рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме
пояснительная записка и ктп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ктп по истории 6 класс | 296 КБ |
пояснительная записка по истории 6 класс | 28.83 КБ |
kalendarno.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история (28 часов)
№ урока | Вид | ||||||
урока | Тема урока | Содержание темы | Планируемый результат | Педагогические средства | деятельности учащихся | Д/з | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (11 ч) | |||||||
Глава 1. Западная Европа в V-XI вв. (6 ч) | |||||||
1 | Введение (1ч) | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: | Вводная лекция | Индивидуальная. | 1(2).09 | |
«Средние века». | Называть хронологические рамки | с элементами беседы | Анализ иллюст- | с. 6-11 | |||
Исторические источни- | периода Средневековья. | раций учебника | |||||
ки: письменные, веще- | Продуктивный уровень: | ||||||
ственные, изобразитель- | Объяснять значение понятий, со- | ||||||
ные | ставлять описание средневековых памятников по историческим источникам | ||||||
2 | Великое переселе- | Основные понятия: Ве- | Репродуктивный уровень: | Изложение нового | Индивидуальная. | ||
ние народов и обра- | ликое переселение на- | Показывать на исторической кар- | материала с элемен- | Решение про- | § 1 | 5.09 | |
зование германских | родов, государство. | те территорию расселения гер- | тами организации | блемных зада- | |||
королевств. | Исторические факты: | манских племен на территории | самостоятельной | ний. | |||
образование германских | Западной Римской империи; опи- | деятельности уча- | |||||
государств | сывать образ жизни, быт германских племен. Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков». | щихся | Составление схемы, сравнительной таблицы |
Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига | Участие в дискуссии | ||||||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря | Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви. Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная форма работы: составление схемы; выполнение заданий в рабочих тетрадях. Участие в дискуссии | § 2 | 8(9).09 |
4 | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. | Основные понятия: франки, государство, империя. Исторические факты: образование и распад государства Каролингов. Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий | Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого. Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая форма работы. Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы Участие в дискуссии | § 3. к/к | 12.09 |
5 | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX-XI веках. | Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод Основные понятия: норманны, викинги. Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница» Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов, самостоятельной и исследовательской работы учащихся | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях | § 4 | 15(16). 09 |
6 | Повторение по главе 1. | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Контрольная работа. Тест | 19.09 | |||
Глава 2. Византия и славянский мир (3 ч) | ||||||||
7 | Византийское тысячелетие. | Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска. Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма. Исторические личности: Юстиниан | Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии. Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана | Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника | Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дискуссии | § 5 | 22(23). 09 | |
8 | Культура Византии. | Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы | Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Продуктивный уровень: составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. Сообщения учащихся по данной теме | § 6 | 26.09 | |
9 | Образование славянских государств. | Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица. Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства. Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Польского государств. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | §7 | 29(30). 09 | |
Глава 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч) | ||||||||
10 | Рождение новой религии | Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях для учащихся Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.». | § 8, к/к | 3.10 |
11 | Мир ислама. | Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат. Исторические факты: путь пророка, распространение ислама. Исторические личности: Мухаммед | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама. Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа | Работа в парах | § 9 | 6(7).10 | |
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч) Глава 4. Феодальное общество (4 ч) | ||||||||
12 | Сеньоры и вассалы. | Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян. Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества. Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Творческий уровень: составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия | Комбинированный урок Терминологический диктант | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии | § 10 | 10.10 | |
13 | Средневековая деревня. | Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура | Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника | Урок-реконструкция исторического прошлого | Групповая форма работы | § 11 | 13(14). 10 |
1 | 2 | 3 | ' 4 | 5 | 6 | 7 | |
Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести | Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцарской культуры. Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести | ||||||
14 | Средневековый город. | Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление; мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк. Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан | Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города, описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов. Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа Продуктивный уровень: характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения | Изложение нового материала с элементами лабораторной работы и комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы Решение проблемного задания. Анализ фрагмента исторического документа | § 12 | 17.10 |
15 | Повторение | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | Контрольная работа | 20(21). 10 | |||
Глава 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч) | ||||||||
16 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. | Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками | Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Творческий уровень: излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Изучение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах. Составление схемы. Участие в дискуссии | §13 | 24.10 |
