Виновен-отвечай
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_i_metodicheskoe_rukovodstvo.otkrytyy_urok.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 7 классе.
Тема урока: « Виновен-отвечай».
Цель:подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения.
Задачи:
- развивающая: содействовать развитию познавательных способностей обучающихся через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;
- воспитательная : способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме;
- обучающая: способствовать формированию у обучающихся пониманию обучающимися таких понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;
Тип урока: открытие новых знаний..
Планируемые результаты:
- личностные:
• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.
Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения.
Ход урока:
I.Орг. момент.
II.Создание проблемной ситуации.
Добрый день, ребята. На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших тем нашего современного общества.
А начать разговор я хочу со сказки.
Итак, жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки. Догадались, что это за сказка (слайд)?
Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы (слайд).
Серая неприметная дама причинила материальный ущерб деду и бабе, разбив хвостом их единственную ценность из чистого золота (слайд).
Пожилая женщина, инвалид с костяной ногой, использует запрещенный вид транспорта и занимается мелким хулиганством (слайд).
Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре (слайд).
Чем характеризуется поведение героев этих сказок?
А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?
Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Дядя Степа»
и пронаблюдаем за поведением героев.
- Что вы можете сказать о поведении героев мультфильма?
-Почему вы считаете поведение мальчика плохим?
- Будет ли мальчик нести ответственность за свои поступки? Если да то почему?
(Значит получается все кто совершает плохие поступки должны за них отвечать.)
III. Целеполагание.
- Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
-Какова тема нашего урока?
Давайте определим ее вместе.
-На столах у вас лежит набор табличек со словами, посовещайтесь в своих группах и скажите какие из них могли стать темой нашего урока.
(виновен, отвечай. Закон. Правонарушение, преступление.)
- Готовы? Предложите ваши варианты..(Ученики называют)
-Большинство ребят в класс считают что лучше подходит « Виновен- отвечай» и я присоединяюсь к их мнению. Итак, тема нашего урока
«Виновен – отвечай».
IV.«Открытие» нового знания
- На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать?
-На столах лежит листок ( показала) Подумайте в группе и запишите на него свои вопрос?.
-Готовы.
- Что же вас интересует ?( дети задают вопросы)
Прикрепите свои листочки к корзине вопросов( на доске).
Этап 5. Применение нового знания
- Я рада, что у вас много вопросов. Значит, чтобы найти на них ответы нам предстоит много дружно потрудиться.
-Работать будем в группе по принципу « Одна голова хорошо ¸а много лучше».
-Выберите себе руководителя группы . Руководитель получает оценочный лист, в нем записывает членов своей группы и оценивает участие каждого в работе группы.
-Все посмотрите на свой квадрат. Цифра это номер вопрос, на который вы должны найти ответ.
-Задача каждой группы набрать как можно больше баллов в ходе работы.
Работа в группах
Первое задание группам
Рабочий лист
Ответьте на вопрос
1 группа: Определите признаки законопослушного поведения? (полный ответ 2 балла) Заполните таблицу.
Законопослушное поведение | |
Соответствует требованиям закона | Полезно для общества |
2 группа: Определите признаки противозаконного поведения? (полный ответ 2 балла) Заполните таблицу.
Противозаконное поведение | |
Запрещено законом | Причиняет вред людям, всему обществу |
3.группа На какие группы делятся правонарушения?( полный ответ 2 балла)
Заполните таблицу.
Правонарушение | |
Проступок | Преступление |
4 группа Дайте характеристику правонарушениям( полный ответ 2 балла)
Используя текст документа и стр.113 в учебнике,заполните таблицу.
Правонарушение | |
Проступок | Преступление |
5группа Как закон наказывает несовершеннолетних правонарушителей( полный ответ 2 балла) Используя стр.114 и текст документа, заполните таблицу.
