рабочая программа
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_po_obshch_9_kl.doc | 61.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapis._po_obshchest_9_klas.doc | 73.5 КБ |
obshchestvo_9_kl_gotovo.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | дата план | дата факт |
1 | Человек и общество. Экономическая сфера | 1 | ||
2 | Человек и общество. Социальная сфера | 1 | ||
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА | 9 | |||
3 | Власть | 1 | ||
4 | Государство | 1 | ||
5 | Какие бывают государства. Национально-государственное устройство | 1 | ||
6 | Какие бывают государства Формы правления | 1 | ||
7 | Какие бывают государства. Политические режимы | 1 | ||
8 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | ||
9 | Голосование, выборы, референдум | 1 | ||
10 | Политические партии и движения | 1 | ||
11 | Контрольно-обобщающее занятие по теме « Политическая сфера» | 1 | ||
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА | 11 (9 + 2 резерв) | |||
12 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | ||
13 | Закон и власть. Конституция – основной закон государства | 1 | ||
14 | Права и свободы человека и гражданина в России | 1 | ||
15 | Право и имущественные отношения | 1 | ||
16 | Потребитель и его права | 1 | ||
17 | Труд и право | 1 | ||
18 | Право, семья, ребенок | 1 | ||
19 | Правоотношения | 1 | ||
20 | Преступление | 1 | ||
21 | Юридическая ответственность | 1 | ||
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме « Человек и его права» | 1 | ||
ДУХОВНАЯ СФЕРА | 8 | |||
23 | Что такое культура? | 1 | ||
24 | Культурные нормы | 1 | ||
25 | Формы культуры | 1 | ||
26 | Религия | 1 | ||
27 | Искусство | 1 | ||
28 | Образование | 1 | ||
29 | Наука | 1 | ||
30 | Личность | 1 | ||
31 | Мораль | 1 | ||
32 | Контрольно-обобщающий урок по теме « Духовная сфера» | 1 | ||
33 | Контрольно-обобщающий урок по курсу.Итоговая контрольная работа | 1 | ||
34 | Контрольно-обобщающий урок по курсу. Итоговое тестирование | 1 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- авторской программы под редакцией
Кравченко А.И. Программа курса “Обществознание” для 8-9 классов.- М: “Русское слово”, 2013
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:
Учебник. А.И.Кравченко, Е. Певцовой «Обществознание» 9 класс. М.: Русское слово.2008;
дополнительных пособий для учителя:
Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е. А. Певцовой. 9 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007 ;
Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.-М.: Русское слово.2006;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
^ Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания. сравнительные таблицы,
лабораторные и практические работы.
^ Формы итоговой аттестации: итоговое тестирование (1ч.)
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:
получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
На начало учебного года у учащихся сформированы следующие учебные умения и навыки:
знают/понимают :
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Умеют:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Методы преподавания и учения
Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы преподавания и учения:
коммуникативный метод в преподавании , предполагающий организацию учебного общения как средства освоения материала и общеучебных умений;
метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;
метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме в тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение вариантов решения проблемы в контексте отрывка;
Формы работы : лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.
Вид контроля:
контрольная работа по материалу
презентация своего короткого рассказа
написание анализа текста
выполнение творческих заданий по темам
написание эссе
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
установление причин фактов
установление взаимосвязей между фактами
отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
формулирование проблем по теме
умение отыскать возможные пути решения проблемы
Владение понятиями:
раскрытие содержания понятий
установление взаимосвязей между понятиями
практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
формулирование правил, требований, приемов
раскрытие содержания правил, требований, приемов
характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
Проверка навыков:
моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
самоанализ результатов выполнения подобных действий
^ Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:, электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия; краткая Российская энциклопедия, диск «Обществознание»-9 класс.
^ Учебно-тематическое планирование по обществознанию
Классы 9 класс
Количество часов:
всего 34 часа, в неделю 1 час ;
Плановых контрольных тестов по теме- 4 ч., итоговых-1
Планирование составлено на основе
на основе авторской программы под редакцией
-Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2013;
- Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,10 -11 классы /Т.А.Корнева- М:«Глобус»,2008;
Учебно-методический комплект:
Учебник. А.И.Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание» 9 класс. М.: Русское слово.2008.
Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 9 класс Хромов И.С. -М.: Русское слово.
Дополнительные пособия для учителя:
Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 9 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко -М.: Русское слово.2008.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 2 г. Алейска продолжительность учебного года для обучающихся 9, 11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию в 9 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 35 часов, а 34 часа ( 34 *1=34 часа).