17 | Крестовые походы. | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден. Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов,государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы | §14, к/к | 27(28). 10 |
Глава 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч) | |||||||
18 | Франция: долгий путь к единству. | Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия. Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством. Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповая форма работы | § 15 | 31.10 |
Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | |||||||
19 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. | Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Планта-генета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента. Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии. Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы | §16 | 10(11). 11 |
20 | Германия в ХII-XIV вв. | Основные понятия: междоусобица, курфюрст | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповая форма работы | § 17 | 14.11 |
Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв. Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Го-генштауфен | Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии. Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны | ||||||||||||||||
Раздел III. Позднее Средневековье. XIV-XVвв. (8 ч.) Глава 7. Западная Европа в XIV-XV веках (4 часа). | |||||||||||||||||
21 | Крестьянские восстания во Франции в Англии. | Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество. Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XTV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Исторические личности: Уот Тайлер | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа | § 20 | 17(18). 11 | ||||||||||
22 | Столетняя война. | Основные понятия: дофин, национальная независимость. Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны. Исторические личности: Жанна д'Арк | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны. Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия. Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповые формы работы | §21, к/к | 21.11 | ||||||||||
23 | Усиление королевской власти во Франции, в Англии. | Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор | Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | §22 | 24(25).11 | ||||||||||
24 | Культура Западной Европы в веках: новые горизонты. | Основные понятия: портрет, книгопечатание, Ренесанс, гуманизм | Творческая деятельность | Изучение нового материала | Сообщения, тестирование | §23 | 28.11 | ||||||||||
Глава 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч) | |||||||||||||||||
25 | Гуситское движение в Чехии. | Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн | Изучение нового материала на основе анализа теста учебника и беседы | Групповые формы работы | § 24 | 1(2).12 |
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния. Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи | Организация самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная работа | § 25, к/к | 5.12 |
27 | Страны Азии, Африки и Америки | Основные понятия: самураи, татаро-монголы, касты, пагода Исторические личности: Чингисхан, Тимур | Показывать на карте государства | Изучение нового материала, сообщения | Индивидуальная работа | § 26-28 | 8(9).12 |
28 | Повторение раздела 3. | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок закрепления знаний | Контрольная работа | 12.12 |
ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (23 ч) Глава 1. Русь Древняя (12 ч) | |||||||
29 | Введение. | Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России | Вводная лекция с элементами беседы | с.4-6 | 15(16). 12 | |
30 | Древнейшие народы на территории России. | Основные понятия: колонизация, каганат, дань. Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар | Репродуктивны й уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | Изучение нового и первичного закрепления нового материала | Индивидуальная работа | Рабочая тетрадь § 1 | 19.09 |
31 | Восточные славяне. | Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы. Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян | Изучение нового материала | Групповые формы работы | §2 | 22(23).12 |
32-33 | Формирование Древнерусского государства. | Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа | § 3, к/к | 26.12 12(13). 01 |
34-35 | Первые русские князья. | Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь | Репродуктивны й уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы | § 4-5 | 16.01 19(20). 01 |
Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир | Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей | ||||||
36-37 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Основные понятия: усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность. Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб | Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу | Индивидуальная работа | § 6 | 23.01 26(27).01 |
38 | Культура Древней Руси. | Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | § 7 | 30.01 |
Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Исторические личности: летописец Нестор | Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян» | ||||||
39 | Быт и нравы Древней Руси. | Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности | Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы | Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся | § 8 | 2(3).02 | |
40 | Повторение | Контрольная работа | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | тесты | 6.02 | ||
Глава 2. Русь Удельная в XII-XIII веках (11 ч) | |||||||
41 | Начало периода раздробленности на Руси. | Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности: | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | § 9 | 9(10).02 |
Исторические факты: | давать определение понятий; на- | |||||||
экономические, соци- | зывать причины междоусобной | |||||||
альные, политические | борьбы русских князей. | |||||||
причины распада, поло- | Продуктивный уровень: | |||||||
жительные и отрица- | выявлять причины феодальной | |||||||
тельные последствия | раздробленности; раскрывать ре- | |||||||
периода раздробленно- | форматорский характер деятель- | |||||||
сти, образования само- | ности Владимира Мономаха. | |||||||
стоятельных княжеств и земель. | Творческий уровень: излагать суждения о причинах, | |||||||
Исторические лично- | положительных и отрицательных | |||||||
сти: Владимир Моно- | последствиях политической раз- | |||||||
мах | дробленности русских земель | |||||||
42- | Главные политиче- | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: | Урок комплексного | Групповые фор- | 13.02 16(17).02 | ||
43 | ские центры Руси. | удел, аристократия, рес- | показывать на исторической кар- | применения ЗУН | мы работы | § 10-11 | 16(17). 02 | |
