Исследовательская работа на тему: Положительные и отрицательные стороны Конституции РФ.
материал по обществознанию на тему
Работа посвещена 20-летию принятия Конституции РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_polozhitelnye_i_otritsatelnye_storony_konstitutsii_rf.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему: Положительные и отрицательные стороны Конституции РФ.
Подготовила:
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №7 ст.Ессентукской
Магомедова С.Р
План работы:
- Введение
- Проблема исследования
- Актуальность исследования
- Предмет исследования
- Объект исследования
- Цель исследования
- Задачи исследования
- Гипотеза
- Методы исследования
2 Основная часть
2.1Общая характеристика Конституции РФ
2.2 Положительные черты Конституции РФ
2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия
2.4 Перспективы совершенствования
3. Вывод
1.Введение
1.1 Проблема исследования
С одной стороны, Конституция основной закон российского государства, имеет много положительных черт: она заложила фундамент новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах, способствовала стабилизации положения в российском обществе.
Но, с другой стороны , Конституция имеет множество недостатков, мешающих нормальному функционированию государственного аппарата.
1.2 Актуальность
Вопрос о целесообразности изменения Конституции сложен тем, что Конституция обладает статусом своего рода правовой «святыни», Основного закона, являющегося базой всего российского законодательства, правовой гарантией стабильности государственного и общественного строя.
1.3 Объект исследования
Действующая Конституция РФ.
1.4 Предмет исследования
Плюсы и минусы Конституции РФ.
1.5 Цель исследования.
Определить положительные и отрицательные черты действующей Конституции РФ, предложить пути решения некоторых недоработок документа и несоответствия статей.
1.6 Задачи исследования.
1. Изучить Конституцию РФ
2. Выделить плюсы и минусы Основного закона
Определить перспективы совершенствования документа
4. Предложить пути решения некоторых недостатков Конституции
1.7 Гипотеза
Я считаю, что действующая Конституция РФ имеет много недостатков и основным из них является несоответствие положений Основного закона и федеральных конституционных и федеральных законов.
1.8 Методы исследования
Теоретический (изучения текста Конституции РФ и подзаконных актов)
2.1 Общая характеристика Конституции РФ
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, определяющей его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г. Она подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем, заложила фундамент новой общественно- политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях , демократических процедурах.
Основной закон Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоящее из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории , единое гражданство.
Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. Вне полномочий Федерации , как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.
Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом устанавливает, что человек , его права и свободы являются высшей ценностью, их признание , соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Основной закон определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент , высший представительный орган –двухпалатное Федеральное Собрание, высшей исполнительный орган –Правительство РФ, высшей судебный орган- Верховный суд.
2.2 Положительные черты Конституции РФ
Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах
человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в
этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих
подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно.
Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают
общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых
документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в
Международном пакте о гражданских и политических правах и в
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает
Всеобщую декларацию прав человека. Устав ООН, Международные
пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках СБСЕ, многих международных конвенциях и др. Иными словами, в силу собственного выбора, восприятия ценностей человеческой
Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека
закрепляются в невозможно более полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике. Безусловно, закрепление прав и свобод человека является одной из положительных черт Конституции.
Конституция расшифровывает непосредственное действие прав и свобод
человека и гражданина таким образом, что они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием (статья 18).
В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и
бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное
образование.
В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет
средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает
государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм
социального обеспечения и благотворительность.
2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия.
Одна из проблем связана с принципом прямого действия Конституции, непосредственно закрепленным в статье 15. Эта статья предполагает реализацию Конституции независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее нормативных правовых актов. Конституция призвана регулировать основополагающие начала общественных отношений, которым предстоит развиваться, что подразумевает, в определенной степени, ее стратегический характер.
Другая проблема реализации Конституции касается ее соотношения с актами действующего законодательства, которые, с одной стороны, призваны развить ее положения и обеспечить их воплощение в действительность, а с другой стороны, должны соответствовать ей как акту, обладающему высшей юридической силой.
Далеко не все из прямо предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов (а также законов, предполагаемых логикой конституционных положений), воплощены. Так, не приняты важнейшие федеральные конституционные законы о Конституционном Собрании, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации.
Одна из наиболее обсуждаемых проблем связана с принципом разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Имеется некоторое несовпадение между статьей 10 Конституции, закрепляющей данный принцип, и частью 1 статьи 11, перечисляющей четыре звена в системе государственной власти (президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ, суды РФ). Исходя из смысла положений Конституции, участие президента в осуществлении государственной власти предполагает включение его в одну из ветвей власти. Конституция закрепляет за ним статус главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Однако положение президента в системе существующих трех властей Конституцией не определено, что дает почву для дискуссий о существовании особой формы власти – президентской и о сущности тех полномочий, которыми он должен быть наделен.
