ответы учащихся: - обсуждение данного вопроса, в результате которого должны выяснить, что человек существо биосоциальное. Данное положение записывается в тетрадь. Ответы учащихся: - единичный представитель человеческого рода; - один из нас; - отдельный человек. |
Вопрос учащимся: - Что отличает индивидуальность от индивида? Преподаватель: - подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Слайд 5 Преподаватель: - назовите известных вам людей (из истории), которых вы могли бы назвать личностями. - почему вы считаете этих людей личностями? - можем ли мы назвать личностью бомжа, алкоголика, наркомана? Почему? - Когда, в каком возрасте можно стать личностью? - А вы на сегодняшний день личности? Почему? - нет не являетесь - Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня? Слайд 6 Преподаватель: - подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7 | Ответы учащихся: - интересы, характер, способности. Учащиеся называют исторических деятелей. Ответы учащихся: - перечисляют качества: сильные, смелые, решительные, ответственные, самостоятельные и т.д. Ответы учащихся:- нет, так как он утрачивает ряд человеческих качеств: мораль, ценности, идеалы. Ответы учащихся: -в достаточно взрослом, но и в 60 лет можно не быть личностью. Обсуждение вопроса Ответы учащихся: - да, нет Ответы учащихся: - ответственность, целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля и т.д. |
- Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня? Слайд 6 Преподаватель: - подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7 | Ответы учащихся: - ответственность, целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля и т.д. | ||
5 | Этап применения новых знаний. Итог урока, задание для самоподготовки. | Преподаватель: - выполнить задание по типу задания ЕГЭ №32. Слайд 8 1 вариант: - Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию о двух подходах в науке к понятию «личность» и одно предложение , раскрывающее особенности одного из подходов. (учебник стр. 69) 2 вариант Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию об основных сферах расширения и углубления социализации индивида и одно предложение , раскрывающее одну из перечисленных сфер. (учебник стр. 71). Выставление оценок.
| Учащиеся выполняют задания, затем отвечают. Запись домашнего задания в дневники. Запись домашнего задания в дневники. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. А.Н.Леонтьев
Вопросы для ответа Письменно: Перечислить особенности научного знания. 2. Раскрыть смысл различных видов истины. Устно: 1. Охарактеризовать основные формы познания.
ИНДИВИД Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т.е. единичный представитель человеческого рода Понятие «Индивид» употребляется : Один из нас - Общество не просто окружает индивида, а «живет внутри его». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на индивидуальное поведение.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Целостная характеристика определенного человека через Темперамент Характер Интеллект Потребности Интересы Способности Социальные отличия: - Место в социально – классовой структуре Отношение к собственности ; Философские отличия: - Неповторимое своеобразие
ЛИЧНОСТЬ Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Социальная индивидуальность, неповторимость Формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может быть личностью Личностью становятся в процессе социализации Социализация – процесс усвоения человеком норм и правил поведения, сложившихся в обществе.
ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. А.Н.Леонтьев
Выполнение задания по типу задания ЕГЭ - №32. Вариант 1 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию о двух подходах в науке к понятию «личность» и одно предложение , раскрывающее особенности одного из подходов . (учебник стр. 69) Вариант 2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию об основных сферах расширения и углубления социализации индивида и одно предложение , раскрывающее одну из перечисленных сфер . (учебник стр. 71).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 7. Составить задание образцу № 32 с другими определениями из параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек в системе социальных связей
Презентация по обществознанию для 10 класса...
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"...
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
План-конспект урока обществознания в 10 классе "Человек в системе социальных связей".В процессе урока у учащихся будет сформировано представление о соотношении в человеческом пов...
Человек в системе социальных связей.
Социальное действие – это такое действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других людей.Типы социального поведения обусловлены нравами и обычаями.Нравы – это социально предписанные ...
тест для 10 класса по темам "Деятельность, виды деятельности", "Мировоззрение, его виды и формы", "Человек в системе социальных связей".
Предназначено для промежуточного контроля знаний обучающихся, изучающих школьный курс обществознания. В тесте предоставлены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором и записью нескольких ...
презентация по обществознанию "Человек в системе социальных связей"
В данной презентации для 11 класса содержится материал по теме "Человек в системе социальных связей" - как теоретический, так и фактический. Вопросы, которые рассматриваются в презентации, отве...
Презентация по обществознанию 10 - 11 класс "Человек в системе социальных связей"
В презентации доступно и понятно рассматривается тема социальных связей человека, даны понятные определения и термины....