Интегрированный урок по географии, литературе, истории "Образ Русской равнины"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Ирина Ивановна Шевченко

Этот урок представляет собой учебный проект по теме "Образ Русской равнины" при изучении природных районов России в 8 классе. Совместно с учителями литературы, истории и искусства ребята готовили мини-проекты по темам: " Русская равнина в произведениях художников и поэтов", "Русская равнина глазами историка", "Ярмарка народных промыслов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8-м классе по теме: "Образ Русской равнины. "

МОУ «Ртищевская СОШ» 20.12.11г.

Цели урока:

Создать образ Русской равнины, крупнейшего физико-географического района России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через исторические события, эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей),

Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

Учить читать и анализировать карты.

Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Оборудование:

демонстрационная физико-географическая карта России;  на экране мультимедиапроектора: тектоническая карта России, климатическая карта России, карта почв и ростительности, физико-географическая карта Русской равнины;

репродукции картин русской природы, фотографии древних городов и центров народных промыслов;

выставка «Народные промыслы»: посуда с хохломской росписью, гжель, набор матрешек и др.

Примечание: учащимся были даны опережающие задания по рубрикам “Образ Русской равнины в живописи и литературе ”, “Население и народные промыслы”, «Страницы героической истории»

Ход урока

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С. Есенин.

Оргмомент. Клип со стихами С.Есенина «С добрым утром!»

Учитель:  Мы сегодня начинаем изучать новую тему “Природа регионов России”. Откройте, пожалуйста, стр. 150 учебника и найдите карту - схему России (рис. 60), на которой изображены все крупные природные районы. Перечислите их. Покажите на карте. Ребята, что бы вы могли рассказать школьникам с Курил о той территории, на которой мы живём?  

Ученик. Русская (Восточно-Европейская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Учитель. Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима. Нам еще предстоит совершить путешествия по всем этим странам. На этом уроке мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по Русской равнине. Но этот урок будет необычным! Ведь наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью, и с историей. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели, художники. И мне бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы Русской равнины.

- Хочу начать словами русского поэта К.Д, Бальмонта из стихотворения «Равнина»:

«Как угрюмый кошмар исполина.

 Поглотивший луга и леса,

 Без конца протянулась равнина

 И краями ушла в небеса.

 И краями пронзила пространство,

 И до звезд прикоснулась вдали,

 Затенив мировое убранство

 Монотонной печалью земли...»

(Презентация «Природа Русской равнины» под фон-му «Гляжу в озёра синие…»)

-  Ребята, что бы вы могли рассказать школьникам с Курил о той территории, на которой мы живём?  Что вы знаете о Русской равнине? Заполните 1 столбик в таблице «Я знаю…» Вам даётся 1 минута.  

Таблица №1

Я знаю или предполагаю

Хочу знать        

Узнал(а) новое

Работая в парах,  ученики обмениваются информацией о равнине, дополняя друг друга, записывая информацию в первую колонку таблицы.

Ученики. Озвучивают свои записи, дополняя предыдущего выступающего. (Примечание:  информация даже если не верна, не поправляется).

Учитель:  - А что ещё вы хотели бы узнать о Русской равнине?

Ученики. Отвечают устно и записывают во 2-й столбик «Хочу знать…»

Учитель:  А можно ли ваши планы по изучению темы, оформить в виде схемы изучения природно-территориального  комплекса? Кто начертит на доске? (схема ПК)

 Учитель:   (пока ученик чертит сему) - А с чего начнём?

Ученики: С определения ФГП. (Показывают на карте русскую равнину и дают характеристику ФГП)

Учитель: - Спасибо. У вас получилась какая-то дорожная карта или атлас автодорог. Приглашаю принять участие в авторалли по Русской равнине. Экипаж гоночного автомобиля состоит из пилота и штурмана. У нас получилось 5 экипажей. Штурманы, получите маршрутные листы. По окончании урока все графы таблицы должны быть заполнены. Но каждый экипаж движется своим маршрутом и заполняет свои столбцы в таблице, а остальные – по мере выступления групп: должны выслушать ответ и заполнить соответствующие графы.

Раздаются таблицы «Русская равнина: географическая характеристика»  (См. прилож. № 2)

Таблица №2 «Русская равнина. Географическая характеристика»

Тектоника и рельеф.