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по обществознанию. 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
П | ф | ||||||||
1 | Человек и общество. Экономическая сфера | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Опрос | Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Экономическая сфера» | термины | ||
2 | Человек и общество. Социальная сфера | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Опрос | термины | |||
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА | 9 | ||||||||
3 | Власть | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Рассказ Индивидуальные задания |
власть и ее виды Власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила, формы влияния одних лиц на других | §1 | ||
4 | Государство | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Рассказ | Развернутый ответ |
теории происхождения государств Политическая система, государство, суверенитет, функции государства, основные признаки государства | §2 | ||
5 | Какие бывают государства. Национально-государственное устройство | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Групповая самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
Объединение и отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство | §3 | ||
6 | Какие бывают государства Формы правления | 1 | Комбинирован ный урок | Фронтальная Самостоятельная | Презентация групп новой работы |
| §4 | ||
7 | Какие бывают государства. Политические режимы | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная Самостоятельная |
| §5 | |||
8 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Коллективная Беседа | Опрос |
правовое государство и его основные признаки Гражданское общество, правовое государство и его признаки, гражданство, тоталитаризм | §6 | ||
9 | Голосование, выборы, референдум | 1 | Комбинированный урок | Самост- ная Индивидуальная | Таблица Тест Защита проектов |
референдум в общественной жизни Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права | §7 | ||
10 | Политические партии и движения | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная Самостоятельная | Опрос |
основные подходы к классификации партий Партия, многопартийность, политическая программа, классификация партий | §8 | ||
11 | Контрольно-обобщающее занятие по теме | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Индивидуальная | Таблица Тест Защита проектов | Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» | Повторить изученный курс | ||
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА | 11 (9 + 2 резерв) | ||||||||
12 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль права» |
система права Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей | §9 | ||
13 | Закон и власть. Конституция – основной закон государства | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос |
органы государственной власти РФ Структура и особенности Основного закона страны, правоохранительные органы, судебная система, функции органов гос. власти | §10 | ||
14 | Права и свободы человека и гражданина в России | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Развернутый ответ |
| § 11 повторить | ||
15 | Право и имущественные отношения | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
защита имущественных прав Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения | § 12 | ||
16 | Потребитель и его права | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы |
защита прав потребителя Правовой статус потребителя, потребитель, изготовитель, услуги, закон о защите прав потребителя | §13 | ||
17 | Труд и право | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов |
трудоустройство несовершеннолетних Особенности трудовых правоотношений, Трудовое право, трудовой договор (контракт), сверхурочная работа | §14 | ||
18 | Право, семья, ребенок | 1 | Урок формирования знаний | Групповая самостоятельная | Опрос |
права ребенка и их защита Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних Брак, семья, брачный контракт, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка | §15 | ||
19 из резерва | Правоотношения | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос |
| §15 повторить | ||
20 | Преступление | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Групповая самостоятельная | Опрос |
конформистское поведение
уголовная ответственность несовершеннолетних Преступление, проступок, вина, и ее формы, состав преступления, деяния, ответственность и ее виды, презумпция невиновности, наказание | §16 | ||
21 из резерва | Юридическая ответственность | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Различать виды юридической ответственности, правоспособность и дееспособность, основные виды юридической ответственности
уголовная ответственность несовершеннолетних Преступление, проступок, вина, и ее формы, состав преступления, деяния, ответственность и ее виды, презумпция невиновности, наказание | Выучить записи в тетради | ||
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме « Человек и его права» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить изученный курс | ||
ДУХОВНАЯ СФЕРА | 8 | ||||||||
23 | Что такое культура? | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, элементы культуры | §17 | ||
24 | Культурные нормы | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы |
Санкции в обществе Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии, мода, мораль, привычка | §18 | ||
25 | Формы культуры | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов |
Контркультура Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная; субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура | §19 | ||
26 | Религия | 1 | Комбинированный урок | Групповая самостоятельная | Опрос |
Мировые религии Религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии | §20 | ||
27 | Искусство | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос | Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Искусство в жизни общества
Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры | §21 | ||
28 | Образование | 1 | Комбинированный урок | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Система образования РФ,РТ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка
Образование в современной России | §22 | ||
29 | Наука | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант |
Учреждения науки: институты, университеты, академии Академия, университет, НИИ, наука и ее функции в обществе | §23 | ||
30 из резерва | Личность | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Личность и ответственность» |
Понятия и термины: личность, ценность, | Творческие задания | ||
31 из резерва | Мораль | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос |
Патриотизм и гражданственность Свобода совести мораль, моральный выбор, моральный контроль, нравственность, этика, ответственность, долг и совесть, патриотизм и гражданственность, гуманизм | Творческие задания | ||
32 | Контрольно-обобщающий урок по теме « Духовная сфера» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Защита проектов | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить изученный курс | ||
33 | Контрольно-обобщающий урок по курсу .Итоговая контрольная работа | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Итоговая контрольная работа | Опрос | Систематизация знаний по изученным проблемам | Повторить изученный курс | ||
34 | Контрольно-обобщающий урок по курсу. Итоговое тестирование | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Итоговое тестирование | Тест | Систематизация знаний по изученным проблемам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...