рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме

Дмитриева Людмила Валерьевна

пояснительная записка и ктп

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ       Всеобщая история  (28 часов)

№ урока

Вид

урока

Тема урока

Содержание темы

Планируемый результат

Педагогические средства

деятельности учащихся

Д/з

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (11 ч)

Глава 1. Западная Европа в V-XI вв. (6 ч)

1

Введение (1ч)

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Вводная лекция

Индивидуальная.

1(2).09

«Средние века».

Называть хронологические рамки

с элементами беседы

Анализ иллюст-

с. 6-11

Исторические источни-

периода Средневековья.

раций учебника

ки: письменные, веще-

Продуктивный уровень:

ственные, изобразитель-

Объяснять значение понятий, со-

ные

ставлять описание средневековых памятников по историческим источникам

2

Великое переселе-

Основные понятия: Ве-

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Индивидуальная.

ние народов и обра-

ликое переселение на-

Показывать на исторической кар-

материала с элемен-

Решение про-

§ 1

5.09

зование германских

родов, государство.

те территорию расселения гер-

тами организации

блемных зада-

королевств.

Исторические факты:

манских племен на территории

самостоятельной

ний.

образование германских

Западной Римской империи; опи-

деятельности уча-

государств

сывать образ жизни, быт германских племен.

Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков».

щихся

Составление схемы, сравнительной таблицы

Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига

Участие в дискуссии

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри

Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря

Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви.

Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы: составление схемы;

выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Участие в дискуссии

§ 2

8(9).09

4

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад.

Основные понятия: франки, государство, империя.

Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий

Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповая форма работы.

Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

Участие в дискуссии

§ 3.

к/к

12.09

5

Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX-XI веках.

Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.

Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод

Основные понятия: норманны, викинги.

Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.

Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов,

самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа

Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

§ 4

15(16).

09

6

Повторение по главе 1.

Систематизация и обобщение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Контрольная работа. Тест

19.09

Глава 2. Византия и славянский мир (3 ч)

7

Византийское тысячелетие.

Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.

Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

Исторические личности: Юстиниан

Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии.

Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дискуссии

§ 5

22(23).

09

8

Культура Византии.

Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы

Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Продуктивный уровень: составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе.

Сообщения учащихся по данной теме

§ 6

26.09

9

Образование славянских государств.

Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица.

Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Польского государств.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§7

29(30).

09

Глава 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч)

10

Рождение новой религии

Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях для учащихся

Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.».

 § 8,

к/к

3.10

11

Мир ислама.

Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.

Исторические личности: Мухаммед

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама.

Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Работа в парах

§ 9

6(7).10

Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч)

Глава 4. Феодальное общество (4 ч)

12

Сеньоры и вассалы.

Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян.

Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.

Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.

Творческий уровень: составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия

Комбинированный урок

Терминологический диктант

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии

§ 10

10.10

13

Средневековая деревня.

Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура

Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника

Урок-реконструкция исторического прошлого

Групповая форма работы

§ 11

13(14).

10

1

2

3

'     4

5

6

7

Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцарской культуры.

Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести

14

Средневековый город.

Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление;

мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк.

Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города

Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан

Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города, описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов.

Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

Продуктивный уровень: характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения

Изложение нового материала с элементами лабораторной работы и комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

Решение проблемного задания.

Анализ фрагмента исторического документа

§ 12

17.10

15

Повторение

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Контрольная работа

20(21).

10

Глава 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

16

Католическая церковь: путь к вершине могущества.

Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу.

Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками

Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы.

Творческий уровень: излагать суждения о связи средневековой истории с современностью

Изучение нового материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах.

Составление схемы.

Участие в дискуссии

§13

24.10

17

Крестовые походы.

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов,государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная форма работы.

Анализ текста учебника, работа с исторической картой.

Составление таблицы

§14,

к/к

27(28).

10

Глава 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч)

18

Франция: долгий путь к единству.

Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия.

Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством.

Исторические личности: Филипп II  Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповая форма работы

§ 15

31.10

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

19

Англия: от норманнского завоевания до парламента.

Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Планта-генета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента.

Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии.

Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

§16

10(11).

11

20

Германия

в ХII-XIV вв.

