Политический статус личности
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Тема: Политический статус личности.
Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"
Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.
Задачи учителя:
- Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
- Активизация гражданской позиции учащихся;
- Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;
Задачи учащихся:
- Усвоение основных понятий и терминов темы;
- Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);
б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.
2. Операционные компетенции (развивающие):
Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.
3.Ценностные компетенции (воспитательные):
а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
Тип урока по образовательной цели: урок усвоения новых знаний
Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 90.5 КБ |
раздаточный материал | 68.5 КБ |
презентация | 819 КБ |
Предварительный просмотр:
Двухчасовое занятие для 11 класса
Тема: Политический статус личности.
Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.
Задачи учителя:
- Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
- Активизация гражданской позиции учащихся;
- Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;
Задачи учащихся:
- Усвоение основных понятий и терминов темы;
- Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.
В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих:
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);
б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.
2. Операционные компетенции (развивающие):
Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.
3.Ценностные компетенции (воспитательные):
а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
Тип урока по образовательной цели: урок усвоения новых знаний
Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.
План урока:
- Политические роли.
Формы и виды политического участия.
Политический статус личности.
- Роль избирателя.
Ход урока:
I. Орг.момент:
Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.
Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.
ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/
- Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
- Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/
- Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
- Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.
И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/
- Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.
Итак, начнем, тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:
ТЕМА: Политический статус личности
Учитель: Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.
- Проблемная беседа.
Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе.
Перечислите политические права и свободы гражданина?
Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
- объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
- проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
- направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?
Предполагаемые ответы учеников:
Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.
СЛАЙД 6
Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие
«политическое участие».
Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.
СЛАЙД 7
Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:
- Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
- Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
- Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования
У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.
- Практикум – заполнение таблицы (задание 1).
Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.
СЛАЙД 8
Формы политического участия | Виды политического участия | |||
Прямое участие/ представительное | По количеству участвующих | Периодичность участия | ||
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | ||||
Участие в выборах | ||||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях | ||||
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | ||||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | ||||
Деятельность политических лидеров |
Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.
Ответы учеников : 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы
Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия
/Автономные и мобилизационные виды/
- Практическая работа – задачи, работа с текстом.
Цель практической работы: формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.
Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.
Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)
ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10
1 группа
а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.
б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.
в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.
Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?
( В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)
2 группа СЛАЙД 11
Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:
- Депутат Государственной Думы.
- Владелец частного Дома моделей.
- Руководитель политической партии.
- Участник фестиваля искусств.
- Участник мирной демонстрации
Ответы: 1,3,5,
3 группа СЛАЙД 12
Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.
Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)
4 группа: СЛАЙД 13
Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное —в режимах демократических. ≪Только в условиях демократии, —подчеркивает современный американский политолог С. Верба, —политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫.
Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба
5 группа: СЛАЙД 14
Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:
1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.
3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.
4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.
политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.
Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?
СЛАЙД 15
6 группа:
Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.
Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).
В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и
потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.
Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма —уклонения от участия в политике.
Ответы учеников
- Определение термина.
Цель задания: активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.
Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….
Предполагаемый ответ:
Запись в тетрадь: СЛАЙД 16
Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.
СЛАЙД 17
- Учебная дискуссия
Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.
Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:
- Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
- Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.
Аргументы детей
Завершение:
Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?
Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.
От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).
Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.
Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.
В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.
- Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18
Цель: активизация гражданской позиции
А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?
Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.
Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.
Домашнее задание:
- составить схему «Политическая культура».
- * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.
Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий. | 18,5% |
Давно выбрали политические силы и лидеров , которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью | 4,8% |
Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами. | 44,5% |
Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать. | 15,8% |
Затрудняются определить свою позицию. | 4,6% |
На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:
- Изменилось ли отношение к политике в наше время?
- Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
- Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
- Аргументируйте свою точку зрения.
Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой
7.Подведение итогов урока.
Цель : оценить работу учащихся на уроке.
Благодарю за работу.
Предварительный просмотр:
ГРУППА 1
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1
Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического участия | Виды политического участия | |
Прямое участие | Представительное | |
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | ||
Участие в выборах | ||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях |
Задание № 2
а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.
б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.
в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.
Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?
ГРУППА 2
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1: Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического участия | Виды политического участия /по количеству участвующих/ | ||
Массовое | Групповое | ? | |
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | |||
Участие в выборах | |||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях |
Задание № 2
Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:
- Депутат Государственной Думы.
- Владелец частного Дома моделей.
- Руководитель политической партии.
- Участник фестиваля искусств.
- Участник мирной демонстрации
ГРУППА 3
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1: Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического участия | Виды политического участия /периодичность участия/ | ||
Разовое участие | Периодическое | ? | |
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | |||
Участие в выборах | |||
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях |
Задание № 2
Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.
Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?
ГРУППА 4
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1: Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа
(Ѵ, например):
Формы политического участия | Виды политического участия | |
Прямое участие | Представительное | |
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | ||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | ||
Деятельность политических лидеров |
Задание № 2
Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное —в режимах демократических. ≪Только в условиях демократии, —подчеркивает современный американский политолог С. Верба, —политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫.
Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба
ГРУППА 5
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1: Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического участия | Виды политического участия /по количеству участвующих/ | ||
Массовое | Групповое | ? | |
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | |||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | |||
Деятельность политических лидеров |
Задание № 2
Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:
1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.
3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.
4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.
политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.
Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?
ГРУППА 6
Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс
Задание № 1: Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):
Формы политического участия | Виды политического участия /периодичность участия/ | ||
Разовое участие | Периодическое | ? | |
Обращения граждан, встречи с политическим лидером | |||
Участие в митингах, пикетах и т.д. | |||
Деятельность политических лидеров |
Задание № 2
Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.
Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).
В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и
потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.
Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма —уклонения от участия в политике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан; Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.
Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ
КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров
КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?
2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации
3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?
4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, —подчеркивает современный американский политолог С. Верба, —политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба
5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.
Абсентеизм – уклонение от участия в политике
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.
Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.
Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России ?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс
УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...
Социальный статус личности.
урок обществознания в 11 классе...
Социальный статус личности.
урок обществознания в 11 классе...
Презентация "Конституционный статус личности"
Презантация раскрывает основное содержание понятия "конституционный статус личности"....
Социальный статус личности.
Презентация к уроку обществознания....
Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»
Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних, понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...
Урок по обществознанию в 11 классе. Тема: Политический статус личности
Формирование активно политической позиции личности....