Классный час "Избирательное право в России"
классный час по обществознанию на тему
Классный час для школьников среднего звена . Форма проведения устный журнал. В качестве рефлексии - анкета "Будущий избиратель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_ch._izbiratelnoe_pravo_v_rossii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа посёлка Расково»
Классный час
«Избирательное право в России»
Разработала учитель истории и
обществознания
Высшей категории Швачкина В.И.
2012 год
Цели классного часа:1. Формировать активную гражданскую позицию у подрастающего поколения.
2. Познакомить с историей выборов в России.
3. Дать представление о законах регулирующих процедуру выборов.
Форма проведения: устный журнал .
Оформление аудитории.
Эпиграф:
Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.
(Демокрит, древнегреческий философ)
Книжная выставка:
1.Конституция России
2.Федеральный закон о выборах президента Российской Федерации
3.Закон Саратовской области о выборах депутатов Саратовской области.
Портреты президентов России:
Б.Н. Ельцина
Д.А.Медведева.
В.В.Путина
Схема структуры государственной власти РФ.
Словарь терминов.
Анкета
Первый вопрос:
Что такое выборы как элемент демократии?
Людям издавна свойственно выбирать. Способность останавливаться на чём-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу.
Уже на первобытнообщинной стадии исторического развития человечества выборы играли не только сугубо бытовую, но и общественную роль. На общих собраниях (сходках) выбирались предводители. Тогдашние выборы были своеобразной зарницей демократии - первобытной по своему характеру.
Настоящий демократический «взрыв» произошёл в античные времена в Афинах (годы правления первого стратега Перикла – 443-429 гг. до н.э.). В результате реформ Солона и Клисфена общим для афинян стало уважение законно, достаточно активное и сознательное участие в политической жизни, в частности в формировании органов власти путём выборов.
Русь – матушка тоже знавала времена выборов. Девятый век, Новгород. Мы – в центре площади, на которой собралось всё взрослое население города, способное носить оружие. На возвышении в центре – седовласый старец что-то горячо доказывает окружающим. Народ криком одобряет речь старца- таким образом принято важное государственное решение о призвании Варягов во главе с Рюриком в качестве князя – предводителя дружины. Народ не знает, что несёт им этот выбор, что князья присвоят себе законодательные прерогативы, и что борьба за демократию будет долгой.
В 1156 году Новгородское княжество превращается в Новгородскую республику.
До начала 16 века русские цари правили самодержавно и неограниченно. Иван Грозный созывал Земские Соборы, на которых обсуждались важнейшие вопросы, интересовавшие царя, но этот орган имел чисто совещательные функции.
В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на уровне местного самоуправления.
Ещё один опыт применения избирательной системы – это созыв четырё подряд дум после революции 1905 года.
С тех пор в мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара, о чём свидетельствует нынешняя политическая карта мира.
Демократия – сложнейшее общественно-политическое явление, у неё много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, как свободные и честные выборы, подчинение большинства меньшинству (правило большинства). Власть при демократии выборная, избранная. Именно реальностью политических выборов демократия отличается от разного рода диктатур (пролетариата, вождей – «спасителей нации»).
Выборы в России- это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане России избирают Президента РФ, Депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краёв, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, посёлках и т.д.). В случае необходимости участвуют в референдуме – всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
Вопрос второй:
Какие законы регулируют процедуру выборов?
Россия – демократическое государство, граждане России имеют право избирать и быть избранными. В Российской федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выбора гражданами России лучших людей в органы власти. В ст. 3 Конституции РФ сказано, что «высшим непосредственным выражением власти н6арода являются референдум и свободные выборы», а ст. 32 утверждает: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Конституционное право граждан подкрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т.д.
Поскольку каждый орган власти имеет особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует федеральный закон « О выборах Президента Российской федерации», а выборы парламентариев – федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации». Есть Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации», и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом «О референдуме Российской федерации».
Третий вопрос:
Как проходят выборы?
До 18 лет люди — дети. Так гласят Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ. Поэтому в выборах они участвовать не могут. Но как только человеку исполнится 18 лет, тут уж не следует медлить с явкой на избирательный участок.
Итак, участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранным в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет) и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).
Для проведения, например, выборов депутатов Государственной Думы вся страна делится на избирательные округа. В каждом одномандатном округе избирается один депутат. В Государственную Думу таким образом (по мажоритарной системе) избирается половина ее состава — 225 депутатов. Вторая половина состава Думы избирается по пропорциональной системе. А всего в Думе 450 депутатских мест. Голосуют избиратели на избирательных участках, списки которых включают не более 3000 избирателей.
Итак, существуют две основные системы выборов — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партия, она и получает определенное (пропорционально поданным голосам) количество мест (мандатов) в Думе.
При выборах в Государственную Думу и Президента РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии: участковые —>- территориальные (районные, городские) —>- окружные (при выборах Президента отсутствуют) —>- субъектов РФ —»- Центральная избирательная комиссия.
Четвёртый вопрос:
Какие нарушения бывают в процессе выборов?
Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы- никому не дано.
Тем не менее, случаются по разным причинам нарушения; избирательных прав граждан. Например, избиратели могут стать объектами угроз, обмана, насилия со стороны криминальных структур. Не исключено распространение ложных сведений о кандидатах. Не всегда кандидатам в депутаты обеспечиваются одинаковые с другими возможности вести предвыборную агитацию и т. д.
За эти нарушения избирательных прав виновные должны нести ответственность в соответствии с федеральными законами.
Россия – демократическая страна, граждане России имеют право выбирать и быть избранными, тайно голосовать на выборах в Государственную Думу и на пост президента России. Воспользуемся ли мы конституционным правом, которого так долго добивалось прогрессивное человечество? Или по нашей «русской» традиции, обусловленной инертностью и ленью, скажем, что и без нас всё уже решили? Выбор остаётся за нами, а история научит нас, правы ли мы были или нет. Как бы не ошибиться….
СЛОВАРЬ
Законопроект — проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа.
Дееспособность — способность своими действиями приобретать права и обязанности.
Депутат — выбранный представитель, член представительного государственного учреждения.
Ценз — условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав.
Ценз избирателей — предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным.
Анкета « Будущему избирателю»
1.Что вы знаете о выборах?
2.Что вы знаете о развитии парламентаризма в России?
3.Ваши родные ходят на выборы?
4.Пойдёте ли вы голосовать, когда достигнете возраста, соответствующего избирательному цензу?
5.Есть ли у вас уверенность, что ваш голос что-то способен изменить?
6. Считаете ли вы процедуру выборов демократичной?
7. Влияют ли средства массовой информации на ваше отношение к выборам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
Классный час "Права нужны, а обязанности важны"( презентация к классному часу)
Презентация к классному часу в 7 классе "Права нужны, а обязанности важны"...
Классный час «Права ребенка – это ваши права»
На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую...
Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".
Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...