Проект "Этнические краски Сибири"
проект по краеведению (11 класс) на тему
Проект посвящен изучению национального костюма сибирских татар. Направлен на развитие толерантности, понимания культурного и этнического многообразия России и Малой Родины, повышение интереса к истории свой Малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta.docx | 30.77 КБ |
stsenariy_vystupleniya.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнические краски Сибири
(Проект месячника национальных культур в общеобразовательной школе)
Автор проекта
Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
БОУ г. Омска «СОШ № 135»
и обучающиеся 11-3 класса.
Целевое назначение проекта: формирование у школьников эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности; уважения к другим народам России и принятия их, межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству.
Задачи:
- Путем анкетирования школьников определить этнический состав населения Сибири;
- Привлечь школьников старших классов к обсуждению важнейших этнических проблем постсоветского пространства;
- Познакомить обучающихся с особенностями национальных культур и традиций современных народов Сибири;
- Повысить интерес современных школьников к историко-культурному наследию народов России, а также своего собственного народа;
- Способствовать сохранению национальных обычаев и традиций на территории Сибири.
Участники проекта: обучающиеся с 1-го по 11-й класс БОУ г. Омска «СОШ № 135».
Общий замысел проекта: создать условия внутри школы для того, чтобы школьники активно включились в процесс изучения национальных культур; не стеснялись собственной национальной принадлежности и открыто представляли национальные обычаи и традиции своих семей; проявляли интерес к этническим проблемам и научились рациональному и цивилизованному подходу к их решению.
Деятельность по реализации проекта:
1-й этап: тестирование.
Цель: выявить этнический состав города Омска на базе обучающихся общеобразовательной школы города Омска.
Тестирование проводится один раз с 1-го по 11-й класс. Оно включает в себя простые и понятные вопросы, которые готовятся заранее. По результатам тестирования определяется этнический состав в процентном соотношении. Данные могут использоваться для дальнейшей работы по проведению месячника, а также для научно-исследовательских работ.
2-й этап: знакомство.
Цель: познакомить обучающихся с особенностями национальных культур народов, проживающих на территории Омска и Омской области.
Данный этап включает в себя несколько направлений:
1-е направление: подготовка и проведение ознакомительных классных часов по теме «Сибирский калейдоскоп». В этом направлении обучающиеся старших классов совместно с учителями разрабатывают и проводят классные часы для обучающихся 1-6 классов.
Обучающиеся 7-9-х классов совместно с классными руководителями разрабатывают и проводят классные часы в своих классах.
Для обучающихся 10-11 классов возможно приглашение специалистов из Музея воинской славы омичей, а также из Краеведческого музея Омской области.
2-е направление: посещение выставки «Азиатская Россия: путешествие в этнографию» Омского государственного историко-краеведческого музея. Выставка посвящена культуре и быту крупных этносов, населяющих Омскую область.
Приглашение выездной выставки «России гражданин» Музейного комплекса воинской славы омичей. Выставка посвящена истории заселения и развития нашего края через судьбы граждан города Омска, известных военных деятелей, участников Гражданской и ВОВ, почетных граждан.
3-й этап: круглый стол «Вместе мы – одна семья».
Цель: обсуждение насущных этнических проблем постсоветского пространства. Научиться правильно реагировать на нестандартные и провокационные ситуации, а также выработать правильное отношение к существующим проблемам и умение решать их на основе принципов гуманизма и толерантности.
«Круглый стол» проводится для обучающихся 9-11 классов. Его желательно проводить по параллелям, чтобы избежать большой скученности участников и организовать конструктивное обсуждение. В «Круглом столе» принимают участие заинтересованные педагоги, а также обучающиеся. Вопросы для обсуждения готовятся заранее. Для этого создается Комитет по подготовке и организации проведения «Круглых столов», который готовит вопросы и материалы (включая видео и фото материалы), а также организует работу «Круглого стола» на каждой параллели.
4-й этап: конкурс рисунков, плакатов и мультимедийных презентаций.
Цель: выявить степень интереса школьников к поставленным проблемам, к этническим традициям своих семей, к национальной культуре народов нашего края. Дать возможность обучающимся для проявления своего творчества в решении поставленных задач.
Конкурс рисунков на тему «Традиции моей семьи» проводится для школьников 1-6 классов.
