краски которые мы слышим
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Краски, которые мы слышим»
2 класс
Тип урока - урок формирования новых знаний
Учебные цели:
1. Сформировать представления о тембре.
2. Обобщить представление об интонации.
3. Закрепить навыки хорового исполнения.
Воспитательные цели:
1. Воспитание слушательской культуры.
2. Закрепление интереса и любви к музыкальному творчеству.
Развивающие цели:
1. Закрепление навыков инструментального и вокального исполнения.
2. Развитие музыкального воображения.
Методы обучения – объяснительно – иллюстративный, сравнения.
Оборудование - репродукции картин художников Шишкина И. «Солнечный день», Тропинина В. «Портрет гитариста», иллюстративный материал с изображением музыкальных инструментов, синтезатор, пианино.
Межпредметные связи – литература, изобразительное искусство.
Ход урока:
Учитель: Наш урок мы начнем с обычной артикуляционной гимнастики! Она очень помогает при пении, т.к. мышцы лица становятся эластичными и готовыми к работе. (Дети выполняют задание).
Град, а град!
Ты чему так рад?
Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься!
Я совсем не рад, отвечает град.
Просто солнца луч просверлил бока у туч
И я вывалился, лечу,
И с досады всех колочу-у-у. (По методике Емельянова)
Учитель: А теперь вспомним попевку, которая часто звучит на наших уроках. (Звучит мелодия. Дети поют ее, называя ноты.) Попробуем сегодня спеть ее со словами… о музыке!
Например: музыка, музыка моя.
Учитель: Ребята, а почему мы пели именно с этими словами? О чем у нас пойдет речь на уроке?
Дети: О музыке!
Учитель: А какая она бывает, эта музыка?
Дети: Изобразительной. Она рисует портреты, окружающий мир.
Бывает выразительной. Выражает радость, печаль, грусть, смех.
Учитель: А что делает музыку выразительной?
Дети: Мелодия, интонация.
Учитель: А помните, мы учили песню о музыке композитора Г.Струве на стихи Иры Исаковой? Какая мелодия в этой песне?
(Тихо звучит мелодия)
Дети: Красивая, нежная…
Учитель: А какая интонация звучала?
Дети: Радости и печали, восхищения. Она звучала взволнованно.
Учитель: Вот именно так давайте попробуем спеть эту песню. Взволнованно, лирично, т.е. выразительно. (Дети исполняют песню)
Я хочу услышать музыку,
Я хочу увидеть музыку…
Что такое, эта музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка!
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей…
Видишь, лист кленовый кружится?
Тихо кружится под музыку…
Видишь, тучка в небе хмурится?
Будет музыка дождя…
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя…
Я хочу увидеть музыку…
Я хочу услышать музыку…
Учитель: А теперь обратимся к теме нашего урока – «Краски, которые мы слышим»
Ребята, вы любите рисовать красками?
Красиво у вас получается?
Давайте посмотрим на репродукцию картины И.Шишкина «Солнечный день». Нравится она вам? Какая здесь самая «главная» краска, т.е. преобладающая?
Дети: Зеленая.
Учитель: А получилась бы картина, если б художник написал ее одной зеленой краской, без оттенков? Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков зелени. Светлая зелень – молодая зелень. Густая сочная – уже набралась сил и соков из земли. Вон та зелень – на солнце, а вот эта – в тени. Вот сколько оттенков! Они делают картину какой?
Дети: Красивой, выразительной.
Учитель: Эти краски, оттенки мы видим, а я написала на доске «слышим». Почему?
Дети: Краски есть в звуках.
Учитель: Действительно, краски есть в звуках, и в голосах. И называется это в музыке словом «тембр».
Тембр – окраска звука (запись на доске).
Физкультминутка «Что услышим мы в лесу»
Узнаем ли мы голоса друзей и знакомых в телефонной трубке?
А голоса любимых певцов и артистов?
Дети: Да, мы различаем их по тембру.
Учитель: И звуки музыкальных инструментов мы тоже различаем по тембру?
Дети: Да, у них своя окраска, свой тембр.
(Показ иллюстраций или слайдов с музыкальными инструментами)
Учитель: Это – гобой, а это – фагот. Да -а –а, интересно бы было послушать прямо сейчас их голоса! А ведь у нас в классе есть синтезатор – электрический музыкальный инструмент. Чего он только не умеет! Может даже заменить звучание целого оркестра. С его помощью мы услышим сейчас звучание тембров гобоя, фагота и других музыкальных инструментов. Попробуем?
(Вызвать желающих и умеющих играть)
А остальные учащиеся будут слушателями. И, послушав, расскажут нам о своих впечатлениях.
(На доске записаны варианты ответов) мягко, светло, ярко, бархатно, прозрачно.
Учитель: Конечно, это не совсем точное звучание инструмента. Гораздо красивее звучат живые музыкальные инструменты. А хотите, мы сегодня встретимся с настоящим музыкальным инструментом?
(Выступление гитариста должно стать неожиданностью для детей)
Звучит «Романс» Гомеса
Учитель: Красивая была музыка?
Дети: Звучание тембра гитары передало нам легкую грусть, воспоминанья о чем-то светлом самого автора.
Учитель: Я думаю, что сегодня мы целый урок отвечали на вопрос Иры Исаковой, который звучал в песне «Музыка»: Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей!
Ведь музыка, оказывается, еще и художник! У нее свои краски-звуки, от самых нежных оттенков до самых сочных и ярких. И называются эти краски музыки каким словом?
Дети: Тембр!
(Звучит стихотворенье М.Ивенсона «Послушай, музыка вокруг!»)
МУЗЫКА
М.Ивенсен
Послушай: музыка вокруг,
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
...Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
Домашнее задание: Выполнить работу с картинками – раскрасками с изображением музыкальных инструментов, т.к. на следующем уроке – новая встреча с музыкой!