Урок обществознания в 7 классе. Тема: "Основные виды и функции денежных знаков"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Открытый урок обществознания в 7 классе.
Тема: "Основные виды и функции денежных знаков".
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с различными видами денежных знаков, дать их сравнительную характеристику, проследить историю их появления.
Выявить положительные и отрицательные стороны различных денежных знаков и видов денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся бережного и уважительного отношения к деньгам, заработанным честным трудом. Разъяснить, что деньги не являются мерилом всех жизненных ценностей, показать приоритет общечеловеческих ценностей над материальными.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Методы обучения: диалогический, частично-поисковый, проблемный.
Используемые технологии: ИКТ, элементы технологии критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии.
Оборудование урока: презентация; рабочий лист, «волшебный квадрат».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_vidy_i_funktsii_denezhnykh_znakov.rar | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок обществознания в 7 классе.
Тема: "Основные виды и функции денежных знаков".
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с различными видами денежных знаков, дать их сравнительную характеристику, проследить историю их появления.
Выявить положительные и отрицательные стороны различных денежных знаков и видов денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся бережного и уважительного отношения к деньгам, заработанным честным трудом. Разъяснить, что деньги не являются мерилом всех жизненных ценностей, показать приоритет общечеловеческих ценностей над материальными.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Методы обучения: диалогический, частично-поисковый, проблемный.
Используемые технологии: ИКТ, элементы технологии критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии.
Оборудование урока: презентация; рабочий лист, «волшебный квадрат».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока.
Учитель: Отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Это - деньги.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся ними каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Они имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. Но большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не допускать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
Сегодня на уроке мы расширим знания о денежных знаках, узнаем какими, были деньги в разное время, как они менялись, познакомимся с их свойствами и функциями
Запишите в тетрадях тему урока
- Как вы думаете, всегда ли были такие деньги, как сейчас. Конечно же, нет.
2. Об истории денег.
Сообщение учащегося “История денег”.
Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, им не были нужны деньги. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи.
Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером.
Но тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Или ещё ситуация: надо обменять яйца на звериные шкуры, взяли десять яиц - донесли восемь, остальные разбились, шкуру не дали.
Обмениваться было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина.
Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.
В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”
Вот некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, зерно, пули, рисовые зерна топоры, рыболовные крючки, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур, клыки и хвосты свиней, зубы собак, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, железные прутья и так далее. На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.
А вот еще удивительная единица — фея. Фея — это самая крупная и странная форма каменных денег, с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты — феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о его богатстве.
Все эти деньги были очень неудобны! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты при хранении портятся. Меха портит моль. Ткань протирается. Их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.
Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря - Лидии на рубеже 8-7 веков д.н.э. вскоре, по достоинству монеты оценили в соседних, а потом и в дальних государствах.
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.
Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XVIII веках. Самые первые банкноты были выпущены в Швеции в 1661
3. Первичное закрепление изученного материала.
Учитель: Как вы думаете, почему деньги менялись? Почему был вытеснен скот, зерно, колёса, шкуры? (Учащиеся: недолговечны, быстро портились, неудобство обмена).
Учитель: Действительно, все эти предметы были вытеснены из-за неудобства.
Учитель: А как назывался обмен без денег?
Учащиеся: Бартер
Учитель: Сформулируйте причины появления денег?
(Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.)
- Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).
Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.
(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).
Учитель: Давайте определим, какими свойствами должны обладать деньги.
Свойства денег.
1.Ценность в глазах всего общества. Из них легко составить нужную сумму – свойство делимости
2. Их можно долго хранить и поэтому накапливать – свойство сохранности
3. Быть удобными для перемещения - свойство портативности
Перепишите в тетрадь свойства денег.
- Русские люди всегда складывали пословицы и поговорки, в которых упоминаются деньги. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Учащиеся:
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Бедность не порок.
– Время – деньги и т.д.
-Копейка рубль бережет.
-Беднее всех бед, когда денег нет.
- Отплатить той же монетой.
- Принимать за чистую монету.
- Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.
- Деньги всякого прельстят.
-Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
- На деньги ума не купишь.
-Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
-Деньги – гости: то нет, то горсти
- Здоровье дороже денег.
- Ребята, но чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что по-настоящему ценные вещи невозможно купить ни за какие деньги! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение окружающих, любовь близких. Не сравнивайте все с деньгами. Далеко не все продается и покупается! А главное не делайте деньги смыслом жизни.
Ну а теперь мы проведем физкультминутку.
4. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
5. Объяснение учителя. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Мы продолжаем урок. Меняли свое обличье и деньги на Руси.
В древней Руси имели хождение куны – кожаные деньги. Это была шкурка куницы - отсюда и название.
В Киевской Руси чеканка монет началась во времена князя Владимира, но очень скоро прекратилась.
Первые монеты Руси гривны - это небольшой продолговатый слиток серебра. Гривны были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 грамм, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 грамм, тверские и полоцкие, весом около 150 грамм. Но не каждый товар стоил гривну, поэтому от нее отрубали часть и платили. Отсюда и название следующей монеты – рубль, от слова рубить. Рубили гривну на 4 части. Рубль еще называли, тина и этот тин тоже рубили пополам отсюда и появилось название еще одной монеты полтинник - половина тина.
