Конспект урока и презентация по теме "Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних"
презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему

Косарева Екатерина Александровна

Конспект урока и презентация по теме "Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc81.5 КБ
Файл profsoyuznoe_dvizhnenie.ppsx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

logo9.jpg

Тема: Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних

Цель: Познакомить старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса РФ, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов.

Задачи:

  1. Обучающие

- изучение нового материала, используя разные формы и методы работы,

  1. Развивающие

- развитие мыслительных способностей,

- формирование умений и навыков таких как:

  1. выделять главное
  2. сопоставлять и делать выводы, обобщения через работу с разными источниками знаний
  1. Воспитательные:

- формирование умения работы в группе,

- воспитания уважения к родной истории

Форма урока: изучения нового материала

 Методы: Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, методы проблемного изложения и частично-поисковый.

Оборудование урока: мел, доска, выдержки из ТК РФ, раздаточный материал, проектор, экран.

Основные понятия и термины:  труд, права несовершеннолетних,  профсоюзное движение, достойный труд.

План:

  1. Что такое труд
  2. Трудовые права несовершеннолетних
  3. Профсоюзное движение

Проблемный вопрос: Какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?

I этап – организационный

Класс делится на 4 группы для работы на уроке. Запись темы урока.

Постановка целей и задач перед учащимися на урок.

II этап – ход урока

Беседа с учащимися:

- Скажите, а вы когда-нибудь работали?

- Чем отличается работа, которой занимаются ваши родители от вашей работы?

- Как вы считаете, могут ли в нашей стране работать ваши сверстники?

Для того чтобы не гадать, а правильно ответить на вопрос, нам необходимо обратиться к закону, который регулирует эти отношения – Трудовому Кодексу РФ. Именно он регулирует отношения между работодателями и работником. Некоторые статьи Кодекса нам необходимы при анализе предложенных проблемных ситуаций.

Работа в группах: решение проблемных ситуаций

Учитель раздает учащимся статьи ТК РФ.

После выполнения заданий группы представляют результаты работы. Учитель комментирует выступления, в случае необходимости корректирует их.

1 проблемная ситуация

15-летняя Катя устроилась работать в салон красоты техничкой. Старший мастер потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Катя обратилась за консультацией.

2 проблемная ситуация

Во время каникул 14-летний Гоша решил устроиться на работу промоутером. Родители Гоши возражают. Может ли подросток в этом случае быть принят на работу?

3 проблемная ситуация

Саше 16 лет. Он хочет устроиться на работу грузчиком в ночную смену: тогда днем он сможет посещать занятия в лицее. Будет ли Саша принят на работу?

4 проблемная ситуация

16-летняя Гоша попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующий базой отказал ему и пояснил, что у него составлен график отпусков, и Гоша может уйти в отпуск только в декабре. Прав ли заведующий базой?

Работа в группах: Ролевая игра «Гуси-лебеди»

Учащиеся выбирают ситуацию и вместе, опираясь на выдержки из ТК РФ, находят решение  и представляют его  перед классом, зачитывая закон для объяснения.

Ситуация 1. Чудо-печка

Родители уехали по делам, доверив младшего сына на попечение Машеньки. Расстроенная девочка не заметила, как гуси-лебеди похитили малыша. Она отправилась на поиски брата.

По пути Машеньке попалась печка. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, печка предложила ей вначале поработать.

Вопрос: может ли Машенька работать в ночную смену по доставке (разгрузке/погрузке) ржаной муки к печке для выпечки пирожков?

Ситуация 2. Чудо-яблонька

Дальше на своем пути Машенька встретила яблоньку. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, яблонька предложила ей вначале поработать.

Вопрос: может ли яблонька заставить Машеньку работать по очистке сада от листьев целый день – с 6 часов утра до 21 часа вечера?

Ситуация 3. Чудо-речка

Побежала девочка дальше и очутилась на кисельном берегу молочной речки. На просьбу девочки сказать, не пролетали ли птицы с похищенным братом, речка предложила ей вначале поработать.

Вопрос: Может ли Машенька продавать в ночном клубе крепленый молочный коктейль?

