краски которые мы слышим
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме

Конспект  урока ИЗО в  2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie__kartiny.docx336.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Краски, которые мы слышим»

2 класс

Тип урока - урок формирования новых знаний

Учебные цели:

1.      Сформировать представления о тембре.

2.      Обобщить представление об интонации.

3.      Закрепить навыки хорового исполнения.

Воспитательные цели:

1.      Воспитание слушательской культуры.

2.      Закрепление интереса и любви к музыкальному творчеству.

Развивающие цели:

1.      Закрепление навыков инструментального и вокального исполнения.

2.      Развитие музыкального воображения.

 

Методы обучения – объяснительно – иллюстративный, сравнения.

 

Оборудование  - репродукции картин художников Шишкина И. «Солнечный день», Тропинина В. «Портрет гитариста», иллюстративный материал с изображением музыкальных инструментов, синтезатор, пианино.

 

Межпредметные связи – литература, изобразительное искусство.

 

Ход урока:

Учитель: Наш урок мы начнем с обычной артикуляционной гимнастики! Она очень помогает при пении, т.к. мышцы лица становятся эластичными и готовыми к работе. (Дети выполняют задание).

 

Град, а град!

Ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься!

Я совсем не рад, отвечает град.

Просто солнца луч просверлил бока у туч

И я вывалился, лечу,

И с досады всех колочу-у-у.  (По методике Емельянова)

 

Учитель: А теперь вспомним попевку, которая часто звучит на наших уроках. (Звучит мелодия. Дети поют ее, называя ноты.) Попробуем сегодня спеть ее со словами… о музыке!

 Например: музыка, музыка моя.

 

Учитель: Ребята, а почему мы пели именно с этими словами? О чем у нас пойдет речь на уроке?

Дети: О музыке!

Учитель: А какая она бывает, эта музыка?

Дети:  Изобразительной. Она рисует портреты, окружающий мир.

Бывает выразительной. Выражает радость, печаль, грусть, смех.

Учитель: А что делает музыку выразительной?

Дети: Мелодия, интонация.

Учитель: А помните, мы учили песню о музыке композитора Г.Струве на стихи Иры Исаковой? Какая мелодия в этой песне?

(Тихо звучит мелодия)

Дети: Красивая, нежная…

Учитель:  А какая интонация звучала?

Дети: Радости и печали, восхищения. Она звучала взволнованно.

Учитель:  Вот именно так давайте попробуем спеть эту песню. Взволнованно, лирично, т.е. выразительно. (Дети исполняют песню)

 

Я хочу услышать музыку,

Я хочу увидеть музыку…

Что такое, эта музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка!

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей…

Видишь, лист кленовый кружится?

Тихо кружится под музыку…

Видишь, тучка в небе хмурится?

Будет музыка дождя…

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя…

Я хочу увидеть музыку…

Я хочу услышать музыку…

 

Учитель:  А теперь обратимся к теме нашего урока – «Краски, которые мы слышим»

Ребята, вы любите рисовать красками?

Красиво у вас получается?

Давайте посмотрим на репродукцию картины И.Шишкина «Солнечный день». Нравится она вам? Какая здесь самая «главная» краска, т.е. преобладающая?

 

            http://muz.school27-surgut.edusite.ru/images/p15_les.jpg

 

 

Дети: Зеленая.

Учитель:  А получилась бы картина, если б художник написал ее одной зеленой краской, без оттенков? Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков зелени. Светлая зелень – молодая зелень. Густая сочная – уже набралась сил и соков из земли. Вон та зелень – на солнце, а вот эта – в тени. Вот сколько оттенков! Они делают картину какой?

Дети: Красивой, выразительной.

Учитель:  Эти краски, оттенки мы видим, а я написала на доске «слышим». Почему?

Дети: Краски есть в звуках.

Учитель: Действительно, краски есть в звуках, и в голосах. И называется это в музыке словом «тембр».

 

Тембр – окраска звука (запись на доске).

Физкультминутка «Что услышим  мы  в  лесу»

 

Узнаем ли мы голоса друзей и знакомых в телефонной трубке?

А голоса любимых певцов и артистов?

Дети: Да, мы различаем их по тембру.

Учитель:  И звуки музыкальных инструментов мы тоже различаем по тембру?

Дети: Да, у них своя окраска, свой тембр.

(Показ иллюстраций или слайдов с музыкальными инструментами)

             

     http://muz.school27-surgut.edusite.ru/images/muzinst1.jpg            http://muz.school27-surgut.edusite.ru/images/p15_muzinst2.jpg

 

Учитель:  Это – гобой, а это – фагот. Да -а –а, интересно бы было послушать прямо сейчас их голоса! А ведь у нас в классе есть синтезатор – электрический музыкальный инструмент. Чего он только не умеет! Может даже заменить звучание целого оркестра. С его помощью мы услышим сейчас звучание тембров гобоя, фагота и других музыкальных инструментов. Попробуем?

(Вызвать желающих и умеющих играть)

А остальные учащиеся будут слушателями. И, послушав, расскажут нам о своих впечатлениях.

(На доске записаны варианты ответов) мягко, светло, ярко, бархатно, прозрачно.

 

Учитель:  Конечно, это не совсем точное звучание инструмента. Гораздо красивее звучат живые музыкальные инструменты. А хотите, мы сегодня встретимся с настоящим музыкальным инструментом?

 

               http://muz.school27-surgut.edusite.ru/images/p15_gitarist.jpg

 

 

 

 

(Выступление гитариста должно стать неожиданностью для детей)

 

Звучит «Романс» Гомеса

 

Учитель:  Красивая была музыка?

Дети: Звучание тембра гитары передало нам легкую грусть, воспоминанья о чем-то светлом самого автора.

Учитель:  Я думаю, что сегодня мы целый урок отвечали на вопрос Иры Исаковой, который звучал в песне «Музыка»: Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей!

Ведь музыка, оказывается, еще и художник! У нее свои краски-звуки, от самых нежных оттенков до самых сочных и ярких. И называются эти краски музыки каким словом?

Дети: Тембр!

 (Звучит стихотворенье М.Ивенсона «Послушай, музыка вокруг!»)

 

http://muz.school27-surgut.edusite.ru/images/damyi.jpg 

МУЗЫКА
М.Ивенсен

Послушай: музыка вокруг,
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!

...Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.

 

Домашнее задание: Выполнить работу с картинками – раскрасками с изображением музыкальных инструментов, т.к. на следующем уроке – новая встреча  с музыкой!