Виновен-отвечай
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Журавлева Наталья Валерьевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 7 классе.

Тема урока: « Виновен-отвечай».

Цель:подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения.

Задачи:

- развивающая: содействовать развитию познавательных способностей  обучающихся через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;

-  воспитательная : способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и  формированию собственной нравственной позиции по данной теме;

- обучающая:  способствовать формированию у обучающихся пониманию обучающимися  таких   понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

Тип урока: открытие новых знаний..

Планируемые результаты:

- личностные:

• овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II.Создание проблемной ситуации.

Добрый день, ребята. На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами  одну из важнейших тем нашего современного  общества.

А начать разговор я хочу  со   сказки.

 Итак,  жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки.  Догадались, что это за сказка (слайд)?

Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы (слайд).

Серая неприметная дама причинила материальный ущерб деду и бабе, разбив хвостом их единственную ценность из чистого золота (слайд).

Пожилая женщина, инвалид с костяной ногой, использует запрещенный вид транспорта и занимается мелким хулиганством (слайд).

Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре (слайд).

Чем характеризуется поведение героев этих сказок?

А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?

Ребята, давайте посмотрим фрагмент  мультфильма «Дядя Степа»

и пронаблюдаем за поведением героев.

- Что вы можете сказать о  поведении героев мультфильма?

-Почему вы считаете поведение мальчика плохим?

      - Будет ли мальчик  нести ответственность за свои поступки? Если да то почему?

(Значит получается все кто совершает плохие поступки должны  за них отвечать.)

III. Целеполагание.        

- Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какова тема нашего урока?

Давайте определим ее вместе.

-На столах у вас лежит набор табличек со словами, посовещайтесь  в своих группах и скажите   какие из них могли стать темой нашего урока.

(виновен, отвечай. Закон. Правонарушение, преступление.)

- Готовы? Предложите ваши варианты..(Ученики называют)

-Большинство ребят в класс считают что лучше подходит « Виновен- отвечай»  и я присоединяюсь к их мнению. Итак, тема   нашего урока

«Виновен – отвечай».

 IV.«Открытие» нового знания

- На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать?

-На столах лежит листок ( показала) Подумайте  в группе  и запишите на него свои вопрос?.

-Готовы.

- Что же вас  интересует ?( дети задают вопросы)

Прикрепите свои листочки к корзине вопросов( на доске).

Этап  5. Применение нового знания

- Я рада, что у вас много вопросов. Значит, чтобы найти на них ответы нам предстоит много дружно  потрудиться.

-Работать будем в группе по принципу « Одна голова хорошо ¸а много лучше».

-Выберите себе руководителя  группы . Руководитель получает оценочный лист, в нем записывает  членов своей группы и оценивает   участие каждого в   работе группы.

-Все посмотрите на свой квадрат. Цифра это номер  вопрос, на который вы должны найти ответ.

-Задача каждой группы набрать как можно больше баллов в ходе работы.

Работа в группах

Первое задание группам

Рабочий лист

Ответьте на вопрос

1 группа: Определите признаки  законопослушного  поведения? (полный ответ 2 балла) Заполните таблицу.

Законопослушное поведение

Соответствует требованиям закона

Полезно для общества

2 группа: Определите признаки противозаконного поведения? (полный ответ 2 балла) Заполните таблицу.

Противозаконное поведение

Запрещено законом

Причиняет вред людям, всему обществу

3.группа На какие группы делятся правонарушения?( полный ответ 2 балла)

Заполните таблицу.

Правонарушение

Проступок

Преступление

4 группа  Дайте характеристику правонарушениям( полный ответ 2 балла)

Используя текст документа и стр.113 в учебнике,заполните таблицу.

Правонарушение

Проступок

Преступление

5группа  Как закон наказывает несовершеннолетних правонарушителей( полный ответ 2 балла)  Используя стр.114 и текст документа, заполните таблицу.

Правонарушение

С 16 лет

С 14 лет

За все виды нарушений

За тяжкие правонарушения

Второе задание группам

1 группа: Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)

Заполните таблицу

Правонарушение

Преступление

Проступок

Примеры: кража ,побои

Примеры: нецензурная брань в общественных местах

2 группа: Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)

Правонарушение

Преступление

Проступок

Примеры: разбой, хищение оружия

Примеры: 1нарушение правил дорожного движения ,опоздание на работу.

