Гражданское общество, 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Урок для 10 класса базового уровня. Раскрывает смысл понятия "гражданское общество" и направлен на формирование гражданской инициативы обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_obshchestvo_10_klass.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Соколова И.В. (Россия, Пермский край, г. Оса, МБОУ «СОШ №4 г. Осы» |
Урок обществознания в 10 классе (базовый уровень), учебник Л.Н. Боголюбов
Тема: Гражданское общество
Цель: развитие гражданской инициативы и ответственности.
Задачи:
- Организация познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции.
- Конкретизация понятия «гражданское общество» и условий его существования.
- Анализ проблем, существующих в социуме и поиск их решения.
Оборудование: учебники, ПК, интерактивная доска
Ход урока:
- Актуализация знаний по теме «Правовое государство»
На прошлом уроке мы рассматривали признаки правового государства. Вам предлагается выполнить задание: распределите на 2 столбика признаки правового или тоталитарного государства. В ответе запишите только цифры.
Правовое государство | Тоталитарное государство |
|
Эталон правильного ответа:
Правовое государство | Тоталитарное государство |
3,4,7,8 | 1, 2,5,6,9 |
3 минуты учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, затем на интерактивной доске, каждый выходящий по принципу цепочки распределяет признаки в разные столбики, объясняя свой выбор.
- Постановка проблемы для организация деятельности по поиску её решения.
Почему только в правовом государстве возможно существование гражданского общества?
Варианты ответов:
- Учитываются права и интересы каждого гражданина;
- Отсутствует произвол власти, потому что государственные органы должны действовать на основе закона;
- Отсутствие запретов со стороны государства активизирует инициативу и творчество граждан.
Прочитайте утверждение нашего современника, философа, писателя М. Веллера. «Я отвечаю за все!» - вот мировоззрение человека социального. Каждый из нас своими поступками делает свою группу, свой социум сильнее или слабее».(2, стр. 566)
Согласны или нет с данным утверждением?
Какие социальные группы существуют в нашем обществе?
Класс делится на 4 группы, у каждой группы задание:
В четырех сферах общества (политической, социальной, экономической, духовной) обозначить максимальное количество социальных групп и личные потребности, которые удовлетворяют эти группы.
Духовная Религиозные группы – удовлетворяют потребность в общении приверженцев одной конфессии; Научные общества – потребность в научных открытиях; Профильные группы – потребность в углубленном изучении предмета; Школьный парламент – потребность в общении и организации мероприятий | Экономическая Союзы предпринимателей – потребность в совместном решении проблем |
Политическая Партии Общественные объединения Молодежные организации | Социальная Общество инвалидов Общество рыбаков, охотников Общество защитников природы |
Вот это и есть гражданское общество.
Определение: Гражданское общество – это совокупность негосударственных институтов и организаций, выражающих интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.(1, стр.246)
Давайте вернемся к утверждению Веллера о том, что от наших поступков зависит сила или слабость всей группы.
Как мы можем своими поступками сделать группу сильнее или слабее?
Мы все принадлежим к разным группам, но есть то, что всех объединяет – это наша школа и наш город.
Задание группам:
2 группы ищут проблемы нашего города, 2 группы – проблемы школы. (5 минут)
Выступает группа, которая обозначила проблемы раньше, вторая группа дополняет.
Как вы думаете, кто должен решать эти проблемы?
А что из того, что было названо, вы можете решить сами?
Предложения учащихся:
- Провести флеш-моб по борьбе с мусором;
- Включить в программу сборов элемент по развитию культуры;
- Нарисовать и размножить плакаты, призывающие бороться с недостатками, призывающими к культуре поведения
- Показывать видеофильм о вреде курения
- Выпустить плакаты о вреде курения
- Оформить стенд с фотографиями учащихся, которые не соблюдают дресс-код и курят на территории, прилегающей к школе
- Организовать субботник на городской площади
- Принести туалетную бумагу для ученических туалетов
Вывод по уроку:
Если государство предоставляет гражданам свободу и обеспечивает их права, то гражданское общество благодаря инициативе и активности может самостоятельно решать многие проблемы и совместными усилиями совершенствовать общество.
Домашнее задание:
- Рассмотреть предложенные идеи, как вариант осуществления социального проекта.
- Ситуация для обсуждения.
Вам предлагается оценить обсуждаемый законопроект. На какие положения вы бы стали опираться, прежде чем дать ему положительную оценку?
- Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;
- Приоритет в законопроекте классовых интересов над национальными;
- Утверждение прав и свобод личности;
- Приоритет государственных интересов над личными.
Ответ аргументировать.
Список литературы и источников
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс: базовый уровень. М. Просвещение, 2005г.
- Веллер М. Человек в системе. М. Астрель, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...
Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс
Урок в 11 классе обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение" по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...
Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс
Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс, Боголюбов...
Практикум к уроку "Гражданское общество и государство" 9 класс
Урок - практикум "Гражданское общество и государство" 9 класс...
Урок в 10 классе по обществознанию "Правовое государство и гражданское общество "
Материал содержит презентацию по данной теме...