Проверочный тест по темам "Знание. Познание." 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Тест по обществознанию в формате ЕГЭ 3 варианта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_2_razbor_tem_po_zadaniyam_ege.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по темам «Знание. Познание»
1. Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?
1) «Не зная броду – не суйся в воду»
2) «Марс – планета физической энергии, воинственности и агрессивности»
3) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»
4) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»
2. Какое утверждение является примером житейского знания?
1) «Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а его преемниками и служителями были фараоны»:
2) «Аид владеет несметными человеческими душами и скрытыми в земле сокровищами»
3) «при постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению»
4) «Если плохому суждено случиться – оно случится»
3. Какой признак характеризует житейское знание?
1) достоверно обобщает факты 3) констатирует факты и описывает их
2) связано с рациональным мышлением 4) облекает реальность в форму общих принципов и
законов
4. Какой признак не характеризует житейское знание?
1) облекается в форму абстрактных понятий 3) базируется на здравом смысле
2) формируется стихийно 4) опирается на повседневный опыт
5. Утверждение «Зевс похитил Европу, обернувшись быком» является примером знания:
1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного
6. Утверждение «Рождённый под знаком Дуба отличается наблюдательностью и организаторскими способностями» является примером знания:
1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного
7. Утверждение «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел» является примером знания:
1) паранаучного 2) житейского 3) рационального 4) художественного
8. Утверждение «Соответствие правового образования учащихся современным потребностям личности, общества, государства может быть достигнуто, если осуществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером:
1) интуитивной догадки 2) гипотезы3) экспериментально утверждённого факта 4) закона
9. Утверждение «Как известно, человек рождается со сферическим биополем» является примером знания: 1) научного 2) практического 3) житейского 4) паранаучного
10. Английские матросы говорили:
«Чайка ходит по песку-
Моряку сулит тоску,
И пока не влезет в воду-
Штормовую жди погоду» - этот пример иллюстрирует знание:
1) паранаучное 2) житейское 3) научное 4) художественное
11. Вывод «С возрастом у людей портится характер» представляет собой результат:
1) художественного вымысла 3) паранучного знания
2)экспериментальной проверки 4) обобщения житейского опыта
12. Вывод «Придёт Илья – принесёт дождя» характерен для:
1) паранаучного знания 2) экспериментальной проверки
3) обобщения житейского опыта 4) научного знания
13. Какой из приведённых ниже примеров относится к научному знанию?
1) примета «Лягушку видеть – плохая погода» 3) теория антропогенеза
2) поэма Гомера «Илиада» 4) мудрость «В цвету трава – косить пора»
14. Какое утверждение является примером научного знания?
1) «Если во сне человек увидел ведро с водой, его ждёт прибыль»:
2) «Падение напряжения на участке цепи прямо пропорционально силе тока и электрическому сопротивлению участка»
3) «Прометей принёс людям свет знаний»
4) «Если линия головы на ладони руки человека доходит до безымянного пальца – это признак недалёкого ума»
15. Эмпирические знания могут быть получены путём:
1) опыта 2) формализации 3) наблюдения 4) эксперимента
16. Специфике теоретического уровня научного познания не соответствует:
1) формулирование проблемы (вопроса)
2) выдвижение гипотезы
3) объяснение изучаемых явлений (проверка гипотезы)
4) проверка полученных знаний (наблюдение и практический эксперимент)
17. К теоретическим методам научного познания относится:
1) эксперимент 2) измерение 3) математизация 4) описание
18. Один из универсальных методов научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, называется:
1) моделированием 2) дедукцией 3) индукцией 4) абстракцией
19. Метод изучения явления, осуществляемый в строго определённых условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом научного познания, называется:
1) наблюдением 2) экспериментом 3) анализом 4) описанием
20. Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта, называется:
1) описанием 2) наблюдением 3) сопоставлением 4) экспериментом
21. Утверждение «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером
1) гипотезы 2) представления 3) умозаключения 4) суждения
22. Художественное знание:
1) строится на образе
2) базируется на здравом смысле
3) отражается в логических понятиях и категориях
4) выражает объективную истину в очищенном от личных симпатий и антипатий виде
23. Верны ли следующие суждения о знаниях?
