Интегрированный урок по географии и обществознанию "Из истории избирательного права"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
В разработке представлен материал о истории развития избирательного права, современных принципах и подходах нарезки округов для голосования. Предлагается практическая работа для учащихся. Рекомендуется как для внеклассного мероприятия, так и прведения интегрированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_geografii_i_obshchestvoznaniyu.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект интегрированного занятия по географии и обществознанию в 9 классе
(Подготовлен учителем истории Гобечия З.А. и учителем географии Сергеевой Н.Н Абадзехской МОУ СОШ №3 Майкопского района Республики Адыгея)
Тема урока:
Из истории избирательного права. Правила нарезки избирательных округов.
Цели урока:
- познакомить с историей развития и становления избирательного права;
- дать характеристику видов избирательных систем, познакомить с понятием «избирательный метр»;
- сформировать практические умения по правилам нарезки избирательных округов;
- воспитывать политическую культуру и чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.
Оборудование
карта Российской Федерации, условные обозначения зон голосования («красный пояс»); карта города Майкопа; материалы для практической работы – «территории для нарезки избирательных округов», карандаши, фломастеры; слайды с материалами по истории избирательного права.
Ход урока.
- Вводная беседа (знакомство с темой, целями и задачами, планом проведения урока)
2. Конституция РФ об избирательном праве (использование слайдов)
3. Практическая работа № 1 (по группам) «Я выбираю»– выборы вождя племени, военного предводителя, президента страны (задания группам на слайдах).
Цель работы:
а) Выяснить, какими качествами должен обладать претендент на предлагаемую должность;
б) Дать сравнительную характеристику требований предъявляемых выборщиками к претендентам;
в) Определить требования, остающиеся неизменными во все исторические эпохи.
- Экскурс в историю избирательного права (с использованием слайдов):
а) избирательное право и выборы в Древней Греции;
б) выборы должностных лиц в Древнем Риме;
в) выборы в средневековой Европе,
г) выборы в США, особенности формирования избирательной системы;
д) избирательная система в России.
Историк: Выборы один из самых древних инструментов формирования органов государства. Право избирать признавалось изначально только за свободным мужским населением. В Древней Греции и Риме рабы, женщины, дети, а так же неграждане Афин были лишены избирательного права. В 18-19веках картина изменилась не сильно. В США после Войны за независимость право голоса принадлежало только белым мужчинам. Не имели права голоса чернокожие рабы, женщины и коренные индейцы. Причём некоторые штаты даже для белых устанавливали ценз грамотности, благонадёжности и добропорядочности. Вводился также имущественный ценз, т.е. голосовать могли лишь люди владеющие имуществом определённой стоимости. Известный публицист и политик Томас Пейн писал: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осёл, который стоит 60 долларов. Этот человек сегодня избиратель, он идёт к избирательной урне и опускает свой голос. А завтра осёл сдох, и когда человек идёт голосовать без осла, его не допускают. Скажите мне, кто голосует в этой стране: осёл или его хозяин?» только к середине 19 века все белые мужчины получили избирательные права.
В России Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года была установлена куриальная система выборов. Создавались три избирательные курии (части):
1) курия уездных землевладельцев, куда входили дворяне и помещики с высоким имущественным цензом;
2) городска курия, члены которой должны были иметь купеческое свидетельство или предприятие определённого размера;
3) сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена трёхступенчатая система выборов: сначала крестьяне на волостном сходе избирали выборщиков, а те в свою очередь земских гласных.
Дополнительно была создана рабочая курия.
Куриальные выборы позволяли регулировать численность депутатов от той или иной группы населения. Избирательное право принадлежало практически всему мужскому населению в возрасте старше 25 лет, за исключением солдат, студентов, подённых рабочих и части кочевников.
Куриальную систему применили во время перестройки. Общественные организации образовали как бы самостоятельную курию. Депутаты избирались от всего населения, а треть депутатов от общественных организаций. Таким образом, партии стремились сохранить своё влияние на съезде народных депутатов.
Не во всех государствах выборы рассматриваются как подходящий способ избрания достойных. Например, в мусульманских странах хотя и используются выборы, но явно ставя выше их совещание особо авторитетных лиц при главе государства – аш-шура. Эти лица не избираются, они «естественно» выдвигаются благодаря их личным качествам и приглашаются правителем в совет.
Но в большинстве стран свободные и честные выборы признаются как основа демократии.
5. Особенности формирования границ государств и их влияние на проведение выборов; границы избирательных округов.
Географ: Проблема проведения границ существует в географии с начала становления науки. Всегда история доказывала, что границы оказывают непосредственное влияние на прилегающие к ним территории. Поэтому их нельзя рассматривать как оболочку. В зависимости как, по каким принципам формировались границы – будет зависеть взаимоотношения между соседями. Возникнут ли там зоны экономического и политического спокойствия или интенсивной хозяйственной деятельности, или зоны приграничных конфликтов. Это в более глобальном масштабе, но когда проводятся границы избирательных округов, эти проблемы могут возникнуть на локальном уровне. Следовательно, на подготовительном этапе выборной компании одна из главнейших ролей принадлежит географам. Их практическая задача – проведение границ между микрорайонами в городах и населённых пунктах при нарезке округов для голосования.
Существуют два подхода при нарезке округов :
- метод сегрегации;
- метод интеграции.
Рассмотрим их на конкретных примерах. Возьмём гипотетический город, где проживают представители различных социальных групп: безработные, люди среднего достатка и богатые предприниматели. При сегрегации в пределах одного округа будут сгруппированы представители одной группы, а при интеграции – будут представлены все социальные группы.
