Урок обществознания в 9 классе на тему "СМИ - четвёртая власть?"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Конспект занятия по теме "СМИ - четвёртая власть?", разработанный в соответствии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse_smi_-_chetvertaya_vlast.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с применением активных форм учебной деятельности.
ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Архангельска.
Учитель: Кукушкина Дарья Юрьевна, учитель истории и обществознания.
Предмет: Обществознание
Класс: 9
Базовый учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс.
Тема урока: Средства массовой информации – четвертая власть?
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: формировать представление о роли СМИ в жизни общества и каждого из обучающихся, изучить и попробовать применить на практике приемы создания необходимой трактовки события.
Задачи урока.
Воспитательные:
- способствовать формированию личности с активной гражданской позицией;
- продолжать воспитывать нравственные установки и морально-этические качества личности.
Развивающие:
Личностные УУД:
- развитие способности к самооценке, адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности;
- развивать учебно-познавательную мотивацию учения;
- ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.
Регулятивные УУД:
- формирование способности к проектированию;
- развитие способности к целеполаганию и планированию;
- развитие умения осуществлять выбор путей достижения цели;
- развитие способности контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.
Коммуникативные УУД:
- практическое освоение принципов сотрудничества, умение работать в группе, действовать с учетом позиции другого;
- развивать умение устанавливать контакты с другими людьми, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии для коммуникации.
- развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, умения владеть нормами общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.
Познавательные УУД:
- установление причинно-следственных связей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- развитие основ смыслового чтения различных видов текстов, умения выделять из них существенную информацию;
- проводить анализ, сравнение, осуществлять синтез и обобщение.
Образовательные:
- дать представление о роли и месте СМИ в обществе, их влиянии на формирование оценки человеком происходящих событий, способах, используемых СМИ для создания необходимого образа событий;
- показать возможность различной трактовки одного события исходя из целей участников конфликта.
Формы работы учащихся: работа в малых группах, индивидуальная и фронтальная работа обучающихся.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока.
№ п/п | Этап | Цель | Содержание | УУД | Деятельность | Вре-мя (мин.) | |
Учитель | Обучающиеся | ||||||
1 | Организационный момент. | Создать эмоциональный настрой на урок. | Перед уроком учащиеся получают конверты с текстами для групповой работы и с «ролями» для работы по составлению заданного журналистского образа ситуации (роли: сторонник президента; представитель оппозиции; независимый эксперт, зритель). | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок. | Настраиваются на урок. | 1 | |
2 | Проверка опережающего домашнего задания | На основе актуализации знаний обучающихся подвести их к теме настоящего урока. | Опережающее домашнее задание: Подготовить ответ на вопрос: «Какая новость прошедшей недели показалась вам самой удивительной, а какая огорчила вас больше всего». Ответ подготовить по плану: краткое описание события и свое отношение к новости. | Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию. Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм. | После ответов обучающихся ведет беседу с учениками:
Таким образом, можно сказать, что мы следим за лентами новостей и можем выразить своё личностное отношение к происходящим событиям. | Представляют результаты своей работы по обозначенному плану. | 4 |
3 | Создание проблемной ситуации. | Установить цели и план урока, выявить затруднения в проблемной ситуации. | Проводится обсуждение целей и плана урока, обозначается проблемная ситуация и проходит выявление места затруднения. | Регулятивные УУД: развитие способности к целеполаганию и планированию. Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения. | Ведет беседу с учениками: Вы получили опережающее домашнее задание на сегодняшний урок.
Обратите внимание на тему на доске.
