конспект открытого урока по обществознанию "Структура человеческой психики"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему
Открытый урок на аттестацию "Структура человеческой психики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_chelovecheskoy_psikhiki.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура человеческой психики.
Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.
Абу-ль-Фарадж
Цели урока:
Образовательная цель:
познакомить с основными понятиями «психика», «подсознание», «сознание», «сверхсознание»;
Развивающая цель:
формировать умения и навыки аналитической деятельности;
способствовать социальной адаптации учащихся;
Воспитательная цель:
II. Изучение нового материала.
- Тема сегодняшнего урока – «Структура человеческой психики». (Слайд № 1, 2) На уроке мы с вами познакомимся:
- с основными понятиями «психика», «подсознание», «сознание», «сверхсознание»;
- этапами эволюции человека;
- структурой психики человека.
- различными концепциями человеческой психики.
- Объяснение учителя.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова арабского ученого Абу-ль-Фараджа: « Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал».
Ребята, в течение урока попробуем найти ответ на слова Абу-ль-Фараджа. (слайд № 3).
В современной науке выделяют два этапа эволюции человека - биологический и культурный (социальный). (слайд № 4).
Биологическая эволюция началась с появлением человека и закончилась 40 тыс. лет назад. За это время палеочеловек (человек древнейший) превратился последовательно в homo habilis (человек умелый) и homo sapiens (человек разумный). Вырваться из естественной среды обитания - природы - и стать социальным существом человеку помогла культура. Человек создал новые формы бытия, которых нет в природе, на основе биологической сущности человек создал специфический образ жизни как социальное существо.
Уже в древности люди пытались понять свой внутренний мир, который они называли душой. Они считали, что душа - это некая жизненная сила, обитающая в теле человека.
С появлением и дальнейшим развитием религии под душой понимается некая нематериальная субстанция, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование.
Вопрос о связи души и тела впервые был поставлен французским философом Рене Декартом. Он сделал вывод о том, что психические явления (сознание, мышление, воля) и явления телесные (изменения в нервных клетках, движения мышц) принадлежат двум принципиально различным сферам. Такая позиция называется дуализмом. (Слайд № 5).
- Учащиеся записывают в тетради: психические явления (сознание, мышление, воля) и явления телесные (изменения в нервных клетках, движения мышц) принадлежат двум принципиально различным сферам. Такая позиция называется дуализмом.
- Объяснение учителя.
В современной науке под душой понимается психика. (Слайд № 6).
Есть несколько определений «психики». Ребята, обратите внимание на слайд. Давайте прочитаем определения психики (читают по очереди).
- Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.)
- Свойство высокоорганизованной материи
- ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
5. (запись в тетради).
В обществознании под психикой понимается ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
6. Объяснение учителя. (Слайд № 7).
Психика есть и у человека, и у животных, если под психикой понимать совокупность душевных процессов и явлений. Однако принципиальное отличие психики человека состоит в том, что у человека есть сознание. Именно оно определяет остальные отличия человека от животного.
7. Работа по группам. (слайд № 8).
Перед вами карточки, на которых написаны определения, связанные с человеком и животными. Найдите черты отличия человека от животного. Что характерно для человека? – первая колонка. Что характерно для животного? – вторая колонка.
Отличия человека от животного.
Человек | Животное |
Изменяет и преобразует природу, создавая жилище, орудия труда и т. п., тем самым создавая свою собственную окружающую среду | Использует то, что есть в окружающей среде, приспосабливаясь к ней |
Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, красоты, на основе духовных и интеллектуальных потребностей | Изменяет мир, ориентируясь на удовлетворение исключительно физических потребностей |
Как существо универсальное способен действовать и производить по меркам любого биологического вида | Не может преодолеть свою видовую ограниченность |
Потребности человека безграничны | Потребности основаны на инстинктах и практически не изменяются |
Имеет две программы развития: биологическую (инстинкты) и социальную | Существование определяется только инстинктами |
Жизнедеятельность предметна и целенаправленна, так как обладает сознанием | Животное тождественно своей жизнедеятельности |
8. Объяснение учителя. Большая часть ученых признает, что сознание человека.
Что такое сознание?
Это продукт эволюции человека, это свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга, которая отражает объективную реальность посредством идеальных образов.
