Политическая культура
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Политическая культура.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся смогут дать определение того, что такое политическая культура и каковы ее основные компоненты.
- Сравнить четыре типа политических культур: индивидуалистическую, государственную, республиканскую и традиционалистическую.
- Охарактеризовать роль гражданина в каждой из культур.
Ход урока.
- Мотивация. Продолжите мысль Платона: «…у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько…» (существует видов государственного устройства).
- Какая взаимосвязь отражена в это высказывании Платона?
Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель 18 в. Иоганн Гердер.
Жан-Жак Руссо писал о том, что мы теперь называем политической культурой. Он не использовал этого термина, но определил составляющие его: мораль, традиции и мнения.
Желание понять, что отличает жителей Северной Америки от жителей Старой Европы, привело Алексиса де Токвиля в 1830-е годы в США. Он хотел понять, почему попытки установить демократию после французской революции на своей родине, Франции, потерпели неудачу, а в Соединенных Штатах увенчались успехом. В своей классической работе Демократия в Америке он привел такое объяснение:
«Образ жизни можно считать одной из главных причин возникновения демократической республики Соединенных Штатов...»
Быть может самой известной работой по проблеме политической культуры считается исследование, проведенное Габриелем Алмондом и Сиднеем Верба. Результаты своих исследований они опубликовали в 1963 году в книге Гражданская культура. Как и Токвиля, их интересовало, почему демократия успешно развивается в одних странах и терпит фиаско в других.
2.Работа с термином. Приложение 1.
Политическая культура отражает отношения личности к политической системе и ее составляющим, а также понимание человеком своего места в этой системе.
Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов исторического процесса.
Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Политическая культура – это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.
Что общего у этих определений?
Какие компоненты политической культуры можно выделить на основании анализа этих терминов?
1.знания | 1.Чувство национальной принадлежности. |
2.умения | 2.Отношение к себе как участнику политической жизни страны. |
3.модели поведения (навыки) | 3.Отношение к согражданам. |
4.ценности. | 4.Отношение к работе государственных органов. |
5.Осведомленность о политических процессах принятия решений в государстве. |
3.Работа в группах.
Проанализировав тексты (Приложение 2.)по данному типу культуры, ответьте на вопросы:
- источник власти;
- политические ценности;
- задача государственной власти;
- роль гражданина в государстве
- сильные стороны данной культуры;
- недостатки
Тип политической культуры | Источник власти | Политические ценности | Задача государственной власти | Роль гражданина в государстве | Достоинства культуры | Недостатки культуры |
Индивидуалистическая. | гаждане | свобода | Защита прав граждан | Свободный член общества | ||
Государственническая. | государство | безопасность | Обеспечение законности и порядка | Выполняющий свои обязанности гражданин | ||
Республиканская. | общество | единство | Умножение общественного блага | Активный член общества | ||
Традиционалистическая. | Божественный промысел | преемственность | Контрль за поведением граждан | верноподданный |
4.Модели поведения гражданина в каждой из политических культур. Приложение 3.
Проранжировать качества гражданина, опираясь на предложенный вашей группе тип политической культуры. Объяснить свой выбор.
1-3 – участие (республиканская)
4-7 –автономность (индивидуалистическая)
8-12 – социальный порядок (этатистская)
13-14 – солидарность (традиционалистическая и республиканская)
5.Творческие задания группам.
Составить 1-2 мин.выступление по заданной теме представителя одной из политических культур. Учащиеся должны догадаться, представитель какой культуры выступает.
- Россия: Запад или Восток (трдицион.)
- Усиление борьбы с терроризмом (индивидуал.)
- Запрет видеоигр, содержащих насилие (этатист.)
- Отмена смертной казни (республ.)
6. Тест.
7. Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили?
Для чего нам нужны знания о политической культуре?
Приложение 1.
Политическая культура отражает отношения личности к политической системе и ее составляющим, а также понимание человеком своего места в этой системе.
Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов исторического процесса.
Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Политическая культура – это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.
Что общего у этих определений?
Какие компоненты политической культуры можно выделить на основании анализа этих терминов?
1.Чувство национальной принадлежности. | |
2.Отношение к себе как участнику политической жизни страны. | |
3.Отношение к согражданам. | |
4.Отношение к работе государственных органов. | |
5.Осведомленность о политических процессах принятия решений в государстве. |
Приложение 2.
Индивидуалистическая политическая культура.
В индивидуалистической политической культуре на центральном месте – личность. Личность, а не только член какой-то группы – единственное думающее, с моральными ценностями действующее лицо политического процесса.
Современная концепция личности, как носителя прав – результат развития идей о человечестве и политике в рамках того, что мы называем либерализмом, однокоренного со словом свобода по-английски (liberty). Вот некоторые из фундаментальных идей классического либерализма.