| Учащиеся отвечают на вопросы. Предлагают цели урока и план. Результаты ответа на вопрос фиксируют «социологи». | 4 |
4 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Мотивировать обучающихся на работу, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Индивидуальное домашнее задание получили 2 человека («социологи»): составить опросный лист для проведения социологического опроса среди одноклассников по изучению, какие СМИ наиболее популярны и авторитетны в их среде. Найти результаты социологических опросов, проводимых ВЦИОМ по заданной теме. | Личностные УУД: развивать учебно-познавательную мотивацию учения. Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения. | Координирует деятельность обучающхся. | «Социологи» проводят опрос среди одноклассников по заранее подготовленному опросному листу. Фиксируют результаты опроса. В течение урока подготавливают результаты опроса в виде диаграммы. Проводят сравнение результатов исследования с данными социологических опросов по данной теме, проведенных ВЦИОМ. | 2 |
5 | Изучение нового материала | Формировать представление о влиянии СМИ на создание оценки происходящих событий, используемых для этого приёмах. | Просмотр новостного выпуска канала НТВ от 13.12.2013 о ситуации в Сирии. http://www.youtube.com/watch?v=D-f4uaA8EXA (с 34 секунды). | Регулятивные УУД: осуществлять выбор путей достижения цели, контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность. Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать коммуникативные задачи, владеть техникой общения. Познавательные УУД: проводить сравнение, строить рассуждения об объекте, осуществлять синтез и обобщение. | Ведет беседу: Давайте попробуем проанализировать, каким образом в новостных выпусках проявляется оценка произошедшего события журналистами.
После просмотра видео задает вопросы:
Подводит итог: Таким образом, можно сказать, что при представлении какого-то события СМИ действующим лицам придаётся положительная, отрицательная или нейтральная окраска. | Ученики отвечают на вопросы, анализируют новостной выпуск, аргументируют свою точку зрения. Один из учеников проводит контент-анализ новостного выпуска (выбрать существительные, которые используются журналистом для характеристики людей, оказывающих сопротивление правительственным войскам). | 6 |
Работа в мини-группах. Деление на группы осуществляется по материалам, полученным учащимися до начала урока. Работа с материалами (Приложение 1). | Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков. Регулятивные УУД: выбор наиболее эффективных путей достижения цели, оценка и коррекция. Коммуникативные УУД: развивать умение устанавливать контакты с другими людьми, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии для коммуникации. Познавательные УУД: развитие основ смыслового чтения различных видов текстов, умения выделять из них существенную информацию. | Дает задание обучающимся для работы с текстами:
| Работа в мини-группах. Отвечают на вопрос. Учащийся представляет результаты контент-анализа новостного выпуска о ситуации в Сирии. Предполагают, какой приём использовался журналистами в новостном выпуске? | 5 | |||
6 | Первичное применение нового знания | Научить применять приобретённые знания на практике. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и отработка умственных действий. | Представление события с различных точек зрения. Учащиеся образуют новые мини-группы на основе «ролей», полученных учащимися до начала урока. К рассмотрению предлагается ситуация на Украине, в том числе обстановка на Майдане. Учащиеся получают разные новостные статьи, касающиеся событий на Украине. | Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм. Регулятивные УУД: формирование способности к проектированию, контроль и оценка своих действий, внесение корректив. Коммуникативные УУД: Умение работать в группе, практическое освоение принципов сотрудничества, развитие речевой деятельности. Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, развитие умения работать с текстом, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, проводить анализ и сравнение. | Ведет беседу:
Во время работы групп координирует их деятельность, обращая внимание членов группы на следующие проблемы:
Подводит итог: Таким образом, мы с вами увидели, что одно и то же событие может быть представлено с различных точек зрения. | Работа в мини-группах. Каждая группа оформляет тезисно свое выступление на ватмане. Регламент выступления – 1 минута. «Зрители» представляют критерии оценки, проводят сравнение выступлений групп. | 11 |
7 | Первичное закрепление материала | Отработка и углубление полученных знаний, выявление интересов обучающихся по теме. | Метод «шапка вопросов». Каждому ученику предлагается на листке бумаги придумать по три вопроса:
| Регулятивные УУД: контроль и оценка своих действий и действий других, внесение корректив. Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, действовать с учетом позиции другого. | Координирует деятельность учеников. По окончании обсуждения начинает беседу:
После сравнения результатов голосования в начале и в конце урока:
| Ученики формулируют вопросы. Затем складывают свои вопросы в «шапку». Учащиеся по желанию вытаскивают вопросы из «шапки» и дают на них ответ. Автор вопроса аргументировано оценивает ответ. «Социологи» предъявляют результаты опроса и сравнивают с результатами опроса по теме, проведенном ВЦИОМ. «Социологи» проводят подсчёт и сравнивают результаты голосования в начале и в конце урока. | 7 |
8 | Рефлексия учебной деятельности | Проверка способности к самооценке как личностный результат | Учащимся предлагается ответить на вопросы:
| Личностные УУД: развитие способности к самооценке, адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности. | Координирует деятельность обучающихся. | Заполняют рефлексивный лист. | 2 |
9 | Инструктаж домашнего задания | Предоставить возможность выбора домашнего задания с учетом индивидуальных интересов обучающихся. | Необходимо выбрать одно задание из предложенных:
Индивидуальные задания:
| Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения. | Проводит инструктаж домашнего задания. | Учащиеся фиксируют домашнее задание. Формируют мини-группы для индивидуальных заданий. | 2 |
10 | Итог урока | Подвести итоги урока. | Подводит итог урока, дает свою оценку деятельности обучающихся, благодарит за урок. | 1 |
Приложение 1.