Ситуация 4. У бабы-яги

Добежала Машенька до избушки бабы-яги и видит, что ее братец томится в неволе. На просьбу девочки отдать ей брата, баба-яга предложила ей вначале поработать. Девочка трудилась не покладая рук и заслужила отпуск.  Но баба-яга не хотела ее отпускать и загружала всяческой работой. Спустя долгое время колдунья дала девочке 2-е недели отпуска.

Вопрос: Права ли баба-яга по предоставлению Машеньке отпуска?

Беседа с учащимися:

Мы познакомились с несколькими статьями Трудового Кодекса Российской Федерации, который действует на сегодняшний день. В нем 14 разделов, 424 статьи.

- Как вы думаете, зачем законодателям понадобилось такое количество статей в Кодексе?

-Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, но если они все же вылились в конфликт, как его можно цивилизованно разрешить?

Многие конфликтные ситуации, действительно, разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию.

- Кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?

Сообщения учащихся об истории профсоюзного движения (опережающее домашнее задние)

Сообщение №1

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».) Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза.

Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Школьники, как не занимающиеся профессиональной деятельностью, не могут быть членами профсоюза. Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2). Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством Москвы, Министерствами и ведомствами).

Сообщение №2

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18 – 19 веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между промышленниками - собственниками и рабочими привели к формированию самосознания рабочих, осознанию ими необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы).

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании была моложе 18 лет, половину из них составляли женщины и дети.

Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была  опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих. Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией. Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.

Сообщение №3

Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин

в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих - мужчин на рабочих – женщин: более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров.

Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений

для женщин-работниц. Лишь в начале 20 века в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников мужчин.

В начале 20 века профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 – около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны.

Сообщение №4

Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах

происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. В России профсоюзы появились значительно позже, что было связано с тем, что она долгое время оставалась аграрным государством, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905 года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. За свою столетнюю историю в каждый из исторических периодов профсоюзы выполняли свою главную задачу – представление интересов трудящихся.

Главными лозунгами современных российских профсоюзов стали «Зарплата! Занятость! Законность!», что наиболее отвечает сегодня запросам  трудящихся.

Сообщение №5

Профсоюзы существуют в нашей стране практически непрерывно с начала ХХ века

Цель -  защита прав и интересов работников, повышение зарплаты, улучшение условий труда.

Российские профессиональные союзы действуют на политической арене очень короткий период времени. Существовавшие в советский период, они были частью государственной системы управления и не могут быть причислены к общественным организациям.

В современной России постепенно складывается система профсоюзов западного типа. Существует несколько видов профсоюзов.

Традиционные

Традиционные профсоюзы - это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР).

Альтернативные

Альтернативные (свободные) профсоюзы в отличие от традиционных, в большинстве случаев были формой самоорганизации работников, объединившихся для защиты своих насущных интересов. В течение десятилетия новые организации постоянно появлялись и исчезали. Некоторые из них существовали не более двух лет.

Профсоюзы компаний

Стремление предотвратить трудовые конфликты заставило руководство крупных компаний (прежде всего нефтедобывающих - «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др.) создать собственные профессиональные союзы. Создание подконтрольных администрации профсоюзов позволило компаниям решать внутренние социальные

РФ в начале 90-х годов пыталась копировать западную модель профсоюзов и приняла ряд законов о профсоюзах и охране прав трудящихся. Была создана трехсторонняя комиссия, в которую вошли представители государства, работодателей и профсоюзов. В 1991 г. был принят Указы и федеральные законы, Трудовой кодекс РФ.

Беседа с учащимися:

- Как  вы думаете  для чего нужны профсоюзы?

- Какие интересы защищают профсоюзы?

У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции:

-организационная

-регуляция социально-трудовых отношений

-защитная

-представительская

-контрольная

-информационная

Работа в группах: творческое задание

Попробуйте сформулировать те положения, которые были бы прописаны в трудовом договоре между работодателем и работником.

1 группа – должна записать социальные интересы работника

2 группа – должна записать экономические интересы работника

3 группа – должна записать трудовые интересы работника

4 группа – должна записать  интересы работодателя

- Какова роль профсоюза в создании достойных условий труда?

- Важно ли чтобы профсоюзы были на предприятиях, офисах и производствах?

- Как работник может более эффективно защищать и отстаивать свои интересы?