Не менее проблематичен вопрос о месте прокуратуры в системе трех ветвей власти и об обоснованности включения статьи о ней в главу 7 Конституции «Судебная власть», поскольку прокуратура не вправе осуществлять правосудие и потому, строго говоря, не может быть отнесена к судебной власти .
Не урегулирован Конституцией и ряд принципиальных вопросов о природе и статусе некоторых государственных органов, таких как федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, избирательные комиссии, администрация президента. Наряду с правительством исполнительную власть осуществляют федеральные органы исполнительной власти, - министерства, службы и агентства, - статус которых определен указом президента. Между тем Конституция предусматривает осуществление исполнительной власти только правительством (ст.110 Конституции РФ). Ситуация осложняется и тем, что часть федеральных органов исполнительной власти действуют непосредственно под руководством президента.
Проблемные формулировки главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», создают препятствия для реализации ряда конституционных прав и свобод. Это известно не только специалистам в сфере юриспруденции, но и обычным гражданам. К таким вопросам относятся двойное гражданство, реальность конституционного принципа равенства, разрешительного на практике характера реализации некоторых прав и свобод, размытые конституционные формулировки тех условий, при которых возможны ограничения прав и свобод. Примером этого могут служить услуги здравоохранения. Статья 41 гл.2 Конституции РФ предоставляет нам право на бесплатную медицинскую помощь. Но , в большинстве случаев , качество предоставляемых услуг настолько низко, что приходиться получать в дорогих частных поликлиниках. Статья 43 провозглашает бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования. Несомненно, это является большим плюсом, но , если сравнить системы образования многих стран Европы, то мы заметим , что в таких странах , как Германия, Норвегия, Финляндия , Чехия и Франция уже давно введено бесплатное высшее образование.
2.4 Перспективы совершенствования Конституции РФ .
Итак, Надо ли перерабатывать конституционные нормы? Конституция, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Любой закон, даже конституция, не является неприкосновенным и может быть подвергнут изменениям. Опросы общественного мнения показали, что более половины граждан считают необходимым вносить поправки в действующую Конституцию.
Согласно статье 134 гл. 9 Конституции РФ «Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ,
А также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».
А что можем сделать для совершенствования Основного закона мы?
Ведь мы не имеем ни власти ,ни права законодательной инициативы. Я считаю , что для решения этой проблемы мы можем громко и четко заявлять, что потребность в этом действительно существует, и первой ступенькой достижению цели будет призыв к законодательным органам нашего субъекта .Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. И нет никакой гарантии того, что обновленная или даже новая Конституция не столкнется с аналогичными проблемами.
3. Вывод
Моя гипотеза частично подтвердилась, так как Конституция РФ действительно имеет много недостатков , но наиболее остро стоят проблемы разделения органов власти и неточные формулировки некоторых статей Основного закона.
4. Заключение
В своей работе я выделила положительные и отрицательные черты Конституции РФ и сделала вывод о том, что она действительно нуждается в совершенствовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют более полно и разнообразнее понять недостатки и преимущества действующей Конституции РФ. Полученный теоретический материал может быть использован на уроках правоведения и обществознания в учреждениях образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Положительные и отрицательные числа" с применением ИКТ...
Урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Урок - путешествие в страну отрицательных чисел (урок обобщения)....
Тема: «Положительные и отрицательные числа» 6 класс
Обобщение изученного материала с целью подготовки к контрольной работе...
математические диктанты по теме : положительные и отрицательные числа
Математические диктанты : Координаты на прямой, Сравнение чисел, Сложение чисел с разными знаками, Вычитание чисел с разными знаками, Сложение и вычитание чисел с разными знаками, Умножени...
Урок по теме "Положительные и отрицательные числа. Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе
Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе...
"Положительные и отрицательные стороны занятия шахматами"
Польза игры в шахматы значительна и многогранна. Это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его способности. Но кроме непосредственных шахматных тренировок и психологической подготов...
Часть №1 "Конфликты как барьеры в педагогическом общении. Положительные и отрицательные сторон конфликта" Часть №2 "Медиация" Презентация для педсовета
В настоящее время все большее количество педагогов для распространения своего педагогического опыта используют интерактивные доски и выступают на педсоветах и М/О с презентациями на заданную тему....