Справка. Марат Никитин о тайне вещих снов. (Слайд № 10).
Не все, что есть в душе, в нашем внутреннем мире, осознается человеком. Мы не можем объяснить беспричинные приступы ярости и гнева, радости и горя, любви и ненависти, почему они возникают. Следовательно, в душе существует не только сознательное, но и бессознательное, неосознаваемое.
Впервые исследованием этого вопроса занялся австрийский ученый Зигмунд Фрейд.
9. Саша Попов о Зигмунде Фрейде. (Слайд № 11).
Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы. Он попытался распознать не только природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и других скрывает, прячет от нас сама природа. Создатель теории, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры.
Согласно Фрейду структура души человека трехслойна и состоит из трех относительно автономных областей - Оно, Я, Сверх-Я. (слайд № 12).
10. Объяснение учителя.
Ребята, мы рассмотрим теорию З.Фрейда.
(Слайд № 13). Оно – это подсознание, хранилище биологических потребностей человека и нереализованных запретных его желаний, влечений агрессивного характера. Фрейд назвал подсознание понятием либидо. Человек не способен заглянуть в подсознание.
(Слайд № 14). Я (Ego), или сознание - осознание человеком самого себя в окружающей реальности.
Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности, требующие немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие. Однако постепенно родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявления естественных надобностей, вести себя по правилам, которые требует общество.
Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Со временем формируется его «Я», им управляет принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих.
«Я» делает нас черствыми, бездушными, грубыми, прагматичными, предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успехов и выходить из трудных обстоятельств.
Достижения цивилизации – во многом результат деятельности «Я».
Сознание двухчастно:
А) рассудок, разум, логика;
Б) цензура.
Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что соответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Это и есть цензура.
(Слайд № 15). Сверх-Я - это сверхсознание, то есть совесть человека, совокупность его нравственных представлений, образующих Я-идеал, к которому человек стремится, которому поклоняется.
Таким образом, социальная (культурная) эволюция, по Фрейду, это путь от Оно через Я к Сверх-Я. Однако по мере развития общества все более усложняется Сверх-Я, а Оно остается практически неизменным.
11. Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин.
Справка. Рита Глух.
П.Сорокин (1898-1968) – выдающийся русско-американский социолог, наш земляк.
П. Сорокин продолжил традиции русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.
Страница 138. Тема «Поясняющий пример».
П. Сорокин утверждал, что душа человека - это сознание и сверхсознание, как два разных мира. В основе сверхсознания лежат абсолютные нравственные законы.
Какие нравственные законы вы знаете? (Слайд № 17).
- патриотизм;
-уважение к старшим;
-забота о пожилых людях;
-забота о детях.
П. Сорокин считал, что нравственные законы связаны с сознанием человека, отсюда возвышенность устремлений сверхсознания. Я-сознание основано на законах логики и социальных норм, которые относительны, отсюда приземленность сознания.
Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним составляет сущность развития личности. Но великие религиозные деятели (Иисус Христос, Сергей Радонежский, Мохандо Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сократ, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой) и множество подвижников духа - аскетов, монахов, благочестивых аристократов – знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркий тому пример – наша современница монахиня мать Тереза.
III. Закрепление изученного материала
- Практикум страница 139. Перед вами таблица, слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа определения. Распределите, к какому названию какое определение должно соответствовать.
Ребята, как вы понимаете слова арабского ученого Абу-ль-Фараджа: « Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал».
Домашнее задание
§ 17 (Кравченко), ответить на вопросы 2, проблема.
Марат
Ученые раскрыли тайну вещих снов
С доисторических времен люди связывали сны с тайными знаниями. Ощущали в них некую пророческую силу. До наших дней дошел древнейший сонник, датируемый приблизительно 2000 г. до н. э. Он содержит толкование примерно 200 снов, а также описание магических ритуалов для защиты «от ночных демонов». Сегодня же, в XXI в., выходят сборники с трактовками десятков тысяч сновидений. А экстрасенсы предлагают разгадать смысл любых приснившихся сюжетов. Не вводят ли они в заблуждение?
