Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формируемые УУД. |
1.Организационно-мотивационный. | Улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем друг другу успеха. | Эмоционально настраиваются на урок. |
|
2.Опрос-актуализация. | 1. Решим кроссворд: - «Дом собраний» у иудеев.
- Место для икон в православном храме.
- Росписи стен в христианских храмах.
- Буддийское религиозное сооружение.
- Переносной шатёр у древних евреев.
- Священная книга иудеев.
- Башня, с которой мусульман призывают на молитву.
- Направление в христианстве.
- Многоярусные священные строения в буддизме.
- Что же такое искусство? Группами найдём это определение в толковых словарях. -Какие виды искусства вы знаете? | Решают кроссворд: 1)Синагога. 2)Иконостас. 3)Фрески. 4)Ступа. 5)Скиния. 6)Свиток Торы. 7)Минарет. 8)Православие. 9)Пагоды. (ИСКУССТВО) (Слайд) -«Творческое отражение действительности в художественных образах» (Ожегов) -Живопись, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство. | П.-анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками. Р.-принимать и выполнять учебную задачу. К.- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3.Целеполагание. | -Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке ОРКСЭ? Соберём корзину идей (договори словечко): -Мы узнаем… -Научимся различать… -Будем развивать… -Друг другу будем… | -Мы познакомимся с некоторыми видами искусства в различных религиях. (Слайд) |
Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания П.- умение структуировать знание. К.-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4.Открытие нового знания. 1)Искусство в религиозной культуре христианства. | -Наша страна многонациональна. У каждого народа свои традиции, культура и искусство. Сегодня на уроке мы познакомимся с предметами искусства в христианстве и в исламе. 1.Искусство в религиозной культуре христианства. Презентация .Фотография внутреннего убранства православного храма. -Где мы находимся? При входе в храм мы сразу обращаем внимание на прекрасные предметы культового назначения. -Христиане уверены в том, что на Земле родился Сын Божий - Иисус Христос. О нём люди писали книги, а позже стали изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых.(Слайд) Рассмотрите иконы. В чём их особенность? - Символом русского духа стала икона «Троица» Андрея Рублёва.(Слайд) Её называют светом иного мира .Тайна её до конца не раскрыта. -А Владимирская икона Божией матери(Слайд) считается чудотворной. Как вы понимаете это слово? -Да! Чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена. -Какие иконы знаете вы? Узнайте у своих родителей и на следующем уроке расскажите нам. (Слайд) -Что вы видите? -Как вы думаете –колокола также произведения искусства? Они созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах и радостях. Послушайте голоса колоколов. | Центральное расположение образа. Нимб вокруг головы, большие глаза, печальный и строгий взгляд. Золото, синий и белый цвета. - Творящая чудеса. | Р.- следовать плану реализации учебной задачи. П.-умение наблюдать и сравнивать, делать умозаключения. Л.- формирование чувства прекрасного и эстетические чувства; -чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
5.Первичное закрепление нового материала. | Работа с учебником в парах. 1) Прочтите текст на стр.34-35. Карандашом отметьте то, о чём мы ещё не говорили на уроке. 2) «Жужжащим чтением» прочитайте раздел «Это интересно». Поделитесь с нами приобретённым знанием. | Дети работают с текстом и выполняют задания. |
Р.-контроль, коррекция. П.-умение работать с текстом, правильно строить речевое высказывание. К.-умение сотрудничать с товарищем. |
Физкультминутка. |
|
|
|
Продолжение п. 4 2) Искусство в религиозной культуре ислама. | - Изображение какого священного сооружения вы видите? (Слайд) - Отправимся в путешествие к этим прекрасным строениям. Мы увидим роскошно украшенные дворцы, резные двери, ажурные решётки, на стенах – изразцы. Во дворах бассейны и фонтаны. | Исламская мечеть. |
|
| - Почему здесь написано слово «каллиграфия»? Что обозначает это слово? Выдвиньте свою гипотезу о связи этих понятий. -Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных. У мусульман есть священная книга – Коран, передающий прямую речь Бога. (Слайд) Поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот поэтому искусство каллиграфии считается в исламе самым благородным искусством. Мухаммад сказал : «Письмо – половина знания». Для украшения своих священных зданий, книг мусульмане используют орнамент. Сложный орнамент, состоящий из переплетающихся узоров, называется арабески.(Слайд) | - Выступление заранее подготовленного ученика про Тадж-Махал. | П.-формирование навыков частично-поисковой деятельности. Л.-развитие учебно-познавательной мотивации. |
6.Обобщение и систематизация. | Игра «Лови ошибку» Изображения ликов святых называется «арабески». Чудотворной иконой считается «Троица» Андрея Рублёва. В Священном писании христиан Коране изображены священные животные. Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия. | Учащиеся исправляют ошибки. | Р.-умение контролировать учебную деятельность. П.-умение обобщать изученное. |
7.Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески. |
| Р.- умение преобразовывать познавательную задачу в практическую К.- умение взаимодействовать с партнёром П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации. |
8.Рефлексия. | Отметь на лестнице познания своё место (при помощи индивидуальных магнитиков.) |
| Р.-оценка своих достижений на уроке. Л.-самоопределение. |