На какие хитрости идут грязные политики, что бы победить на выборах. Наверняка каждая группа поддерживает разные политические партии, конкурирующие за голоса избирателей. Сегрегированные жители округов проголосуют каждый за своего представителя. Таким образом, в парламенте будут представлены разные группы, и он станет ареной разрешения споров между ними. При интеграции изберут депутатов обладающими наилучшими деловыми качествами, независимо от социальной принадлежности (В этом случае может произойти так, что ни один из кандидатов не наберёт нужное количество голосов). Но это может привести к тому, что депутаты будут меньше связаны с местными интересами. Таким образом, нарезка округов для голосования, другими словами проведение географических границ на местном уровне, решающим образом влияет на исход выборов, следовательно, ситуацию в стране.
6. Историческая справка: данные о количестве избирательных округов при выборах президента, депутатов Федерального Собрания (в Совет Федерации и Государственную думу), губернаторов, депутатов в органы местного самоуправления и т.д.(используются статьи Конституции РФ)
7. Виды избирательных систем (слайды):
А) пропорциональная;
Б) мажоритарная.
8. Правила нарезки избирательных округов (теоретические сведения о справедливой и несправедливой нарезке) – интеграция, сегрегация, джерримендеринг.
Нарезка округов не чисто технический вопрос. Общество обладает определённой территориальной структурой и состоит не просто из отдельных граждан, а из разных по людности и площади территориальных общностей. И границы избирательных округов должны это учитывать. Поэтому нарезка превращается в сложнейшую задачу, от решения которой зависят политические результаты выборов. Для этого имеются следующие правила справедливой нарезки:
- принципы равенства – обязательно при нарезке округов предполагают обязательное их равенство по численности населения, вне зависимости от того, какая часть обладает избирательным правом (граждане достигшие 18 лет). Это значит, что все граждане равно представлены в высшем государственном органе. Здесь можно отметить, что впервые в 1989 году на Первый съезд народных депутатов СССР были проведены демократические выборы. Ранее предлагался один кандидат, за которого голосовали единогласно. Именно при этих голосованиях был нарушен данный принцип. Округа выделялись по числу избирателей, а не всего населения.
- Принцип компактности – требует, чтобы округа имели целостную территорию и не состояли из несмежных частей. Например, разделённые рекой, не имеющей моста или не соседствующие городские районы. Если границы округов очень извилисты, стоит насторожиться - это индикатор нарушения прав граждан. Получается, что какому-либо кандидату создают округ из ареалов, где шансы на его победу особенно высоки, слишком тщательно учитывают размещение социальных или этнических групп.
- Максимальное соответствие границам административно – территориального деления, поскольку последние отражают уже сложившуюся территориальную организацию общества. Запрещается нарушать границы крупных административно – территориальных единиц ( республик, областей, штатов, земель…)
- Минимальные изменения в предыдущей нарезке , преемственность сеток округов. Допускаются незначительные изменения после пересмотра перед каждыми новыми выборами в соответствии с последними данными о численности населения. Данный принцип позволяет ранее избранным депутатам пользоваться поддержкой своего прежнего электората.
- Недопущение нарезки округов в интересах правящих партий. Эта самый важный и наиболее часто нарушаемый критерий, поскольку показателей для его проверки не существует.
9. Практическое задание № 2 (групповая работа): Перед вами материалы периодической печати («Маяк» №50 от 25.05.2005г), где представлены схемы избирательных округов по выборам глав вновь образованных муниципальных образований городского и сельских поселений Майкопского района и графическое изображение схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. («Советская Адыгея» от 12.11. 2005г). Задание: зная правила справедливой нарезки, определите: справедливо или с нарушениями нарезаны округа. Свой вывод обоснуйте.
Справка из истории возникновения термина – джерримендеринг. Оказывается, прославиться и войти в историю можно не совсем лицеприятным способом. Этот термин получил название в честь губернатора штата Массачусетс (США) Джерри, который в 1812 г. для победы своей партии вырезал избирательный округ в виде серпа. Слишком уж учитывал места проживания приверженцев своей партии. Ныне этот термин означает в политической географии извращение воли избирателей с помощью манипулирования сеткой нарезки округов для голосования. И в настоящее время у политиков, желающих провести границу нечестно, есть способы формально не противоречащие принципам равенства и компактности. Например, можно сгруппировать голосующих за одну партию в пределах одного округа, где он заведомо получит избыточное количество голосов, а в других округах проиграет. Или рассредоточить противников так, чтобы голосующие за другую партию «рассеялись» по многим избирательным округам, ни в одном из которых их численность была бы достаточной для победы кандидатов.
Решительные меры против джерримендеринга были приняты 160 лет спустя после его появления.
10. Практическое задание № 3 (групповая работа): учащиеся получают схему гипотетического города, в котором в центре проживают более бедные, а в пригороде более богатые социальное слои. Предположительно площадь и количество жителей одинаково. Предлагается первой группе провести справедливую, второй несправедливую нарезку избирательных округов. Доказать, что задание выполнено верно.
11. Выводы и заключения по теме урока (сравнить выводы, сделанные учащимися, с теми, которые есть на слайде)
12. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по географии, литературе, истории "Образ Русской равнины"
Этот урок представляет собой учебный проект по теме "Образ Русской равнины" при изучении природных районов России в 8 классе. Совместно с учителями литературы, истории и искусства ребята готовили мини...
Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....
Конспект интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе «ПРАВО НА ПАМЯТЬ»
Урок о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве; истории народного мученичества; политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком. ...
Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».
Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем, сущностью и принципами избират...
Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....