В Киевской Руси собственной добычи металлов не было. Поэтому в торговле использовались заграничные монеты. Самые ранние монеты, которые встречались на территории нашей страны это римские динарии. Позднее на Руси появились дирхемы – серебряные монеты с арабскими надписями.
В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканку собственной монеты деньги по образцу дирхема. Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. На монетах стали чеканить всадника с копьем - отсюда и название копейка. В копейке было 2 деньги.
При Петре I была проведена первая денежная реформа. Отечественная монета приняла форму правильного круга. Деньги стали единым расчетным средством на территории всей империи.
Были выпущены деньги разного достоинства: рубли, копейки, алтыны, пятаки, гривенники, полушки.
До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например: когда императрица Елизавета Петровна в 1748 году удостоили М. В. Ломоносова за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время были платежным средством в России. Вся премия академика весила на три с лишним тонны. Чтобы доставить ее домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.
Для удобства и скорости расчетов в 1769 году при Екатерине II были введены в обращение первые бумажные деньги ассигнации.
Портрет Екатерины второй украшал 100-рублёвую купюру ласково называемую «Катенькой».
- Давайте проверим, как внимательно вы меня слушали. На каждой парте лежит лист с заданиями. Работать вы будете в парах.
1-е задание: расшифруйте названия старинных русских денег
Старинные названия русских денег
- Г….а
- П…….к
- Д….а
- П…..а
- А….н
- К……а
- Р…ь
На доске вывешиваются правильные ответы, учащиеся сверяют их со своими.
Гривна, Полтинник, Деньга, Полушка, Алтын, Копейка, Рубль.
- Посмотрите на экран, что мы видим на монетах? Сторона, на которой указан номинал, то есть достоинство монеты (рубль) - это оборотная сторона, называется «реверс» (решка). Сторона, на которой изображен герб (портрет, рисунок)- лицевая сторона. Она называется «аверс» (орел). Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете – легенда.
Современные деньги России печатают на специально для этого созданном предприятии – монетном дворе в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.
Все большую популярность приобретают в нашей стране и за рубежом электронные деньги.
6. Функции денег.
Работа в парах.
Переходим к выполнению задания 2. Вам предлагаются 4 ситуации, прочитайте их и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Ситуация №1. Вася по поручению мамы 3 февраля заплатил за услуги телефонной связи, которыми они пользовались в январе. Какую функцию при этом выполняют деньги? (Средство платежа)
Ситуация №2
2. Валя скопила 300 рублей и пошла посмотреть в магазин хватит ли ей этих денег, чтобы купить давно понравившуюся ей книгу по экономике. Какую функцию деньги при этом выполняют? (Средство измерения, мера стоимости)
Ситуация №3
Аня пошла в магазин и купила там учебные тетради, ручки, пенал на общую сумму 150 руб. Из денег, которые ей дала мама, остались неизрасходованными 50 рублей. Какую функцию деньги выполняют? (Средства обращения)
Ситуация №4
Средство обмена Коля получил в подарок 1000 рублей и положил их в копилку.
(Средство сбережения, накопления)
Выводы: современные деньги выполняют сразу несколько важных функций.
1) Деньги есть средство платежа. С их помощью мы оплачиваем многочисленные услуги, которыми постоянно пользуемся.
2) Деньги есть мера стоимости, т. е. мера сравнения благ, различной ценности. Деньги выражают стоимость благ в цене.
3) Деньги есть средство обращения, т. е. деньги играют роль посредников в обмене благ (продавая продукты своего труда за деньги – зарплату, – человек покупает продукты труда другого человека).
4) Деньги есть средство накопления. Пользуясь стабильностью денег, их можно копить, в отличие от реальных благ.
5) Мировые деньги.
Работа с учебником стр.184. Прочитать и ответить на вопрос
- Что такое мировые деньги? Каково их предназначение?
Запишите функции денег в тетрадь
IV. Закрепление изученного материала.
1.Учитель.
-Ребята, а кто из вас знает, что такое валюта? Валюта – это денежная единица страны. Так что рубль - это тоже валюта, хотя не очень популярная в этой роли.
-А для чего нам нужна валюта?
- Валюта необходима для закупки товаров и оплаты услуг других стран, для международных платежей, зарубежных поездок и ряда других целей.
А знаете ли вы, как называются деньги в разных странах. Перед вами “Волшебный квадрат” (приложение №1). Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по вертикали горизонтали.
2.Игра “Верю, не верю”. (Да, нет)
1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Африке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да)
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)
8. Деньги на которых изображен портрет Екатерины Второй называли «Машенька» (Нет)
9. Свойства денег: делимость, сохранность, портативность. (Да)
3. Викторина
1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).
2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
— А зачем?
— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
— Я? Про запас.
— Вот и они про запас».
(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).
3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые)
«Все скорлупки золотые.
…Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету»).
4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).
5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).