- Высшая ценность личности, его свободы и прав
- Равная ценность каждой индивидуальной личности
- Личность должна иметь право сама свободно выбирать свои цели в жизни
- Личный выбор должен быть защищен от необоснованного вмешательства государства
- Личная собственность – продолжение личности человека, она неприкосновенна
- Земля и натуральные ресурсы должны служить человеку
Представители индивидуалистической политической культуры видят в себе создателей государства. Теория социального контракта Джона Локка и других легла в основание этой политической культуры. Граждане как бы составляют договор между собой подчиняться властям, которые сами граждане создали для того, чтобы защитить определенные права, которые, по общему мнению, даны им от рождения. Так как граждане полагают, что народ суверенен, они верят в то, что народ имеет право свергнуть или изменить власть, которая оказалась не способна защитить их права. Политический мир представляется как рынок, где происходит обмен общественными ценностями. На первом месте стоит индивид, его интересы и права. Общественное благо представляется результатом здоровой конкуренции индивидуальных интересов на политическом рынке. Роль конституции – определить правила, по которым осуществляется государственная власть и защищаются права индивида. Роль власти в государстве ограничивается поддержанием баланса и обеспечением продвижения вперед. Роль гражданина – преследовать свои разумные интересы. Главная гражданская обязанность – самоограничение и терпимость к другим. Свобода – главная ценность, достигающаяся за счет некоторой потери социального или экономического равенства.
Такой подход способствует развитию демократических институтов, верховенства закона, терпимости к меньшинствам и процессов мирного реформирования общества.
Приложение 2.
Государственническая (этатистская) политическая культура.
При этатистской политической культуре люди воспитаны в убеждении в том, что индивид должен служить интересам государственной власти и других государственных институтов. В государствах с такой политической культурой власти контролируют такие институты, как политические партии, СМИ и даже группы интересов, например молодежные объединения.
Некоторые политические мыслители , например, Жан-Жак Руссо, критически отнеслись к идеям либерализма и индивидуалистическому пониманию культуры. Государство – больше, чем простое собрание отдельных личностей, государство имеет культуру и своеобразие, которые формируют людей, рожденных в нем.
Этатистские системы имели широкий спектр идеологий, от коммунизма до фашизма. Некоторые государства, как, например, современная Франция, являются демократическими государствами, хотя остаются крайне централизованными и бюрократическими.
Несмотря на разницу идеологий, этатисткие культуры имеют много общего. Роль конституции в таких государствах – легитимизировать действия государства и наделить полномочиями правительство. Задачи правительства делать все, что необходимо для того, чтобы обеспечить в стране мир, безопасность и сравнительное экономическое благосостояние. От граждан в такой стране ожидается, что они будут пассивны, искать защиту и источники благосостояния у государства и будут готовы работать на государство. Долг гражданина подчиняться закону и требовать этого от своих детей. Во многих этатистских системах существует обязательная воинская повинность для всех годных к службе мужчин и женщин. Главные принципы – равенство и защищенность граждан. За это они платят потерей индивидуальной свободы.
Приведем, как иллюстрирующий пример, случай из жизни. В семидесятых годах двадцатого века российская семья иммигрировала в Израиль в поиске религиозной свободы. Они поселились в Беершеба, где построили небольшой домик. Однажды домик загорелся и сгорела вся мебель. Соседи хотели помочь погорельцам, собрали мебель и передали семье иммигрантов. Однако, глава этой российской семьи созвал телевизионную пресс-конференцию, где призвал своих соседей забрать подаренную мебель. Почему? По мнению главы семьи, правительство Израиля было обязано помочь погорельцам. А соседи здесь не причем.
Как и русские, французы имеют долгую этатистскую традицию и как они находятся в двойственных отношениях с государством. С одной стороны. они не доверяют государству, с другой стороны, они очень много от него ожидают. Несмотря на свое вечное недоверие к государственной власти, французы ожидают от правительства реализации широкой программы социальной защиты. Уже достаточно давно французские власти приняли самую широкую в мировой практике программу социального обеспечения граждан от рождения до могилы. Она включает в себя бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное высшее образование, ежегодный пятинедельный оплачиваемый отпуск, дешевое социальное обеспечение стариков, большие пенсии по старости. Ежемесячно в семьи с более чем одним ребенком посылаются денежные субсидии. Эта мера введена для борьбы с низким уровнем рождаемости в стране. Для контроля за исполнением своих многочисленных программ Франция создала громоздкий бюрократический аппарат. Ежедневная работа государства сегодня выполняется более чем двумя с половиной миллионов бюрократов – по одному на каждых двадцать два француза. Эта по-настоящему армия госслужащих дает возможность Франции не только контролировать промышленность, торговлю и сельское хозяйство, но и частную жизнь граждан в вопросах, считающихся не сферой интересов правительства в индивидуалистических политических культурах.
