Мы-многонациональный народ
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Макерова Марина Александровна

На уроке используется педагогическая технология-метод проектов

Цель:

1. Способствовать

-усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением),  патриотизма, уважения гражданских прав и свобод,

-формированию толерантности,

-расширению и пополнению активного словарного запаса через  включение в него основных обществоведческих терминов и понятий.

 2. Развивать  познавательные, коммуникативные умения учащихся,  абстрактное мышление.

3.  Воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_mnogonatsionalnyy_narod_6_kl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Макерова Марина Александровна

2013-2014 учебный год

Открытый урок в рамках работы ППО учителей истории

Тема занятия:  Мы- многонациональный народ

Тип урока: изучение нового материала

Пед.технология: метод проектов

Цель:

1. Способствовать

-усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением),  патриотизма, уважения гражданских прав и свобод,

-формированию толерантности,

-расширению и пополнению активного словарного запаса через  включение в него основных обществоведческих терминов и понятий.

 2. Развивать  познавательные, коммуникативные умения учащихся,  абстрактное мышление.

3.  Воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки для презентации; 3 листа бумаги А3, фломастеры (для групповой работы)

План урока:

      1. Что говорит закон.

      2. Мы — дети разных народов, мы — один народ.

      3. Многонациональная культура России.

      4. Что такое национальность.

Ход урока

I.  Организационный момент:

Здравствуйте, (обращаясь к учащимся)-

 - на татарском языке «здравствуйте» звучит как …….Isenmesez «исеммэсыс»,

- на азербайджанском (по Азербайджански) Salaam aleihum «салам алейхум»,

- на казахском (по Казахски) Salam «салам»,

- чувашском (по Чувашски) avlan  «аван»,

- на  мордовском (по Мордовски) Shumbrat «шумбрат»

II.   Изучение нового материала

В.Крючков «Россия»

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара — туман,

Песок — из мельчайших песчинок,

Россия — из россиян.

Давно мы по духу едины

И связаны общей судьбой.

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки —

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва,

Опорой единственной нашей

Всегда остается Москва.

Земля и вода — неразрывны.

Как берег или река,

Неразделимы ливни,

И ветер, и облака.

У радуги — нет половинок.

И если волна — то волна,

И нету полуросинок,

Вот так и Россия – одна!              В.Крючков

Постановка целей урока.

1. «Что говорит закон»

        Россия - огромная страна.  По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз.

  • Как вы думаете, какое  количество людей разных национальностей в нашей стране?
  •  Что говорит закон?

Далее  обращаемся к тексту Конституции и читаем слова, которыми она начинается:

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей судьбой на своей земле, утверждая права человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов….принимаем Конституцию…»

  • Почему, по вашему мнению, эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны?
  • Какое это имеет значение?

Что означают понятия «народ», «нация»? Работа с учебником (§ 18 стр. 180- 181).

Россия наша велика. Здесь представители самых различных этносов и религий ощущают себя единым народом. Нации и народности российского государства на протяжении исторически длительного пути стремились к сближению, сотворчеству, взаимопониманию.

Многолика Россия. Различия между народами, населяющими Россию, огромны – разные история, религия, условия жизни, быта определяют своеобразие их культуры. Но ведь это-то и интересно! Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 1-15:

  • Национальные отличия: внешние признаки (зрительный ряд)
  •  Кухня (Чье это национальное блюдо: каравай, лаваш, плов, блины, вареники, чебуреки, шашлык)

Презентация проекта-« Национальное блюдо» группа № 1

  •  Традиции: национальные (Зрительный ряд людей в национальной одежде, совершающих ритуалы (обряды):  татары, русские, буряты, якуты), общие

Презентация проекта-« Национальное одежда», « Национальные традиции» группа № 2,3

  • Игры: национальные (Зрительный ряд: хоровод, борьба на поясах, катание на оленях),  многонациональные: футбол, волейбол
  • Фольклор
  • Музыка. (Прослушивание 4 музыкальных фрагментов: русская народная песня, грузинская народная песня, чеченский танец, якутская народная песня)

2. «Мы- дети разных народов, мы- один народ» 

   Подумайте и ответьте на вопросы:

-  Что означают слова «многонациональный народ»?