Правонарушение | |
С 16 лет | С 14 лет |
За все виды нарушений | За тяжкие правонарушения |
Второе задание группам
1 группа: Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)
Заполните таблицу
Правонарушение | |
Преступление | Проступок |
Примеры: кража ,побои | Примеры: нецензурная брань в общественных местах |
2 группа: Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)
Правонарушение | |
Преступление | Проступок |
Примеры: разбой, хищение оружия | Примеры: 1нарушение правил дорожного движения ,опоздание на работу. |
3 группа. Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)
ПРЕСТУПЛЕНИЯ | |
Против жизни и здоровья | Против чести и достоинства |
Примеры: убийство, | Примеры: похищение людей, клевета |
4.группа Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)
ПРЕСТУПЛЕНИЯ | |
Против собственности | Против общественной безопасности и порядка |
Примеры: вымогательство ,грабеж | Примеры: Захват заложников |
5 группа. Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)
ПРОСТУПОК | ||
Нарушение правил общественной безопасности | Вред чужому имуществу | Нарушение дисциплины по месту работы или учебы |
Примеры: нецензурная брань | Примеры: сломал чужой велосипед | Примеры: опоздание на работу |
Третье задание группам
Закон и несовершеннолетние.
Как мы с вами уже сказали нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние.
Работа по ситуациям, подросток всего лишь пошутил, вы должны будете определить – как на это смотрит уголовный кодекс, будет ли это правонарушение проступком или преступлением?
Для определения ответа вам понадобятся памятки статей Уголовного кодекса.
За правильный ответ 2 балла.
Вы должны будете определить – как оно рассматривается в Уголовном кодексе.
Проверить ответы мы сможем по слайдам презентации, в которых есть правильные ответы, а также информация о том какое наказание будет за это правонарушение. Проблемные ситуации для каждой группы:
Проверка ответов с помощью презентации по слайдам
Подросток всего лишь пошутил… | Как на это смотрит уголовный кодекс. |
Подросток взял (взяла) у товарища дома плеер, игру, диск и унес (унесла) без ведома владельца вещи. | |
Подросток отобрал деньги или сотовый телефон у других детей. | |
Подросток сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет «расплачиваться здоровьем» | |
Подросток взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы ее, если бы тебя не поймали. | |
Подросток позвонил директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба. |
Четвертое задание группам
Как закон наказывает?
Представьте, что каждая группа – это адвокатская контора:
Ваша задача – дать консультацию клиенту. В рабочий лист выполнения задания занесите план ваших действий. В работе используйте текст законов РФ.
Прошу вас дать консультацию. А клиентами будут герои сказок, которые даже не подозревают, что совершили правонарушение.
Проверка ответов с помощью презентации по слайдам
Первая группа дает консультацию первому герою. Какой вид правонарушения он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
Вторая группа. Чьим клиентом является второй герой? Какой вид правонарушения он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
Третья группа. В какую контору отправится третий клиент? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
Четвертая группа дает консультацию первому герою? Какой вид правонарушения он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
Пятая группа. В какую контору отправится вот этот клиент? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
Спасибо за консультацию.
А как же нам строить свое поведение, чтобы жить, не нарушая закон?
Предлагаю каждой группе придумать свое правило, но уже не как адвокатам, а как гражданам, уважающим закон (листы, маркеры).
IV. Рефлексия.
Возвращаемся к «Корзине идей» .А теперь возьмите листы, на которых вы написали вопросы в начале нашего урока.
-На какие из них вы получили ответы?
Где смогут пригодится вам эти знания?
Это- ваша оценка урока
А теперь поставьте оценку своей работе
-Давайте подведем итоги работы. Прошу руководителей группы выйти и подсчитать количество набранных баллов.
- Получается, лучше поработала сегодня группа № …… они набрали…..
- Для победы группы каждый внес свой вклад. Командиров прошу выставить оценки членам группы по его работе в группе.
V. Домашнее задание.
- Учащиеся на выбор могут выполнить следующее задание:
- -Прочитать §5,
- Подготовить сочинение – эссе по теме «Что такое справедливость». Выполнить в рабочей тетради задания №1-3 на стр. 74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс
План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....
Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс
Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс...
Виновен - отвечай
Конспект урока...
Виновен - отвечай
Презентация к уроку 7 класса с практическими заданиями...
Виновен - отвечай!
Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Боголюбова)...
Виновен-отвечай!
Нам часто приходится слышать мудрое слово, как «законопослушный» человек. А кого называют «законопослушным»? Речь идёт о человеке, который соблюдает законы- послушен им. ...
Приложение к уроку "Виновен-отвечай"
7 класс...