А. Знания представляют собой способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости
Б. Знания всегда выражаются в языке в виде отдельных слов или группы слов
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
24. Верны ли следующие суждения о реальном и мысленном экспериментах?
А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания
Б. Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
25. Верны ли следующие суждения о лженаучном знании?
А. Лженаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания
Б. Лженаучное знание сознательно использует домыслы и предрассудки
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
26. Научное познание в отличие от других видов познания:
1) является отражением объективной реальности в сознании
2) может использовать интуицию
3) ориентировано на экспериментальное подтверждение полученных выводов
4) может использовать результаты наблюдений
27. При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками?
1) идеализации 2) систематизации 3) индукции 4) дедукции
28. Анализ и синтез в научном познании являются:
1) его формами 2) теоретическими методами 3) эмпирическими методами 4) универсальными методами
29. Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, есть:
1) закон 2) истина 3) проблема 4) принцип
30. Какая форма знания выражает эмпирический уровень научного познания?
1) закон 2) теория 3) факт 4) концепция
31. Верны ли следующие суждения о гипотезе?
А) На основе гипотезы происходит построение научной теории
Б) Гипотетическое знание носит достоверный характер и не требует проверки
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
32. Процесс объединение в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений, называется:
1) индукцией 2) синтезом 3) обобщением 4) дедукцией
33. Практика в процессе познания не является :
1) основой познания 2) целью познания
3) критерием истины 4) заменой теоретических исследований
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в Соколово браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более популярными.
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 32112
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наблюдение – это целенаправленное систематическое ___________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые_______ (Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью_____________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется_____________ (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п., в эмпирические ____________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную___________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) восприятие, 2) знания, 3) объекты 4) информация 5) познание 6) наблюдатель 7) средства 8) методы 9) истина
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
3. Что отличает искусство как форму познания?
1) предъявление требований к познавательной деятельности человека
2) отражение мира в художественных образах
3) выражение сущности явлений и процессов
4) объяснение социальных явлений
4. Верны ли следующие суждения об обыденном познании?
А. Основным источником обыденного познания является повседневный опыт людей.
Б. Обыденное познание не даёт истинных знаний о явлениях и предметах окружающего мира
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнения с другими, только будучи уверены в успехе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
6. Учёные лаборатории ведут исследования в области физики твёрдого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведённого перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учёт накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определённых понятий
Ответ___________________________
7. Верны ли суждения о чувственном познании?
А. Чувственное познание присуще всем живым существам
Б. Чувственное познание даёт полное и исчерпывающее знание о предмете
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
8. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
МЕТОДЫ НАУКИ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) выдвижение гипотез Б) эксперимент В) разработка концепций Г) наблюдение Д) выведение следствий | 1) эмпирический 2) теоретический |
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
9. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство даёт возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно:
1) опирается на формы чувственного познания
2) нацелено на постижение истины
3) использует художественные образы
4) во всех своих формах доступно для понимания
10. Познание, как и трудовая деятельность
1) нацелено на получение новых знаний
2) имеет свой объект
3) всегда носит творческий характер
4)требует научных приборов и оборудования
11. Верны ли следующие суждения о рациональном познании?
А. Одной из форм рационального познания является восприятие
Б. Рациональное познание служит главным критерием истины
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
ВАРИАНТ 3.
1 Установите соответствие:
МЕТОДЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез В) эксперимент Г) описание Д) измерение | 1)эмпирический 2) теоретический |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2. Научные знания в отличие от обыденных:
1) предполагают обязательную проверку истинности полученных сведений
2) отражают окружающую действительность в образной форме
3) формируются на основе жизненного опыта
4) передаются из поколения в поколение
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.
1) представление 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) ощущение 5) восприятие 6) суждение
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.
