Роль продуктивного мышления в духовно-нравственном развитии личности учащихся
опыты и эксперименты по обществознанию на тему
Духовность - один из важнейших критериев целостного развития человека, его индивидуальности. Доклад на районной педагогической конференции "Учитель и инновации: идеи, опыт, практика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dukh-nravst.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания лицея № 419 Бодякова И.А.
Тема: Роль продуктивного мышления в духовно-нравственном развитии личности учащихся
Любая научная проблема требует не только практического, но и теоретического осмысления. Вот поэтому я хотела бы Вас познакомить с некоторыми философскими взглядами на эту проблему.
Духовность – один из важнейших критериев целостного развития человека, его индивидуальности. Нравственность это форма духовности, содержанием которой выступают этические ценности, они являются регулятором поведения и составляют образ жизни человека.
В настоящее время актуальным в науке является поиск новых моделей духовно-нравственного развития школьников в условиях реформирования общего среднего образования. В своем выступлении я рассматриваю духовно-нравственное развитие учащихся как акмеологическую ценность (высший уровень целостного развития человека), которая отражает идею гуманизации образования.
Проблема духовно-нравственного развития личности одна из сложных и актуальных проблем, особенно в современном мире, она связана с такими понятиями как целостность, ценность, «духовность», «душа», «культура». В настоящее время понятие «духовность» употребляется в философии, социологии, психологии, педагогике и других науках и всегда широко обсуждалась в научной литературе.
В истории философии сложились два фундаментальных типа духовности: рациональный (Р. Декарт, г. Гегель – XVIII в) и иррациональный (А. Шопенгауер, Ф Ницше). Первые определяющей стороной считают мышление, сознание; вторые – волю, чувства, интуицию. Ученый В.В. Зиньковский сформулировал положение о двух типах духовности: темной (нет диалога с личностью) и светлой (сотрудничество человека и Творца).
Философов волнует вопрос: духовность дана человеку изначально или ее надо формировать. Духовные ценности становятся предметом обсуждения ученых ХХ – XXI веков.
Основная мысль, пронизывающая взгляды мыслителей, сводится к тому, что сущность культуры, цивилизации не вещи, не машины, а духовные ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Труд, Знания, Мир – в них выражено отношение человека к миру и к самому себе. Учеными были выделены группы ценностей с позиции которых оценивался учебный материал, изучаемый учащимися в курсах истории и обществознания:
- Общечеловеческие
- Духовно-нравственные
- Материальные
- Профессиональные
- Акмеологические (саморазвитие, самосовершенствование, творчество)
С этой целью были разработаны варианты творческих заданий, которые позволяли расширить кругозор учащихся, сформировать ценностные установки, взгляды, мотивации, развивать творческие способности.
Например: проанализировать любимую сказку, повесть, рассказ и выписать те духовные ценности, которые они увидели в данном произведении (6-е – 8-е классы). Выписанные ценности распределяем по значимости, обсуждаем и выделяем наиболее важные духовные ценности для всех людей. В старших классах я предлагала рассмотреть жизненный путь личности (В.А. Вернадский, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковский и другие по выбору учеников) с позиции взаимосвязи профессиональной деятельности и духовно-нравственных ориентаций.
Другой вариант работы для учащихся 10 - 11 классов: знакомясь с биографией великих людей, изучая важнейшие события истории, школьники представляют различные точки зрения по этим вопросам, на уроках мы обсуждаем и высказываем свою точку зрения.
Говоря об общечеловеческих ценностях, необходимо обратить внимание на изучение курсов Всеобщей истории. События, происходящие в мире, переплетаются с событиями истории России и часто взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Я применяю правило – читаю – размышляю – запоминаю. Ученики читают текст, анализируют события, составляют тезисы, записывают, повторяют и пишут зачет по заранее составленными вопросам.
Следующим приемом, которым я пользуюсь на уроках, это составление небольших сочинений-рассуждений. К примеру темы сочинений: «Мои способности», «Моя мечта», « Из чего только сделаны мальчики», «Из чего только сделаны девочки» и т.д. Сначала мы составляем кластеры
ПУТЬ К МЕЧТЕ
Уметь добиться успеха Вера в успех
Уверенность в себе Интерес Общение Владение собой Самооценка
затем обсуждаем текст, делаем небольшие записи и представляем их на следующих уроках в виде презентаций.
С интересом учащиеся относятся к заданиям, таким как, выскажи свое мнение и аргументируй ответ. Для работы можно использовать литературный текст например: из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, строки из стихотворения В. Высоцкого «Во мне два я – два полюса планеты…», строки из стихотворения М. Семеновой «Жила-поживала когда-то большая семья … у взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор…». Ученики перед чтением текста получают вопросы, обсуждают в парах и высказывают свое мнение.
В старших классах можно писать эссе (размышление). К примеру темы: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может» Ж. Дюамель (французский писатель), «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить» Н. Гоголь (русский писатель), «Телевизор – распахнутое окно в мир, в которое иногда хочется выброситься» А. Кнышев (тележурналист, писатель-сатирик).
Во время опроса учащихся 6 – 8 классов можно использовать методику незаконченных предложений: «я достаточно способен чтобы решить задачи (или научиться) …», «я себя вижу в будущем …». Предложения могут быть обучающего характера: «что является результатом познания», «человек отличается от животных…», «товарищество, взаимопомощь, взаимность…».
Перед началом объяснения нового материала можно поставить следующие вопросы: что вы знаете по данному вопросу, источники ваших знаний, что нового узнал на уроке, что бы еще хотел узнать (во время обмена знаниями ученик получает новую информацию).
Предлагаю использование интересного методического приема особенно при изучении темы «Культура». Учитель создает условия для воображения ученика (свет, музыка, мультфильмов). Возникает образ – картинка. Учащиеся представляют этот исторический момент, затем записывают, создают стихи, зарисовки.
На всех уроках истории и обществоведения учитель работает с понятийно-технологической картой.
Можно предложит анкету для родителей и учащихся (вопросы для анкеты). По итогам анализа анкет проводится обсуждение с родителями и учениками.
Все эти методики помогают открыть ученика для общения, создают ситуацию успеха, стимулируют его деятельность.
В результате систематической работы с учащимися, они стали более правильно, развернуто давать ответы, некоторые школьники изменили свое отношение к представлениям о духовных ценностях, более осмысленно взглянули на себя, на взаимоотношения со своими сверстниками, сформировали свое представление об окружающем мире.
Духовность как цель воспитания – это залог успешного обновления общества – так ставит проблему сама жизнью Без духовности невозможно величие человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог как средство обучения, духовно-нравственного развития личности учащихся
В статье рассматривается теория диалога, критерии духовно-нравственного развития личности, роль диалога в обучении и воспитании учащихся....
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся
Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся
Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...