Конкурс политического плаката «Вместе мы – одна семья» проводится для обучающихся 7-9-х классов.
Конкурс мультимедийных презентаций «Вместе мы – одна семья» проводится для обучающихся 10-11 классов.
5-й этап: театрализованный конкурс национальных костюмов «Сибирский калейдоскоп».
Цель: повысить интерес школьников к историко-культурному наследию народов нашего края; показать яркость и неповторимость национального костюма; стимулировать творческую активность школьников.
Конкурс проводится по параллелям. Каждый класс представляет национальный костюм одного из крупных этносов нашего края по собственному выбору. (Какой класс и какой костюм будет представлять, необходимо согласовать заранее, чтобы не допустить однообразия). Время выступления 7 минут. Требования к презентации национального костюма:
- представить сам костюм непосредственно;
- рассказать краткую историю национального костюма;
- представить национальную песню в качестве сопровождения.
В жюри приглашаются представители администрации школы, а также представители организаций, с которыми сотрудничает школа.
6-й этап: подведение итогов проекта.
Цель: оглашение результатов проекта, результатов тестирования, исходя из первоначального замысла проекта. Отметить наиболее активных участников мероприятий, проводимых в рамках проекта.
Подведение итогов проводится в виде линейки или в Актовом зале школы. Оглашается первоначальный замысел проекта, результаты тестирований и динамика изменений. Подводятся итоги конкурса политического плаката. Наиболее активным участникам вручаются благодарности и памятные сувениры. Также благодарности вручаются администрации школы и учителям – классным руководителям, оказавшим наибольшую поддержку проекту.
Подведение итогов можно не проводить в качестве отдельного этапа, а приурочить его к конкурсу национального костюма. Поскольку конкурс проводится по параллелям и является заключительным мероприятием проекта, вполне уместно провести награждение после проведения конкурса.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Административный и материальный ресурс БОУ г. Омска «СОШ № 135»;
Перспективы развития проекта:
- Возможность продолжения работы по формированию гражданской позиции, межэтнической толерантности; положительного принятия своей национальной идентичности;
- Возможность разработки различных форм и методов работы; творческой реализации и самореализации обучающихся;
- Полученные материалы могут быть использованы как основа для научно-исследовательской работы школьников;
- Возможность проведения ярких конкурсных мероприятий на уровне округа, города, региона;
- Возможность привлечения заинтересованных организаций для дальнейшего сотрудничества;
- Возможность создания клубов национальных культур на базе школ города Омска.
Предварительный просмотр:
Сценарий выступления
«Представление сибирского национального костюма»
Звучит гимн Сибири на татарском языке. Пара танцует национальный татарский танец 1 мин. Затем молодые люди подходят к микрофонам. Музыка остается звучать фоном.
Лера: Исянмэсес, кадермлэ дуслар!
Дима: Здравствуйте, дорогие друзья!
Лера: Йоз утыз бишенчи мактапка сезне кормы олам ел саен уткаргян маждлеста «Туган иль».
Дима: Школа 135 рада приветствовать вас на ежегодном фестивале «Держава».
Лера: Мы представляем вам национальный костюм сибирских татар.
Дима:
Я в бескрайних сибирских просторах рожден.
Мой народ – это песня души моей.
О сибирских татарах речь пойдет,
О свободных людях лесов и полей.
Лера:
Мой наряд, что веками народ создавал,
Свою душу и нрав воплощая,
Гордый ветер степей навсегда повенчал
С холодами сибирского края.
Дима: Костюм - это наиболее яркий "определитель" национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.
Лера: Для каждого народа его национальный костюм является не только наследием предков, возможностью понять то, как и чем жили те люди, лучше узнать их быт, но и способом самоидентификации.
Дима: Бытует мнение, что татары – один народ и у них общий язык и культура. Однако сибирские татары – это отдельная этническая группа, населявшая территорию Сибири задолго до прихода русского населения.
Лера: Национальный костюм сибирских татар сегодня достояние истории, но нет такой татарской семьи, в которой бы не хранились предметы национальной одежды, бережно украшенные национальными узорами и украшениями с национальной символикой.
Дима: Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. С принятием ислама народная культура (в том числе костюм) находилась в сфере влияния общеисламских традиций, но сохраняла свою самобытность и уникальность.