публика, дворянство, посадник, тысяцкий. Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы | те крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Продуктивный уровень: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества | 02 |
Исторические личности: Ярослав Осмо-мысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо | Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей» | Индивидуальная работа | |||||
44-45 | Нашествие с Востока. | Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда. Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Исторические личности: Чингисхан, хан Батый | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | §12 | 20.02 23(24).02 |
46-47 | Борьба Руси с западными завоевателями. | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые и индивидуальные формы работы | § 13-14, к/к | 27.02 2(3).03 |
Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада. Исторические личности: Александр Невский | Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского | ||||||
48 49 | Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. | Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах. Исторические личности: Александр Невский | Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | § 14-15 | 6.03 9(10). 03 |
50 | Культура русских земель в ХП-ХШ веках. | Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период. | Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | § 16 | 13.03 |
Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Исторические личности: Дмитрий Солунский | Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Творческий уровень: выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» | ||||||
51 | Повторение | Систематизация и обобщение материала | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | Контрольная работа | 16(17).03 | ||
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (19 ч) Глава 1. Русь Московская (7 ч) | |||||||
52-53 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. Исторические личности: Иван Калита | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповые формы работы | § 17 | 20.03 30(31).03 |
54-55 | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством | Основные понятия: централизация, национальное самосознание | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы | §18 | 3.04 6(7) .04 |
Куликовская битва. | Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа | Индивидуальная работа | ||||
56 57 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси». Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Исторические личности: Иван III, Василий Ш | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 19-20 | 10.04 13(14).04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | ||
58 | Повторение | Обобщение и систематизация знаний | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | тест | 17.04 | |||
Глава 2. Россия в XVI веке (12 ч) | ||||||||
59 | Московское государство в конце XV -начале XVI века. | Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день. Исторические факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Исторические личности: Иван III | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | §21 | 20(21).04 | |
60 | Церковь и государство в конце XV -начале XVI века. | Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь. Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей. Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | §22 | 24.04 | |
Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим | ||||||||
61 | Реформы Избранной рады. | Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство. Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор. Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев | Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана rv. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | § 23 | 27(28).04 | |
62-63 | Внешняя политика Ивана Грозного. | Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | §24, к/к | 1.05 4(5). 05 |
Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе. Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский | Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств | |||||||
64-65 | Опричнина. | Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право. Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века. Исторические личности: Иван IV | Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 25 | 8.05 11(12). 05 | |
66-68 | Русская культура и быт XVI века. | Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями / | §26-28 | 15.05 18(19).05 22.05 | ||
69-70 | Повторение | Обобщать и систематизировать исторический материал | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | Итоговая контрольная работа | 25(26).05 29.05 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»
(6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.).
2.Примерной программы по истории Средних веков 6 класс, автор А.А. Ведюшкин («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 класс / М. «Просвещение» 2007) и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.
3.Программы к завершённой предметной линии учебников по истории для 6-9 классов под редакцией А. А. Данилова.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что программа по истории России позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.
Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике.
Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс «История Россия » призван решить следующие образовательные задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Программа курса «Истории Средних веков» охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.
Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется истории Европы, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.
Цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
- сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений, анализировать исторические источники;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия, работать с исторической картой;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, оперировать историческими датами.
Особенность построения курса состоит в том, что предполагает наличие межкурсовых связей – «Истории России» с курсом история Средних веков.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 6 классе в объёме 70 часов, из которых 28 часов на Средние века и 42 на историю России (2 часа в неделю).
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов | количество | |
контрольных работ | Практических работ | |||
1 | РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ | 11 | 1 | 2 |
2 | РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ | 9 | 1 | 1 |
3 | Позднее Средневековье. XIV-XVвв. | 8 | 1 | 2 |
4 | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА | 23 | 2 | 2 |
5 | ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) | 19 | 1 | 1 |
Итого: | 28/42 | 3/3 | 5/3 | |
1 четверть | 18 | 2 | 3 | |
2 четверть | 10 | 1 | 2 | |
3 четверть | 24 | 2 | 2 | |
4 четверть | 18 | 1 | 1 | |
Резерв времени: | 0 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. .