Материалы для работы:
Группа 1.
Владимир Жириновский: необходимо запретить широкое освещение терактов в СМИ // Коммерсант.ru. 11.02.2014.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил запретить широкое освещение терактов в СМИ. «Мы еще раз будем настаивать и вносить поправки в закон. По любому теракту подобного рода никакой информации не давать. Ничего не показывать, фамилии не называть. Тогда они поймут, что рекламы никто не получит», — цитирует политика «РИА Новости». Владимир Жириновский заявил, что СМИ не следовало подробно освещать захват школы №263 в Отрадном, где старшеклассник убил преподавателя и полицейского. Он считает, что в отношении школьника журналисты должны были только сообщить факт совершения преступления и количество жертв, а после вынесения приговора — рассказать о принятом судом решении. «Пресса рекламирует террористов. Этот мальчик… он даже заказывает в тюрьму то же самое, что Брейвик. Тот какие-то конфеты заказал, а этот — любимые печенья. Они просто копируют… Слава богу, это не массовый характер», — уверен господин Жириновский.
Группа 2.
Дж. Оруэлл. 1984.
«Как будто в подтверждение его слов телекран у них над головами сыграл фанфару. Но на этот раз была не победа на фронте, а сообщение министерства изобилия.
– Товарищи! – крикнул энергичный молодой голос. – Внимание, товарищи! Замечательные известия! Победа на производственном фронте.
Итоговые сводки о производстве всех видов потребительских товаров показывают, что по сравнению с прошлым годом уровень жизни поднялся не менее чем на двадцать процентов. Сегодня утром по всей Океании прокатилась
неудержимая волна стихийных демонстраций. Трудящиеся покинули заводы и учреждения и со знаменами прошли по улицам, выражая благодарность Старшему Брату за новую счастливую жизнь под его мудрым руководством. Вот некоторые итоговые показатели. Продовольственные товары...
Слова "наша новая счастливая жизнь" повторились несколько раз. В последнее время их полюбило министерство изобилия. Парсонс, встрепенувшись от фанфары, слушал приоткрыв рот, торжественно, с выражением впитывающей
скуки. За цифрами он уследить не мог, но понимал, что они должны радовать. … Сейчас он [Уинстон] пробовал отключиться от постороннего шума и расслышать то, что изливалось из телекрана. Кажется, были даже демонстрации благодарности Старшему Брату за то, что он увеличил норму шоколада до двадцати граммов в неделю. А ведь только вчера объявили, что норма уменьшена до двадцати граммов, подумал Уинстон. Неужели в это поверят – через какие-нибудь сутки? Верят. Парсонс поверил легко, глупое животное. Безглазый за соседним столом -- фанатично,
со страстью, с исступленным желанием выявить, разоблачить, распылить всякого, кто скажет, что на прошлой неделе норма была тридцать граммов. Так что же, у него одного не отшибло память?
Телекран все извергал сказочную статистику. По сравнению с прошлым годом стало больше еды, больше одежды, больше домов, больше мебели, больше кастрюль, больше топлива, больше кораблей, больше вертолетов, больше книг,
больше новорожденных – всего больше, кроме болезней, преступлений и сумасшествия. С каждым годом, с каждой минутой все и вся стремительно поднималось к новым и новым высотам.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...