Лера: Национальный костюм сибирских татар мало отличался от общенационального, но отличить его было возможно по преимущественному использованию меховых элементов, золотого шитья и монет.
Дима: Традиционная одежда мужчин отличалась заметным разнообразием и относительной свободой выбора форм. В ней сочетались длинные и короткие формы стана, рукавов, различные формы воротника. В зависимости от материальных возможностей, сезона и функционального назначения ее шили из фабричной (хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной) ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.
Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха – кулмэк и штаны – ыштан, сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха была исключительно глухой (распашной нательной одежды у татар не было). Вплоть до середины XIX века туникообразная рубаха с центральным грудным разрезом была единственной и общераспространенной. От подобных рубах соседних народов, татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободно, до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. В быту использовались рубахи с воротником-стойкой, а на свадебных рубахах – кияу кулмэге из белой ткани были отложные воротники.
Лера: Женская одежда по многообразию составляющих ее элементов и в деталях более разнообразна по сравнению с мужской. Она различалась не только функционально, но и по возрастному принципу (одежда девушек, молодых и старых женщин). В ней больше заметны территориальные особенности кроя и декоративно-художественного оформления. Во второй половине XIX века эти особенности и в женской одежде все больше уступают место общенациональным. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник – кукрэкче и штаны. На всей территории России эти элементы имеют практически общие покрои и названия, что свидетельствует об их архаичности.
Рубаха служила нательной одеждой и платьем. Женщины, особенно в городах, под платье нередко надевали нижнюю рубаху – эчке кулмэк, сшитую из более легкой ткани и с короткими рукавами, без воротника. По принципу кроя все многообразие женских рубах, так же как и мужских, можно разделить на два типа: рубаха туникообразного кроя и рубаха со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.
Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. В отличие от мужских, женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток.
Штаны – неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин. Основные их типы – «штаны с широким шагом» по крою аналогичны мужским. По цветовому предпочтению женские штаны были однотонными, из крашенины (темно-красные, синие).
Передники – алъяпкыч, алчупрэк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца XIX – начала XX вв. Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи.
Дима: Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним головным уборам относится тюбетейка – тубэтэй, представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки – бурек, войлочные шляпы – тула эшлепэ, ритуальные уборы – чалма.
Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырех клиньев с меховым околышем – камалы бурек, которые носили и русские. У горожан чаще были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля – кара бурек, из серой бухарской мерлушки – данадар бурек.
Лера: Традиционными головными уборами татарок были разнообразной формы волосники, покрывала и шапки. Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность: они, как правило, имели шапкообразную или калфокообразную конструкцию и надевались без волосника. Волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным девичьим украшением, а позже – легким фабричным платком.
Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих они призваны были закрывать не только голову женщины, но и шею, плечи, спину. Нижние головные уборы (волосники) представляют собой наиболее интересный, хотя незаметный на первый взгляд элемент. Волосники призваны были собрать и закрыть волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с практической. Волосники состояли из шапочки или чехла и накосника или представляли собой цельный продолговатый кусок ткани, верхнему краю которого придавалась форма чепца.
Вот такими особенностями отличался национальный костюм сибирских татар, впитавший в себя и общенациональные элементы.
Дима: И в заключении мы хотим подарить вам элементы национальной татарской вышивки.
Лера: Такая вышивка на национальном костюме является символом богатства, благополучия и счастья.
Дима: Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
краски которые мы слышим
Конспект урока ИЗО в 2 классе...
Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»
Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»
Работа в виде теста для проверки пройденного материала...
тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс
тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...
Сценарий праздничной программы, посвященной 10-летию творческого коллектива «Краски детства» «Яркой краской на планете разукрасили все дети!»
Каждый творческий коллектив празднует свой день рожденья на сцене. А когда это детский коллектив, то хочется яркого, веселого и шумного праздника. Сценарий с элементами театрализации подойдет для праз...
Тема: Масляные краски, их свойства и состав. Масляные краски: густотертые и готовые к употреблению.
Масляные краски-достаточно распространенный , хотя и несколько устаревший вид лакокрасочных материалов....
Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения
Географическое положение, геология и полезные ископаемы Западной Сибири...