Приложение 2.
Республиканская политическая культура.
В соответствии с гражданско-республиканской теорией лучшее общество то, которое защищает интересы общины и общее благо от интересов индивидуума или общественного класса. Знаменитый римский писатель Цицерон так передает суть гражданского республиканизма: Невозможно хорошо жить иначе, чем в хорошей общине и лучшая гарантия благосостояния общины в разумно учрежденном и упорядоченном государстве.
Древний Рим является ярким образцом гражданской политической культуры. Его граждане должны были проявлять высокие образцы гражданских добродетелей, что означало, что они должны были жертвовать своими интересами во имя общего блага. Полибий был греческим историком, который путешествовал по Риму, изучая жизнь государства во многом по тем же причинам, которые привели Алексиса де Токвилля в Соединенные Штаты столетия спустя. В своих Историях Полибий описал образцового гражданина Римской империи.
Хороший римлянин должен обладать личной смелостью: он должен использовать свои возможности на благо общества, а не бесцельно расточать их, как Гасдрубал, карфагенец, который устраивал пиры во время голода. Он должен быть честным, как Сципион, который не взял себе лично в Карфагене абсолютно ничего, хотя и не был особенно богат. Он должен быть ответственным и деятельным гражданином: во время Пунической войны в Риме, как в Афинах, столетия до этого, военные корабли содержались за счет одного или группы частных лиц. Рим победил в войне, благодаря патриотическому духу и щедрости своих именитых граждан…которые служили Риму, не щадя своих сил и возможностей.
Помимо требования проявления гражданских чувств, главные идеи и убеждения, гражданского республиканизма таковы:
- Существование маленьких общин необходимо, там, где люди знают друг друга и стремятся к достижению общего блага
- Граждане должны играть активную роль в управлении, принимая участие в обсуждении общественных проблем, другой общественной деятельности, служа в армии
- Граждане должны учиться быть добродетельными, получая моральное воспитание. Все граждане ответственны за нравственное воспитание молодежи
- Необходимо бороться с имущественным неравенством, так как оно неизбежно приводит к коррупции и образованию группировок граждан, которые будут стремиться только к достижению личной выгоды, а не благу общества в целом
- Хороший гражданин отдает много собственных сил и средств на благо общества
Сегодня гражданский республиканизм скорее мечта реформатора, чем политическая реальность. Некоторые аспекты гражданской политической культуры можно найти в маленьких европейских демократиях: Швейцарии, Нидерландах и скандинавских странах. Элементы этой культуры присутствуют в политической жизни регионов некоторых стран, которые имеют давние гражданские традиции. Это – Флоренция в Италии, штаты Новой Англии в Соединенных Штатах Америки. Отзвуки идей гражданского республиканизма слышны в работах различных современных политологов прокоммунистических взглядов.
Приложение 2.
Традиционалистическая политическая культура
Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.
Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.
Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.
Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.
Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:
- Уважение к прошлому
- Уважение к семейным, родовым связям
- Подчинение властям
- Сохранение традиционных источников власти
- Строгие нормы поведения
- Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение
- Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса
- Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо
- Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути
У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.
Приложение 3.
1.Голосование.
- Участие в добровольных организациях.
- Участие в политике.
- Выбор товара по политическим или моральным причинам.
- Независимое мнение.
- Желание понимать других.
- Слежение за действиями правительства.
- Служба присяжным в качестве призыва.
- Законопослушание.
- Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.
- Готовность платить налоги.
- Готовность служить в армии в случае крайней нужды.
- Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.
- Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политическая культура
Презентация по обществознанию...
политическая культура
Презентация урока "Политическая культура по Обществознанию в 11 классе. Цели урокаОбразовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что такое политическая культура. П...
Политическая культура сельского учительства.
Исследовательская работа....
Политическая культура Красноярского края
Мультимедийная презентация на тему «Политическая культура Красноярского края», предназначена для изучения новой темы по Основам регионального развития (10 класс). Файл включает в себя теоретические зн...
Урок по обществознанию "Политическая культура"
О политической культуре как факторе фрмирования гражданского общества и правового государства...
презентация на тему Типы политической культуры
Презентация даёт представление о типах политической культуры,содержит их краткую характеристику. Может быть использована в 10 классе как фрагмент урока при изучении темы "Политическая жизн...
Конспект урока на тему: «Политическая культура» 11 класс
Цели урока: Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что такое политическая культура. Показать признаки и роль политической культуры граждан в политической системе общества. По...