-  Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?  

- Что означает понятие «Государственный язык»?

Работа с учебником § 18 стр. 181- 183- самостоятельно, ответы на поставленные вопросы

К великому сожалению ушли те времена, когда мы пели: «Широка страна моя родная…» и участвовали в праздниках «Пятнадцать республик- пятнадцать сестер». Пришло новое время, новые проблемы и термин «постсоветское пространство». Но с гордостью будем помнить, как во время Великой Отечественной войны со всей силой проявились замечательные качества народов нашей страны – их героизм, самоотверженность, взаимную выручку. По статистике:   в числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.  Люди разных национальностей в своем творчестве обращались к этой теме.

  • Многонациональна культура  России:

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 16-21:

-  авторский коллектив произведения «Журавли» (Расул Гамзатов- поэт, Николай Гребнев- поэт, переводчик, Ян Френкель- композитор, Марк Бернес- артист, исполнитель песни «Журавли»)- прослушивание песни «Журавли»,

-   русское искусство (зрительный ряд: художник, краткая биографическая справка, демонстрация его произведений: А. Рублев, И. Авайзовский, И. Репин, С. Эрзи, З. Церетели).

Презентация проекта-« Левитан» группа № 4

  Люди разных национальностей внесли свой вклад в развитее культуры России.  Мы гордимся ими, считая их русскими, не обращая внимания на национальную принадлежность.

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 22-28:

  • достопримечательности и разнообразие природы России,
  • разнообразие политического обустройства России (столица государства,  знаковые города России: Санкт- Петербург, Великий Новгород, Сочи, республики: Татарстан, Марий Эл, Калмыкия)

                            4.   «Что такое национальность 

Ответ на вопрос «Что такое национальность» найдите в учебнике. Работа с учебником (§ 18 стр. 187).    

 Почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?

   Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.
      Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий — нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций — явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей. Вот почему унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
      Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.
      А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.
   

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды 29-30: «Я пришел в этот мир…», толерантность.

Толерантности- средство преодоления межнационального отчуждения. Толерантность – это терпимость. Нужно помнить, что эти люди совсем не такие, как я, - как это интересно!  Это – естественный интерес к чужой культуре, к чужим национальным особенностям, надо знать друг друга: о культуре и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей.

Практикум: «Учимся уважать людей любой национальности».

Решение познавательной задачи.

Существуют правила, которые  говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности.

Групповая работа: составить правила межнационального общения. Групповое представление этих правил.

Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды31-33: толерантность, правила межнационального общения.

 IV.Обобщение: рубрика «Проверь себя» стр. 188

Рефлексия.

Плюс-минус-интересно

V.Домашнее задание: 

1. Учебник задания стр. 189: подготовиться к практическому  занятию.

VI. Заключение: Презентация «Мы- многонациональный народ» слайды34-35.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара- туман,

Песок- из мельчайших песчинок, Россия- из россиян.

Сколько нас, нерусских, у России –

И татарских и иных кровей,

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Пусть нас и не жалуют иные,

Но вовек – ни завтра, ни сейчас –

Отделить нельзя нас от России –

Родина немыслима без нас!..

Мы- многонациональный народ.

Мы- дети разных народов, мы- один народ.

Мы- россияне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы - многонациональный народ

Презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф....

Презентация к уроку " Мы -многонациональный народ"

Презентация  к уроку "Мы - многонациональный народ"...

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Мы - многонациональный народ.

Презентация  к уроку обществознания  6 класс по теме "Мы - многонациональный народ". Раскрываются традиции, обычаи, культура  народов России с использованием местного краевед...

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Мы – многонациональный народ

В презентации отражены вопросы: 1. Что говорит закон. 2. Мы – дети разных народов, мы – один народ. 3. Многонациональная культура России. 4. Что такое национальность.Презентация поможет учителю органи...