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:
- учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2014;
•дополнительных пособий для учителя:
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
- Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2008.
- Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987
- В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;
- Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;
• для учащихся:
- Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2014.
- Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
- Ведюшкин В.А. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М. Просвещение. 2009.
•Дополнительные пособия для учителя:
- Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
- Ведюшкин В.А. Методическое пособие по истории средних веков. – М.: Просвещение, 2013.
- М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
- Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.
Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6 а, б, в классов и специфики данных классных коллективов:
6а – большая часть обучающихся (из 26 человек) с высоким уровнем мотивации, с нормальным темпом работы.
6б – класс с образовательным уровнем выше среднего.
6в – низкий образовательный уровень, слабая мотивация.
Основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях
- Групповая.
- Работа в парах.
- Индивидуальная.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса « Обществознание. 6класс (35 часов, 1час в неделю)
№ | Дата | Тема | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Контроль за результатами | Д/З |
1 | 04.09 | Вводный урок | Обществознание, обществоведение, гуманность, взаимопонимание. | Объяснять цели и задачи изучения обществознания в школе. Характеризовать структуру учебника по плану. | Индивидуальный, фронтальный опрос | Стр. 4-6 |
Глава I. Человек в социальном измерении (13часов) | ||||||
2 | 11.09 | Человек – личность | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. | Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Определять социальные факторы становления личности. Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1 |
3 | 18.09 | Человек - личность. | Проектная деятельность | §1 | ||
4 | 25.09 | Человек познает мир. | Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. | Характеризовать особенности познания мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2 |
5 | 02.10 | Человек познает мир. | Проектная деятельность | §2 | ||
6 | 09.10 | Человек и его деятельность. | Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условия успешной деятельности. | Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §3 |
7 | 16.10 | Человек и его деятельность. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §3 | ||
8 | 23.10 | Потребности человека. | Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §4 |
9 | 30.10 | Потребности человека. | Составить схему «Потребности человека» | §4 | ||
10 | 13.11 | На пути к жизненному успеху. | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §5 |
11 | 20.11 | На пути к жизненному успеху. | Проектная деятельность | §5 | ||
12 | 27.11 | Практикум по теме: Человек в социальном измерении» | Работа с учебными текстами | |||
13 | 04.12 | Практикум по теме: Человек в социальном измерении» | Работа с вопросами учебника | |||
14 | 11.12 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении». | Разноуровневый тест | |||
Глава II. Человек среди людей (11часов) | ||||||
15 | 18.12 | Межличностные отношения. | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §6 |
16 | 25.12 | Межличностные отношения. | Работа в группах | §6 | ||
17 | 15.01 | Человек в группе. | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §7 |
18 | 22.01 | Человек в группе. | Работа в группах | §7 | ||
19 | 29.01 | Общение. | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §8 |
20 | 05.02 | Общение. | Работа в группах | §8 | ||
21 | 12.02 | Конфликты в межличностных отношения. | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §9 |
22 | 19.02 | Конфликты в межличностных отношения. | Работа в группах | §9 | ||
23 | 26.02 | Практикум по теме: Человек среди людей» | Работа с учебными текстами | |||
24 | 05.03 | Практикум по теме: «Человек среди людей» | Работа с вопросами учебника | |||
25 | 12.03 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей». | Разноуровневый тест | |||
26 | 19.03 | Человек славен добрыми делами. | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §10 |
27 | 02.04 | Человек славен добрыми делами. | Проектная деятельность | §10 | ||
28 | 09.04 | Будь смелым. | Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §11 |
29 | 16.04 | Будь смелым. | Проектная деятельность | §11 | ||
30 | 23.04 | Человек и человечность. | Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем. | Индивидуальный, фронтальный опрос | §12 |
31 | 30.04 | Человек и человечность. | Работа в группах | §12 | ||
32 | 07.05 | Практикум по теме: «Нравственные основы жизни» | Работа с вопросами учебника | |||
33 | 14.05 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни». | Разноуровневый тест | |||
34-35 | 21.05 28.05 | Итоговое повторение. | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...