Профориентационный урок "Трудовые права и обязанности несовершеннолетних. Роль Профсоюзов"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Краснова Анастасия Леонидовна

Вашему вниманию предлагается технологическая карта урока по обозначенной теме. Данный урок был показан в октябре 2014 года в рамках городского конкурса "Профориентационный урок". Работа заняла 3 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_krasnova_a.l._1363.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема «Трудовые права и обязанности несовершеннолетних»

10 «А» класс, ГБОУ СОШ № 1363

Предмет - «Обществознание»                            

     Учитель – Краснова А.Л.

Педагогические цели

Способствовать завершению формирования представлений о роли, месте, правах профсоюзных организаций в соответствии с Уставом Профсоюза и законодательством РФ. Способствовать созданию представлений о трудовых правах и обязанностях несовершеннолетних граждан России.

Тип и вид урока

Изучение и закрепление новых знаний/комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные результаты

Способствовать усилению интереса к данному курсу с помощью учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, социальных мотивов (внутренняя мотивация – самосовершенствование через познание и общение). При необходимости использовать и внешние мотивы (мотивы-стимулы).

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, сценки, презентации и др.)

Основное содержание темы, понятия и термины

Профсоюзы. Роль, место и права профсоюзов. Труд.  Трудовые права и обязанности несовершеннолетних.

Образовательные ресурсы

Учебник «Обществознание». Нормативно-правовые акты: Конституция РФ (2 глава, ст.30,37); Трудовой кодекс РФ (ст.15,20,63 гл.42); Закон «О занятости населения в РФ». Презентация. Видеофрагмент.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная.

Приветствует учащихся. Заполняет электронный журнал.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная, словесный, наглядный, проблемный.

Рассказ учителя, работа с презентацией, видеофрагментом

Организует работу класса по постановке учебной задачи и темы урока, используя презентацию

 - Современный подросток имеет неограниченное количество ресурсов, через которые он воспринимает информацию. Перечислите ресурсы, которые обогащают Ваши знания.

- Всегда ли данная информация является для нас полезной, важной, актуальной?

- Какие программы, передачи Вы смотрите по телевизору?

- Знаете ли Вы кто эта девушка, какую роль она играет и почему именно её экранная героиня предложена мною в пример на нашем уроке?

- Яна (главная героиня) возглавляет профсоюзный комитет в ВУЗе. Как Вы думаете, зачем автор ввёл должность Председателя профкома?  Какова его роль? Какие функции он выполняет?  

- Почему я не привела Вам в пример руководителя федерации независимых профсоюзов?

Учитель корректирует ответы учеников, подчёркивает важность получения необходимой информации от профсоюзной организации для защиты трудовых прав несовершеннолетних.

С помощью вопросов учителя, слайдов презентации, видеофрагмента раскрывают смысл, функцию информационных ресурсов, важность получения необходимой и полезной информации.

Участвуют в обсуждении вопроса о важности и значении профсоюзного комитета.

Развивает умение проводить параллели, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные – умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и новой информации;

умение определять цель, проблему в деятельности;

Познавательные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; воспроизводят по памяти информацию, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные – «удерживают» логику повествования, оставляют небольшие монологические высказывания, обсуждают проблемные вопросы, высказывают своё мнение и прислушиваются к мнению других.

Беседа по вопросам с использованием презентации и видеофрагментом

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Беседа, рассказ учителя.

Учитель ведёт рассказ о ФНПР. Обращает внимание на важность деятельности организации.

Формулирует проблемные вопросы.

- перечислите права граждан России

- в каком законопроекте закреплены главные права человека и гражданина?

Учитель рекомендует обратиться к основному закону и прочитать ст. 30,37.

- все ли граждане имеют равные права?

- для кого могут быть ограничения?

Учитель подводит итог, указывая на важность знаний прав и обязанностей несовершеннолетних граждан

Учитель, используя основной закон России – Конституцию РФ проводит фронтальный опрос. Подчёркивает важность и значение правовых знаний.  

Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи; строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;

Регулятивные - умение выдвигать версии

Коммуникативные - осуществление взаимного контроля

Фронтальный опрос, использование источника – Конституции РФ.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Словесный.

Наглядный, проблемный.

Практикум.

Учитель предлагает ученикам поучаствовать в сценках и, используя Трудовой кодекс РФ, ответить на вопрос «Какие права несовершеннолетнего работника были нарушены»

1 сценка. Устройство на работу.

2 сценка. Трудовой спор.

3 сценка. Испытательный срок.

 

Ученики «играют» сценки. Корректируют ответы друг друга (по необходимости), отвечают на вопросы, используя ТК РФ.

Познавательные -  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; умение находить (в  источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Регулятивные – умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные – умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактическим материалом; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

устанавливают сотрудничество, рабочие отношения в группе.

Творческая работа.

Использование Трудового кодекса РФ.

V.Закрепление знаний

Фронтальный. Словесный.

Групповое обсуждение. Учитель регулирует фронтальный опрос, по необходимости корректирует ответы учеников. Делают выводы о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзного движения в России

- Права при трудоустройстве для несовершеннолетних;

- Испытательный срок;

- Роль профсоюзной организации.

Проведение рефлексии (по заполненным карточкам самооценки):

- Какие новые идеи возникли по ходу урока?

- Необходимо ли внести новые методы проведения уроков?

- Какие из затронутых вопросов оказались наиболее интересными и почему?

Какие вопросы необходимо освятить более подробно, например, на классном часе?

- как Вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель просит сдать лист самооценки

Ученики отвечают на поставленные вопросы, по необходимости заполняют лист самооценки. Корректируют ответы.

Познавательные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; воспроизводят по памяти информацию, строят логическую цепь рассуждений; умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения.

Коммуникативные - умение высказывать свое мнение; умение работать в классе, сотрудничать с учителем;

Регулятивные – умение проводить анализ, обобщать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи 

Фронтальный опрос. Беседа. Рефлексия.

VI. Домашнее задание

Словесный.

Используя Ваш субъектный опыт и опыт Ваших родителей написать примеры нарушений трудовых прав.

Ученики записывают домашнее задание. По необходимости задают уточняющие ответы.

Самостоятельная работа (использование субъектного опыта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности несовершеннолетних

Классный час с презентацией позволит более подробно и наглядно объяснить ребятам, что у них есть не только права, но и обязанности, определенная ответственость за проступки и правонарушения...

Права и обязанности несовершеннолетних.

Памятка для классного часа о правах и обязанностях по возрастам....

Права и обязанности несовершеннолетних

Тест по обществознанию 7 класс...

Права и обязанности несовершеннолетних

Консультация родителям по правовому воспитанию....

буклет "Права и обязанности несовершеннолетних"

буклет "Права и обязанности несовершеннолетних"...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...

Конвенция о правах ребёнка, права и обязанности несовершеннолетних

В рамках межведомственной профилактической акции "Я и Закон" с целью познакомить несовершеннолетних с Конвенцией о правах ребёнка совместно с сотрудником КДНиЗП Е.А. Селивановой в центре был...