«Под влиянием снов творили многие величайшие поэты, писатели и композиторы, среди них - Моцарт, Шуман, Вагнер, Сен-Санс, Эдгар По, Пушкин, Алексей Толстой, Гейне, Вольтер, Фет, Маяковский, всех не сосчитаешь», - говорит профессор Игорь Гарин.
В одной из своих монографий будущий творец новой физики Нильс Бор описывает, как однажды он увидел во сне себя на солнце из горящего газа, вокруг которого вращались связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах. Бор проснулся и мгновенно осознал, что понял модель атома, над которой постоянно размышлял.
Томас Эдисон даже придумал изобретение, позволявшее запоминать идеи в пограничном состоянии между бодрствованием и сном. Он садился в кресло, взяв в руки тяжелые железные шары, и закрывал глаза. Напряженно думая о волновавшей его проблеме, впадал в дрему, руки разжимались, шары падали с грохотом в специальные желоба, будили изобретателя. И он мгновенно вспоминал приснившееся решение.
Все знают имя Генриха Шлимана, обнаружившего легендарную Трою и не менее легендарные Микены. Оба эти открытия могли остаться неизвестными по сей день, если бы не серия снов, посетивших банкира, столь далекого от археологии. Именно эти сны подвигли его бросить бизнес и направить все свои усилия на поиск древних цивилизаций там, где они открылись ему во время снов.
Австрийский фармаколог и физиолог Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое увидел во сне: механизм, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Также во сне Гаусс открыл закон индукции, Мендель - законы наследственности, Флеминг - пенициллин.
Научишься толковать сны — станешь начальником
Из Писания нам известны как минимум два примера возвышения библейских героев благодаря искусству толкования снов. Пророк Даниил стал могущественнейшим человеком, объяснив Навуходоносору царский сон: «Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много подарков и поставил его главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими». Прекрасный Иосиф стал вторым человеком в Египте, растолковав фараону сон о тощих и жирных коровах, что предотвратило голод, угрожавший стране.
В Древней Спарте существовали особые государственные чиновники - эфоры, которым предписывалось при принятии важных государственных решений спать в храмах, чтобы во сне узреть самое безошибочное.
Человек
Животное
Изменяет и преобразует природу, создавая жилище, орудия труда и т. п., тем самым создавая свою собственную окружающую среду |
Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, красоты, на основе духовных и интеллектуальных потребностей |
Как существо универсальное способно действовать и производить по меркам любого биологического вида |
Потребности человека безграничны |
Имеет две программы развития: биологическую (инстинкты) и социальную |
Жизнедеятельность предметна и целенаправленна, так как обладает сознанием |
Использует то, что есть в окружающей среде, приспосабливаясь к ней |
Изменяет мир, ориентируясь на удовлетворение исключительно физических потребностей |
Не может преодолеть свою видовую ограниченность |
Потребности основаны на инстинктах и практически не изменяются |
Существование определяется только инстинктами |
Животное тождественно своей жизнедеятельности |
Тайники памяти
«Человек видит во сне то, что он уже видел когда-то, воспринимал мозгом, или то, о чем думал и мечтал, - объясняют психотерапевт Павел Корсаков и его коллега Надежда Покровская. - Любая информация, когда-либо полученная человеком в той или иной форме, откладывается в его памяти. Во время сна она всплывает и складывается в разнообразные картинки. Причем настолько осмысленные, что многие не сомневаются: снится грядущее. Более того, известно много случаев, когда увиденное во сне впоследствии сбывалось наяву».
С одним американским палеонтологом, например, произошло следующее. Музей заказал ему найти и прислать листья неких реликтовых растений. Ученый постоянно думал, где ему найти их. И однажды во сне увидел то место, где они растут. Это место находилось у подножия горы, расположенной вблизи от того города, где палеонтолог жил. Утром он отправился к увиденной во сне горе и действительно обнаружил там необходимые листья.
Вещий сон? Ученый, не принадлежавший к числу суеверных людей, так не посчитал. А вспомнил, что незадолго до этого случая был в увиденном во сне месте и охотился на диких коз. Когда он к ним подкрадывался, то непроизвольно смотрел себе под ноги, но мысли в тот момент были заняты охотой. Тем не менее в поле зрения ученого попали именно эти листья и помимо его воли запечатлелись в мозгу -подсознании. Мимолетного взгляда на растение оказалось вполне достаточно, чтобы мозг сохранил этот факт. Именно он и «ожил» -уже в сознании, когда ученый спал. Поскольку накануне он постоянно размышлял только о том, где найти эти листья.