Основные понятия: междоусобица, курфюрст

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповая форма работы

§ 17

14.11

Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв.

Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Го-генштауфен

Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии.

Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны

Раздел III. Позднее Средневековье. XIV-XVвв. (8 ч.)

Глава 7. Западная Европа в XIV-XV веках (4 часа).

21

Крестьянские восстания во Франции в Англии.

Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество.

Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XTV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Исторические личности: Уот Тайлер

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

§ 20

17(18).

11

22

Столетняя война.

Основные понятия: дофин, национальная независимость.

Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.

Исторические личности: Жанна д'Арк

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия.

Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповые формы работы

§21,

к/к

21.11

23

Усиление королевской власти во Франции, в Англии.

Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния.

Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.

Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор

Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§22

24(25).11

24

Культура Западной Европы в  веках: новые горизонты.

Основные понятия: портрет, книгопечатание, Ренесанс, гуманизм

Творческая деятельность

Изучение нового материала

Сообщения,

тестирование

§23

28.11

Глава 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч)

25

Гуситское движение в Чехии.

Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные

Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение.

Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения

Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.

Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн

Изучение нового материала на основе анализа теста учебника и беседы

Групповые формы работы

§ 24

1(2).12

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния.

Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

Организация самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная работа

§ 25,

к/к

5.12

27

Страны Азии, Африки и Америки

Основные понятия:

самураи, татаро-монголы, касты, пагода

Исторические личности: Чингисхан, Тимур

Показывать на карте государства

Изучение нового материала, сообщения

Индивидуальная работа

§ 26-28

8(9).12

28

Повторение раздела 3.

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок закрепления знаний

Контрольная работа

             12.12

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (23 ч)

Глава 1. Русь Древняя (12 ч)

29

Введение.

Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России

Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России

Вводная лекция

с элементами беседы

с.4-6

15(16).

12

30

Древнейшие народы на территории России.

Основные понятия: колонизация, каганат, дань.

Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивны й уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей

Изучение нового и первичного закрепления нового материала

Индивидуальная работа

Рабочая тетрадь § 1

19.09

31

Восточные славяне.

Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы.

Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

Изучение нового материала

Групповые формы работы

§2

22(23).12

32-33

Формирование Древнерусского государства.

Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

§ 3,

к/к

26.12

12(13).

01

34-35

Первые русские князья.

Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь

Репродуктивны й уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

§ 4-5

16.01

19(20).

01

Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир

Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

36-37

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Основные понятия: усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Индивидуальная работа

§ 6

23.01

26(27).01

38

Культура Древней Руси.

Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

§ 7

30.01

Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

Исторические личности: летописец Нестор

Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

39

Быт и нравы Древней Руси.

Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности

Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся

§ 8

2(3).02

40

Повторение

Контрольная работа

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

тесты

6.02

Глава 2. Русь Удельная в XII-XIII веках (11 ч)

41

Начало периода раздробленности на Руси.

Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

§ 9

9(10).02

Исторические факты:

давать определение понятий; на-

экономические, соци-

зывать причины междоусобной

альные, политические

борьбы русских князей.

причины распада, поло-

Продуктивный уровень:

жительные и отрица-

выявлять причины феодальной

тельные последствия

раздробленности; раскрывать ре-

периода раздробленно-

форматорский характер деятель-

сти, образования само-

ности Владимира Мономаха.

стоятельных княжеств и земель.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах,

Исторические лично-

положительных и отрицательных

сти: Владимир Моно-

последствиях политической раз-

мах

дробленности русских земель

42-

Главные политиче-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

13.02

16(17).02

43

ские центры Руси.

удел, аристократия, рес-

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы

§ 10-11

16(17).

02

публика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы

те крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Продуктивный уровень: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества

02

Исторические личности: Ярослав Осмо-мысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо

Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

Индивидуальная работа

44-45

Нашествие с Востока.

Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические личности: Чингисхан, хан Батый

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§12

20.02

23(24).02

46-47

Борьба Руси с западными завоевателями.

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы

Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые и индивидуальные формы работы

§ 13-14,

к/к

27.02

2(3).03

Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.

Исторические личности: Александр Невский

Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского

48

49

Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. 

Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах.

Исторические личности: Александр Невский

Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

§ 14-15

6.03

9(10).

03

50

Культура русских земель в ХП-ХШ веках.

Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

§ 16

13.03

Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Исторические личности: Дмитрий Солунский

Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень: выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

51

Повторение

Систематизация и обобщение материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Контрольная работа

16(17).03

Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (19 ч)

Глава 1. Русь Московская (7 ч)

52-53

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Исторические личности: Иван Калита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы

§ 17

20.03

30(31).03

54-55

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством

Основные понятия: централизация, национальное самосознание

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

§18

3.04

6(7)

.04

Куликовская битва.

Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа

Индивидуальная работа

56

57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

Исторические личности: Иван III, Василий Ш

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 19-20

10.04

13(14).04

1

2

3

4

5

б

7

58

Повторение

Обобщение и систематизация знаний

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

тест

17.04

Глава 2. Россия в XVI веке (12 ч)

59

Московское государство в конце XV -начале XVI века.

Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день.

Исторические факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г.

Исторические личности: Иван III

Репродуктивный уровень: давать определение понятий.

Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

§21

20(21).04

60

Церковь и государство в конце XV -начале XVI века.

Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь.

Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий.

Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

§22

24.04

Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим

61

Реформы Избранной рады.

Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.

Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев

Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана rv.

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

§ 23

27(28).04

62-63

Внешняя политика Ивана Грозного.

Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§24,

к/к

1.05

4(5).

05

Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе.

Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский

Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств

64-65

Опричнина.

Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические личности: Иван IV

Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 25

8.05

11(12).

05

66-68

Русская культура и быт XVI века.

Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля.

Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры.

Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры.

Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания.

Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

/

§26-28

15.05

18(19).05

22.05

69-70

Повторение

Обобщать и систематизировать исторический материал

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Итоговая контрольная работа

25(26).05

29.05



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»

(6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

      1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.).

2.Примерной программы по истории Средних веков 6 класс, автор А.А. Ведюшкин («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 класс / М. «Просвещение» 2007) и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. 

3.Программы к завершённой предметной линии учебников по истории   для 6-9 классов под редакцией А. А. Данилова.

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что программа по истории России позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории  с древнейших времён  до конца XVI века.

Определенной новизной  программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике.  

Изучение  истории  в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений учащихся   на основе осмысления им  исторически  сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных  и социальных  установок.
  2. Развитие  способности  понимать историческую  обусловленность  явлений  и процессов  современного мира,  определять  собственную  позицию по отношению  к окружающей  реальности, соотносить свои взгляды  и принципы  с исторически  возникшими  мировоззренческими  системами.
  3. Освоение  систематизированных  знаний  об  истории человечества, формирование  целостного  представления о месте  и роли России  во всемирно-историческом процессе.
  4. Овладение  умениями  и навыками поиска, систематизации и комплексного  анализа  исторической информации.
  5. Формирование  исторического  мышления – способности  рассматривать  события  и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные  версии и оценки  исторических событий  и личностей, определять собственное  отношение  к дискуссионным  проблемам  прошлого и современности.

        Курс  «История Россия »   призван  решить следующие образовательные  задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение  методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

Программа курса «Истории Средних веков» охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.

Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья,  и  особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется истории Европы, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.

Цели курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
  5. сформировать умения:

 -  связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

 -  анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений, анализировать исторические источники;

 - сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия, работать с исторической картой;

 - давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, оперировать историческими датами.

Особенность построения курса состоит в том, что  предполагает наличие межкурсовых связей – «Истории России» с курсом  история Средних веков.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 6 классе в объёме 70 часов, из которых 28 часов на Средние века и 42 на историю России (2 часа в неделю).

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

количество

контрольных работ

Практических работ

1

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

11

1

2

2

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

9

1

1

3

Позднее Средневековье. XIV-XVвв.

8

1

2

4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

23

2

2

5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.)

19

1

1

Итого:

28/42

3/3

5/3

1 четверть

18

2

3

2 четверть

10

1

2

3 четверть

24

2

2

4 четверть

18

1

1

Резерв времени:

0

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и        основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до  XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.        .        