Полезн. ископ - е

Климат        

Воды

Природ. зоны

Почвы

Группа №1

Гр.№ 2

№ 3

Гр. № 4

Гр.№5

Таблица №3  «Русская равнина в истории, литературе, живописи»

Поэты, писатели, художники, композиторы

Население, города, народные промыслы

Исторические битвы

Экипажи работают с разными источниками информации: картами атласа, текстом учебника, компьютером).

(Работа в группах (3-5 мин)

Работая с учебником, вы должны проверить выдвинутые вами предположения и карандашом на полях поставить условные знаки:

V    -   я прав, я  так и думал

 -    -  я не прав, моё мнение ошибочно

+    -  новая  информация

?    -  нужно задать вопрос (я не понял  или хочу узнать больше)

Ответы экипажей:

ТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ: в основании лежит древняя Русская платформа, кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом, но не везде -  имеются выступы фундамента: Балтийский щит на северо-западе и Воронежский массив на юго-западе. Равнинный характер рельефа обусловлен тем, что находится на платформе. Это холмистая равнина, представляет собой совокупность возвышенностей (Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж , горы Хибины (интрузивный массив) на Кольском полуострове.) и низменностей (Прикаспийская, Большеземельская тундра, Кумо-Манычская впадина). Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м.

КЛИМАТ : В целом, самый благоприятный климат в России – умеренно-континентальный(мягкая зима и теплое лето). Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос ВМ). Климатические пояса: субарктический, умеренно-морской (Калининградская обл., Санкт-Петербург), умеренно-континентальный, резко-континентальный -  очень разнообразный. При движении с северо-запада на юго-восток континентальность возрастает.

ВОДЫ : Обилие внутренних вод, рек и озёр. Волга – самая длинная река Европы. Ладожское и Онежское озера – Великие Европейские озера. Большинство рек текут с севера на юг. По рекам проходил путь «из варяг в греки». Реки: Онега, Сев. Двина, Мезень, Печора бассена Сев. Ледов. океана; Дон, Кубань, Днепр – бас. Атлантического океана; Волга, Урал – Каспийское море, бассейн внутреннего стока

Природные зоны и почвы: Разнообразие ландшафтов (от тундры на севере до пустыни на юге)  и почв (от тундрово-глеевых до бурых почв полупустынь)

Учитель:   -  Спасибо экипажам.

На Русской равнине проживает 80% населения страны. Почти все мегаполисы России. Две столицы – Москва и Санкт-Петербург. Главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.

Презентация учебных проектов

«Образ Русской равнины в творчестве художников и писателей»

«Героические страницы истории»

«Народные промыслы Центральной России»

Подведение итогов  урока.

Пожалуйста, выскажитесь о том, что сегодня вы узнали, продолжив фразу:

 -  Теперь я знаю…

 - Теперь я могу…

 - Я хочу узнать…

 - Я думаю, что работал… («хорошо», «отлично», «превосходно»)

Учитель:

Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.

Здесь колыбель российского народа,

Которую сплела сама природа.

Среди лесов, озёр, полей, степей

Вольготно развивалась жизнь людей.

Равнина, именуемая Русской,

С природой переменчивой и грустной,
С суровым северным дыханием                  

                                                                   таёжным,
С теченьем рек, широким, осторожным.
С богатым, плодородным чернозёмом.
Равнина, ставшая для нас любимым домом.

Кожевникова С.

Домашнее  задание:27-28, сообщение или презентация по одному из памятников природы (на выбор): Карелия, Волга, Валдай, о-в Кижи, водопад Кивач» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"

Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....

Интегрированный урок по географии и русской литературе.

В 6 "б" классе прошел интегрированный урок по географии и русской литературе. Необычность урока состоялась в том, что урок вели сразу два учителя. Тема урока: "Полезные ископаемые Урала...

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

Презентация к уроку географии 8 класс "Русская равнина"

Презентация к уроку географии 8 класс "Русская равнина", составлена с использованием опорных конспектов. УМК И.И. Бариновой...

Интегрированный урок по географии и литературе "Русская (Восточно-Европейская) равнина в поэзии и живописи отечественных поэтов и художников"

Формирование представления и знаний об особенностях природного комплекса – Русской равнины. Повторение, углубление и расширение знаний о компонентах природно-территориального комплекса (ПТК...