«Так что сновидения не могут предсказывать и опережать события, они лишь отражают действительность», - подытоживает Павел Данилович и приводит еще один случай.
Один человек увидел во сне, как его укусила собака. Он даже явственно почувствовал боль от укуса. Но вскоре забыл об этом «вещем» сне. Через две недели на ноге у этого человека, в том самом месте, куда его во сне укусила собака, появилась язва.
Что же произошло? На первый взгляд это типичный вещий сон. Ведь когда он приснился, на ноге не было язвы. Однако процесс ее возникновения уже пошел в организме. К мозгу уже поступали сигналы о начавшейся болезни, а он, в свою очередь, во сне подавал сигналы человеку.
«Вот и весь секрет, - говорит Надежда Ивановна. - Начавшуюся болезнь на той стадии смог бы распознать и врач, если бы провел тщательное обследование. Здесь мы имеем дело с причинно-следственной связью одного явления (сна) с другим (болезнью). В итоге получается, что этот сон не несет в себе ничего мистического».
«Аппарат предвидения»
Многие ученые уже давно обратили внимание на существование в мозге некоего «аппарата предвидения». Например, мозг умеет не только чувствовать тончайшие процессы, происходящие в организме человека, но и способен оценивать ситуацию и моделировать ее возможный исход. Так, человек привык связывать в своем сознании множество разнообразных признаков заболевания с обстоятельствами его возникновения. А в нашей черепной коробке, как в архиве, хранятся укоренившиеся вполне естественные ассоциации на каждый случай жизни.
Если, к примеру, с детства нам внушали, что есть сырое мясо нельзя, иначе заболеешь, то нет ничего удивительного и уж тем более мистического в том, что человек, внутренне ощущая первые, едва заметные симптомы какого-либо заболевания, во сне видит сырое мясо. А суеверные толкователи сказали бы, что сон был в руку.
Существует еще одна разновидность сновидений, когда человек во сне видит, что сбываются его давние желания. Через некоторое время он добивается цели и желание действительно сбывается, но уже наяву. Человек думает, что сон был пророческим. Оказывается, нет. С научной точки зрения и это событие объяснимо.
«Если у человека есть заветная мечта, горячее желание получить что-либо, то, естественно, его мозг постоянно работает над решением этой задачи, разрабатывает планы, как достичь цели и добиться нужного результата, - говорит доктор Корсаков. - Иногда человек думает об этом, сам того не осознавая. Вполне естественно, что с этими мыслями связаны и его сновидения. Он не только размышляет об этом постоянно, но и все его действия в реальной жизни направлены на то, чтобы желание осуществилось. И вот наконец сон сбывается, а мечтатель объявляет его вещим».
А когда сон не сбывается, толкователи снов прибегают к различным уловкам. Например, сообщают, что сон, увиденный в такой-то день, скорее всего, сбудется, а сон, приснившийся в другой день, не сбудется.
- Усвоить основные понятия урока;
- Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы учащихся с источниками информации, способствовать выработке навыков исследовательской работы.
- Способствовать социальной адаптации учащихся.
К этому времени сформировались фундаментальные признаки: прямохождение, развитый мозг, мышление, язык и сознание, овладение орудиями труда и огнем.
Фрейд выделяет у человека наличие защитных механизмов, которые позволяют сохранить целостность личности в постоянно меняющемся мире и в целом обеспечить целостность общества. Ученый выделяет следующие защитные механизмы:
• репрессия (подавление) - из памяти вытесняются неприятные и несовместимые с моралью события;
• регрессия - возвращение к более ранним стадиям жизни, позволяющим взрослым вести себя как дети;
• формирование противоположной реакции - замена неприемлемой реакции на противоположную;
• проекция - попытка приписать подавляемые импульсы и намерения другому лицу;
• вымещение - переориентация импульса или чувства на другой, безопасный или более доступный объект;
• рационализация - придумывание убедительных аргументов для неприемлемых действий и мыслей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.
Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...