4.Учитель: А теперь я предлагаю объяснить, как вы понимаете значение пословицы или выражения. Приём “Моё мнение”.
“С деньгами не шутят, а без них тем более”.
“Человек с деньгами – это зло, а без них он ещё злее”
“Они – великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе”
Вывод:
-Что нового вы узнали на уроке?
- Какие функции выполняют деньги в нашей жизни?
- Пригодятся вам знания, которые вы получили на уроке? Где?
V. Итог урока.
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание.
Культура отношения к деньгам – показатель культуры человека. Она должна закладываться в каждом человеке с детства.
Вступая во взрослую жизнь, вспомните наш разговор и постарайтесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь не зря говорят: «Деньги – очень плохой хозяин, но хороший помощник».
VI. Выставление оценок. Д/з п.17. задания в рабочей тетради № 1,5
Заключительное слово учителя.
Чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
Русские купцы издавна говорили: «Денежку наживай, да честь не продавай»; «Превыше всего прибыль, а честь выше прибыли». Так что не ставьте деньги превыше всего.
На уроке не скучали:
Ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить.
Чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар,
Знай – что деньги твой товар.
Все мы вдумчиво считали;
Что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить,
С экономикой дружить.
Рабочий лист.
Задание 1. Работая в парах, расшифруйте названия старинных русских денег.
- Г….а
- П…….к
- Д….а
- П…..а
- А….н
- К……а
- Р…ь
Задание 2. Работа в парах. Определите, какую функцию играют деньги в каждом случае?
Ситуация №1. Вася по поручению мамы 3 февраля заплатил за услуги телефонной связи, которыми они пользовались в январе. Какую функцию при этом выполняют деньги?
Ситуация №2. Валя скопила 300 рублей и пошла посмотреть в магазин хватит ли ей этих денег, чтобы купить давно понравившуюся ей книгу по экономике. Какую функцию деньги при этом выполняют?
Ситуация №3. Аня пошла в магазин и купила там учебные тетради, ручки, пенал на общую сумму 150 руб. Из денег, которые ей дала мама, остались неизрасходованными 50 рублей. Какую функцию деньги выполняют?
Ситуация №4. Коля получил в подарок 1000 рублей и положил их в копилку.
Задание 3. «Волшебный квадрат».
Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по вертикали и горизонтали.
А | Ф | Г | А | Н | И | Е | В | Р | О | М | К | Л |
Ш | И | Л | Л | И | Н | Г | Р | В | Л | А | Р | Е |
Ю | Д | О | Л | Л | А | Р | У | О | А | Р | О | В |
А | Д | Р | А | Х | М | А | Б | Н | Р | К | Н | Р |
Н | Ш | Е | К | Е | Л | Ь | Л | А | И | А | А | У |
Ь | Г | Р | И | В | Н | А | Ь | И | Е | Н | А | П |
Б | О | Л | И | В | А | Р | Ф | У | Н | Т | Ю | И |
Ф | О | Р | И | Н | Т | Т | У | Г | Р | И | К | Я |
П | Е | С | О | К | У | Н | А | Д | Е | Н | А | Р |
Л | А | Т | З | Л | О | Т | Ы | Й | Д | О | Н | Г |
Приложение №1
«Волшебный квадрат»
А | Ф | Г | А | Н | И | Е | В | Р | О | М | К | Л |
Ш | И | Л | Л | И | Н | Г | Р | В | Л | А | Р | Е |
Ю | Д | О | Л | Л | А | Р | У | О | А | Р | О | В |
А | Д | Р | А | Х | М | А | Б | Н | Р | К | Н | Р |
Н | Ш | Е | К | Е | Л | Ь | Л | А | И | А | А | У |
Ь | Г | Р | И | В | Н | А | Ь | И | Е | Н | А | П |
Б | О | Л | И | В | А | Р | Ф | У | Н | Т | Ю | И |
Ф | О | Р | И | Н | Т | Т | У | Г | Р | И | К | Я |
П | Е | С | О | К | У | Н | А | Д | Е | Н | А | Р |
Л | А | Т | З | Л | О | Т | Ы | Й | Д | О | Н | Г |
( Рубль, марка, крона, рупия, лари, Афгани, евро, шиллинг, доллар, драхма, шекель, гривна, иена, боливар, форинт и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры для 8 класса по теме "Построение графиков функций, содержащих знак модуля"
Данный урок с презентацией разработа по теме "Построение графиков функций, содержащих знак модуля" для 8 класса по алгебре.Работа состоит из следующих элементов: описательной части, дидактическо...
Открытый урок в 11 классе Тема: «Основные ароморфозы в эволюции органического мира».
Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира"...
Обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения."
Повторительно-обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения." Подготовка к ГИА....
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....
Урок биологии 9 класс тема \'Основные положения клеточной теории\'
Разработала учитель биологии МКОУ "Дарьинская ООШ" Кононова Г.А. Биология 9 класс Урок № 13Тема: Основные положения клеточной теорииЦель: сформировать знания об истории создания клеточной теории,...
Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений."
План-конспект урока по русскому языку согласно ФГОС....
Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"
Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"...