1) представление 2) измерение 3) выдвижение гипотез 4) эксперимент 5) восприятие 6) эмпирическое описание
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________
5. Что отличает искусство как форму познания мира и человека:
1) вера в сверхъестественные силы 3) выражение сущности явлений и процессов
2) отражение мира в художественных образах 4) объяснение социальных явлений
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) построение теорий 2) проведение экспериментов 3) научное познание 4) организация наблюдений 5) выдвижение гипотез Ответ____
7. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Чувственное познание позволяет выявить существенные свойства и функции объекта познания
Б. Рациональное познание происходит только при непосредственном контакте органов чувств человека с познаваемым объектом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
8. Установите соответствие:
ФОРМЫ | ВИДЫ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ |
А) понятие Б) представление В) суждение Г) ощущение Д) восприятие | 1)чувственное познание 2) рациональное познание |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
9. Какой метод используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания? 1) анализ 2) описание 3) абстрагирование 4) выдвижение гипотезы
10. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Особенности научного познания | Примеры |
Рациональность | Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов |
… | Любое теоретическое положение, гипотезе должны быть обоснованы |
Ответ__________________
10. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Особенности научного познания | Характеристики |
…. | Независимость знания от качеств познающего субъекта |
Доказательность | Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы |
Ответ__________________
11. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Уровни научного познания | Характеристики |
…. | Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания |
Теоретический | Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов |
Ответ__________________
12. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Виды познания | Формы познания |
Чувственное | Ощущение, ….., представление |
Рациональное | Понятие, суждение, умозаключение |
Ответ__________________
13. Что из перечисленного является формой знания, соответствующей теоретическому уровню научного познания?
1) результат эксперимента 2) научный факт 3) эмпирическое описание 4) концепция
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) ощущение 2) восприятие 3) познание 4) представление 5) суждение
Ответ____
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)умозаключение 2) восприятие 3) ощущение 4) представление 5) познание
Ответ____
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие 5) образ объекта
17. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение
Ответ_________
18. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания
1) теория 2) наблюдение 3) эксперимент 4) проблема 5) классификация 6) систематизация
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________
19. Что из перечисленного является теоретическим методом научного познания?
1) абстрагирование 2) измерение 3) наблюдение 4) эмпирическое описание
20. И чувственное и рациональное познание:
1) формирует знание о предмете 3) начинается с ощущений
2) использует логические умозаключения 4) даёт наглядный образ предмета
21. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) фиксация обобщений в форме теорий 3) описание предметов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез 4) объяснение изучаемых фактов и явлений
22. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений 3) фиксация обобщений в форме законов
2) объяснение изучаемых фактов и явлений 4) выдвижение и обоснование гипотез
23. И чувственное и рациональное познание направлено на:
1) создание новых теорий 3) опровержение существующих научных теорий
2)преобразование окружающего мира 4) приобретение истинных знаний об окружающем мире
24. Рациональное познание, в отличие от чувственного, предполагает такую операцию, как:
1) обобщение полученных данных 3) отображение величины предмета
2) выявление пространственного расположения объектов 4) определение цвета предмета
25. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.
1) ощущение цвета, вкуса, запаха 2) абстрактность 3) наглядность 4) обобщённость 5) предметность 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочный тест по математике 6 класс
Проверочный тест по математике 6 класс по теме "Делимость чисел". Будет полезен для коллег - математиков...
проверочный тест по математике 6 класс
Проверочный тест по математике 6 класс по теме "Делимость чисел". Будет полезен для коллег - математиков...
Проверочные тесты по математике 5 класс
Подготовка к экзамену в новой форме может быть осуществлена при проведении тематических тестов, входных работ с элементами тестирования. Входной тест по математике в 5 классе по учебнику Виленки...
Проверочные тесты По ИЗО 9 класс I четверть
Проверочные тесты по изобразительному искусству за I четвертьпо теме: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.Этот материал можно использовать и во внеклассной...
Проверочные тесты По ИЗО 9 класс I четверть
Проверочные тесты по изобразительному искусству за I четвертьпо теме: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.Этот материал можно использовать и во внеклассной...
Проверочный тест по географии 6 класс.
Данный тест по теме "Литосфера" предназначен для обучающихся 6 класса, который позволяет отследить уровень усвоения данной темы. Разрешается использование атласа. В тесте представлено 14 заданий. Имею...
Проверочный тест по геометрии 8 класс по теме "Треугольники"
. Тест можно использовать как при закреплении темы «Четырехугольники», так и при подготовке к ЕГЭ. Ответ...