владеть компетенциями:        

•        коммуникативной компетенцией;        

  • смыслопоисковой компетенцией;        
  • компетенцией личностного саморазвития;        
  • информационно-поисковой;
  • рефлексивной компетенцией;
  • учебно-познавательной компетенцией;
  • профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:

-        учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2014;

•дополнительных пособий для учителя:

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
  • Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2008.
  • Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987
  • В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца  XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
  • Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;
  • Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;

• для учащихся:

  • Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2014.
  • Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.

Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

- Ведюшкин В.А. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М. Просвещение. 2009.

•Дополнительные пособия для учителя:

  • Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
  • Ведюшкин В.А.  Методическое пособие по истории средних веков. – М.: Просвещение, 2013.
  • М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001
  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
  • Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.

Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6 а, б, в классов и специфики данных классных коллективов:

6а – большая часть обучающихся (из 26 человек) с высоким уровнем мотивации, с нормальным темпом работы.

6б – класс с образовательным уровнем выше среднего.

6в – низкий образовательный уровень, слабая мотивация.        

Основные формы организации  деятельности учащихся на учебных занятиях

  1.  Групповая.
  2. Работа в парах.
  3. Индивидуальная.

 




Предварительный просмотр:

                     Календарно-тематическое планирование курса « Обществознание. 6класс (35 часов, 1час в неделю)

Дата

Тема

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности

Контроль за результатами

Д/З

1

04.09

Вводный урок

Обществознание, обществоведение, гуманность, взаимопонимание.

Объяснять цели и задачи изучения обществознания в школе.

Характеризовать структуру учебника по плану.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Стр.

4-6

Глава I. Человек в социальном измерении (13часов)

2

11.09

Человек – личность

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека.

Определять социальные факторы становления личности.

Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§1

3

18.09

Человек - личность.

Проектная деятельность

§1

4

25.09

Человек познает мир.

Познание человеком мира и самого себя.  Самосознание и самооценка. Способности человека.

Характеризовать особенности познания мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

Приводить примеры проявления различных способностей.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§2

5

02.10

Человек познает мир.

Проектная деятельность

§2

6

09.10

Человек и его деятельность.

Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условия успешной деятельности.

Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды.

Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§3

7

16.10

Человек и его деятельность.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§3

8

23.10

Потребности человека.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§4

9

30.10

Потребности человека.

Составить схему «Потребности человека»

§4

10

13.11

На пути к жизненному успеху.

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§5

11

20.11

На пути к жизненному успеху.

Проектная деятельность

§5

12

27.11

Практикум по теме: Человек в социальном измерении»

Работа с учебными текстами

13

04.12

Практикум по теме: Человек в социальном измерении»

Работа с вопросами учебника

14

11.12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении».

Разноуровневый тест

Глава II. Человек среди людей (11часов)

15

18.12

Межличностные отношения.

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§6

16

25.12

Межличностные отношения.

Работа в группах

§6

17

15.01

Человек в группе.

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§7

18

22.01

Человек в группе.

Работа в группах

§7

19

29.01

Общение.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.

Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Оценивать собственное умение общаться.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§8

20

05.02

Общение.

Работа в группах

§8

21

12.02

Конфликты в межличностных отношения.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§9

22

19.02

Конфликты в межличностных отношения.

Работа в группах

§9

23

26.02

Практикум по теме: Человек среди людей»

Работа с учебными текстами

24

05.03

Практикум по теме: «Человек среди людей»

Работа с вопросами учебника

25

12.03

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей».

Разноуровневый тест

Глава III. Нравственные основы жизни (8часов)

26

19.03

Человек славен добрыми делами.

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.

Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§10

27

02.04

Человек славен добрыми делами.

Проектная деятельность

§10

28

09.04

Будь смелым.

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§11

29

16.04

Будь смелым.

Проектная деятельность

§11

30

23.04

Человек и человечность.

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.

Индивидуальный, фронтальный опрос

§12

31

30.04

Человек и человечность.

Работа в группах

§12

32

07.05

Практикум по теме: «Нравственные основы жизни»

Работа с вопросами учебника

33

14.05

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни».

Разноуровневый тест

34-35

21.05

28.05

Итоговое повторение.

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...