Технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Ефремова Марина Николаевна

Представлен план-конспект урока по ОРКСЭ в форме технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_iskusstvo_v_religioznoy_kulture.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОРКСЭ.

Преподаватель Ефремова М.Н.

Курс: ОРКСЭ

Модуль: основы мировых религиозных культур.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: классический

Тема урока: «Искусство в религиозной культуре» .

Цель: создать условия для  осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека.

Задачи:

  • формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира.
  • познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в  церкви и мечети.

Виды деятельности: эвристическая беседа, рассказ, работа в парах и группах, работа с иллюстрациями, работа с текстами, работа со справочными материалами, игры.

Средства обучения: учебник, презентация, рисунки детей.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

1.Организационно-мотивационный.

Улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем друг другу успеха.

Эмоционально настраиваются на урок.

2.Опрос-актуализация.

1. Решим кроссворд:

  1. «Дом собраний» у иудеев.
  2. Место для икон в православном храме.
  3. Росписи стен в христианских храмах.
  4. Буддийское религиозное сооружение.
  5. Переносной шатёр у древних евреев.
  6. Священная книга иудеев.
  7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву.
  8. Направление в христианстве.
  9. Многоярусные священные строения в буддизме.

- Что же такое искусство? Группами найдём это определение в толковых словарях.

-Какие виды искусства вы знаете?

Решают кроссворд:

1)Синагога.

2)Иконостас.

3)Фрески.

4)Ступа.

5)Скиния.

6)Свиток Торы.

7)Минарет.

8)Православие.

9)Пагоды.

(ИСКУССТВО)

(Слайд)

-«Творческое отражение действительности в художественных образах» (Ожегов)

  -Живопись, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

П.-анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками.

Р.-принимать и выполнять учебную задачу.

К.- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.Целеполагание.

   -Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке ОРКСЭ?

Соберём корзину идей

(договори словечко):

-Мы узнаем…

-Научимся различать…

-Будем развивать…

-Друг другу будем…

    -Мы познакомимся с некоторыми видами  искусства в различных религиях.

(Слайд)

Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания

П.- умение структуировать знание.

К.-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4.Открытие нового знания.

1)Искусство в религиозной культуре христианства.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа свои традиции, культура и искусство. Сегодня на уроке мы познакомимся с предметами искусства в христианстве и в исламе.

  1.Искусство в религиозной культуре христианства.

 Презентация .Фотография внутреннего убранства православного храма.

 -Где мы находимся?

При входе в храм мы сразу обращаем внимание на прекрасные предметы культового  назначения.

-Христиане уверены в том, что на Земле родился Сын Божий  - Иисус Христос. О нём люди писали книги, а позже стали изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых.(Слайд)

 Рассмотрите иконы. В чём их особенность?

 

- Символом русского духа стала икона «Троица» Андрея Рублёва.(Слайд) Её называют светом иного мира .Тайна её до конца не раскрыта.

 -А Владимирская икона Божией матери(Слайд) считается чудотворной. Как вы понимаете это слово?

-Да! Чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена.

-Какие иконы знаете вы? Узнайте у своих родителей и на следующем уроке расскажите нам.

(Слайд)

-Что вы видите?

-Как вы думаете –колокола

 также произведения искусства? Они созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах и радостях. Послушайте голоса колоколов.

Центральное расположение образа.

Нимб вокруг головы, большие глаза, печальный и строгий взгляд. Золото, синий и белый цвета.

- Творящая чудеса.

Р.- следовать плану реализации учебной задачи.

П.-умение наблюдать и сравнивать,

делать умозаключения.

Л.- формирование чувства прекрасного и эстетические чувства;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

5.Первичное закрепление нового материала.

Работа с учебником в парах.

1) Прочтите текст на стр.34-35. Карандашом отметьте то, о чём мы ещё не говорили на уроке.

2)  «Жужжащим чтением» прочитайте раздел «Это интересно». Поделитесь с нами приобретённым знанием.

Дети работают с текстом и выполняют задания.

Р.-контроль, коррекция.

П.-умение работать с текстом, правильно строить речевое высказывание.

К.-умение сотрудничать с товарищем.

Физкультминутка.

Продолжение п. 4                    2) Искусство в религиозной культуре ислама.

- Изображение  какого священного сооружения вы видите? (Слайд)

- Отправимся в путешествие к этим прекрасным строениям. Мы увидим роскошно украшенные дворцы, резные двери, ажурные решётки, на стенах – изразцы. Во дворах бассейны и фонтаны.

Исламская мечеть.

- Почему здесь написано слово «каллиграфия»? Что обозначает это слово? Выдвиньте свою гипотезу о связи этих понятий.

-Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных. У мусульман есть священная книга – Коран, передающий прямую речь Бога. (Слайд) Поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот поэтому искусство каллиграфии считается  в исламе самым благородным искусством. Мухаммад сказал : «Письмо – половина знания».

 Для украшения своих священных зданий, книг мусульмане используют орнамент. Сложный орнамент, состоящий из переплетающихся узоров, называется арабески.(Слайд)

-

Выступление заранее подготовленного ученика про Тадж-Махал.

П.-формирование навыков частично-поисковой деятельности.

Л.-развитие учебно-познавательной мотивации.

6.Обобщение и систематизация.

Игра «Лови ошибку»

 Изображения ликов святых называется «арабески».

Чудотворной иконой считается «Троица» Андрея Рублёва. В Священном писании христиан Коране изображены священные животные. Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия.

Учащиеся исправляют ошибки.

Р.-умение контролировать учебную деятельность.

П.-умение обобщать изученное.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески.

Р.- умение преобразовывать познавательную задачу в практическую

К.- умение взаимодействовать с партнёром

П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации.

8.Рефлексия.

Отметь на лестнице познания своё место (при помощи индивидуальных магнитиков.)

Р.-оценка своих достижений на уроке.

Л.-самоопределение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по физической культуре

Технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Технологическая карта занятия отражает проектировочную педагогическую технологию педагога. Признаками пед...

технологическая карта урока по физической культуре

Технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Технологическая карта занятия отражает проектировочную педагогическую технологию педагога. Признаками пед...

технологическая карта урока по физической культуре ФГОС

один из вариантов оформленя новых стандартов...

Технологическая карта урока по физической культуре 5 кл по Ляху

Тема: Закрепление техники  прыжка  в длину способом «согнув ноги» с 7-9 шагов разбега, обучение технике метания малого мяча в горизонтальную цель (1*1) с 5-6 м....

Технологическая карта урока по физической культуре

этапы урока, деятельность учителя, деятельность обучающихся, универсальные учебные действия на уроке физкультуры...