III этап – закрепление урока

Выполнение индивидуальных заданий в форме теста по пройденному материалу.

IV этап – подведение итогов урока

Сегодня профсоюзы активно участвуют в общественной жизни страны, отстаивают интересы трудящихся в противостоянии с работодателем и государством. Одним из самых распространенных лозунгов, с которым выходят трудящиеся на митинги и демонстрации, организованные профсоюзами, является лозунг «За достойный труд в 21 веке».

- Как вы думаете, какой смысл в эти слова вкладывают организаторы митингов?

-  Что такое «достойный труд»?

- Почему труд в 21 веке должен быть достойным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних Урок обществознания 9 класс Урок подготовила учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №629 Косарева Е. А.

Слайд 2

Цель урока Познакомиться с ТК РФ и профсоюзном движении

Слайд 3

План: Что такое труд Трудовые права несовершеннолетних Профсоюзное движение

Слайд 4

1.Что такое труд Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. Средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека.

Слайд 5

2. Трудовые права несовершеннолетних

Слайд 6

2. Трудовые права несовершеннолетних Работа с проблемными ситуациями

Слайд 7

2. Трудовые права несовершеннолетних Ролевая игра «Гуси-лебеди» Печка Яблонька Речка Баба-яга

Слайд 8

2. Трудовые права несовершеннолетних (ролевая игра) Ситуация 1 – Чудо-печка

Слайд 9

2. Трудовые права несовершеннолетних (ролевая игра) Ситуация 2 - Чудо-яблонька

Слайд 10

2. Трудовые права несовершеннолетних (ролевая игра) Ситуация 3 – чудо- речка

Слайд 11

2. Трудовые права несовершеннолетних (ролевая игра) Ситуация 4 – у Бабы-Яги

Слайд 12

3.Профсоюзное движение Профсоюз ( trade union ) – добровольные профессиональные объединения, с целью экономической защиты интересов рабочих. Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.

Слайд 13

3.Профсоюзное движение Профсоюзы начали создаваться в период промышленной революции. Первым тред-юнионом считается Союз прядильщиков Ланкашира от 1792г.

Слайд 14

3.Профсоюзное движение Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. В начале 20 века профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 – около 60%).

Слайд 15

3.Профсоюзное движение Развитие профсоюзов в России связанно со временем революции 1905-1907гг. 30 апреля 1906г. в столице состоялось первое общегородское собрание рабочих, эта дата принята за точку отсчета истории профсоюзов нашей страны. В России около 15 млн. (более 30%) объединены в профсоюзы. В Москве около 2 млн. являются членами профсоюзов. Самым мощным из всех в России и в Москве является – профсоюз работников образования и науки .

Слайд 16

3.Профсоюзное движение Цель – защита прав и интересов работников. ПРОФСОЮЗЫ ТРАДИЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОФСОЮЗЫ КОМПАНИЙ

Слайд 17

За что выступают… государство работодатель работник соответствие закону (Конституция, ТКРФ) достаточное количество продукта (ВВП,ВНП) высокая производительность труда высокое качество результатов труда рентабельность производства качество продукции безопасность условий труда высокая квалификация работника уровень оплаты труда и соц.гарантий безопасные условия и режим рабочего времени и отдыха стабильность участие в развитии производства повышение квалификации

Слайд 18

«В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс

Фельдман С.К. урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс  Урок по праву для 11 класса(базовый или профильный уровень) ТЕМА: ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (11 КЛАСС...

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ."ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ. НА УРОКЕ  ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ.  чАСТИЧНО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ И В 10-11 КЛАССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕ...

Презентация к уроку обществознания в 9 классе на тему "Трудовое право"

Презентация содержит основные понятия по теме "Трудовое право"...

План-конспект урока по ОБЖ:«Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров». Практическая работа №2 « Правила действия, если вы стали свидетелем ДТП»

На уроке продолжаетя изучение правил дорожного движения, формируютя навыки избегания опасностей при переходе дороги, на остановке, в транспортном средстве, при посадке и высадке из транспортного средс...

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Профсоюзный урок для старшеклассников.Тема.«Доступный труд, трудовые права несовершеннолетних»

Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соб...

Мероприятие «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Мероприятие «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»...