3 группа. Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Против жизни и здоровья

Против чести и достоинства

Примеры: убийство,

Примеры: похищение людей, клевета

4.группа Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Против собственности

Против общественной безопасности и порядка

Примеры: вымогательство ,грабеж

Примеры: Захват заложников

5 группа. Распредели примеры правонарушений по группам. (каждое правильно вписанное положение 1 балл)

ПРОСТУПОК

 Нарушение правил общественной безопасности

Вред чужому имуществу

Нарушение дисциплины по месту работы или учебы

Примеры: нецензурная брань

Примеры: сломал чужой велосипед

Примеры: опоздание на работу

Третье задание группам

Закон и несовершеннолетние.

Как мы с вами уже сказали нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние.

Работа по ситуациям, подросток всего лишь пошутил, вы должны будете определить – как на это смотрит уголовный кодекс, будет ли это правонарушение проступком или преступлением?

Для определения ответа вам понадобятся памятки статей Уголовного кодекса.

За правильный ответ 2 балла.

 Вы должны будете определить – как оно рассматривается в Уголовном кодексе.

Проверить ответы мы сможем по слайдам презентации, в которых есть правильные ответы, а также информация о том какое наказание будет за это правонарушение. Проблемные ситуации для каждой группы:

Проверка ответов с помощью презентации по слайдам

Подросток  всего лишь пошутил…

Как на это смотрит уголовный кодекс.

Подросток  взял (взяла) у товарища дома плеер, игру, диск и унес (унесла) без ведома владельца вещи.

Подросток отобрал деньги или сотовый телефон у других детей.

Подросток сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет «расплачиваться здоровьем»

Подросток взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы ее, если бы тебя не поймали.

Подросток позвонил директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба.

Четвертое задание группам

Как закон наказывает?

Представьте, что каждая группа – это адвокатская контора:

Ваша задача – дать консультацию клиенту. В рабочий лист  выполнения задания занесите план ваших действий. В работе используйте текст законов РФ.

Прошу вас дать консультацию. А клиентами будут герои сказок, которые даже не подозревают, что совершили правонарушение.

Проверка ответов с помощью презентации по слайдам

Первая группа дает консультацию первому герою. Какой вид правонарушения  он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?

Вторая группа. Чьим клиентом является второй герой? Какой вид правонарушения  он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?

Третья группа. В какую контору отправится третий клиент? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?

Четвертая группа дает консультацию первому герою? Какой вид правонарушения  он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?

Пятая группа. В какую контору отправится вот этот  клиент? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?

Спасибо за консультацию.

А как же нам строить свое поведение, чтобы жить, не нарушая закон?

Предлагаю каждой группе придумать свое правило, но уже не как адвокатам, а как гражданам, уважающим закон (листы, маркеры).

 

    IV. Рефлексия.

Возвращаемся к «Корзине идей» .А теперь возьмите листы, на которых вы написали вопросы в начале нашего урока.

-На какие из них вы получили ответы?

Где смогут пригодится вам эти знания?

Это- ваша оценка урока

А теперь поставьте оценку своей работе

-Давайте подведем итоги работы. Прошу руководителей  группы выйти и подсчитать количество  набранных баллов.

- Получается,  лучше поработала сегодня группа № …… они  набрали…..

- Для победы группы каждый внес свой вклад. Командиров прошу выставить оценки членам группы по его работе в группе.

V. Домашнее задание.

  • Учащиеся на выбор могут выполнить следующее задание:
  • -Прочитать §5,
  • Подготовить сочинение – эссе по теме «Что такое справедливость». Выполнить в рабочей тетради задания №1-3 на стр. 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс...

Виновен - отвечай

Конспект урока...

Виновен - отвечай

Презентация к уроку 7 класса с практическими заданиями...

Виновен - отвечай!

Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Боголюбова)...

Виновен-отвечай!

Нам часто приходится слышать мудрое слово, как «законопослушный» человек. А кого называют «законопослушным»? Речь идёт о человеке, который соблюдает законы- послушен им. ...