Конспект и презентация к уроку обществознания в 6 классе "Символика России"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Цели урока:
1. Совершенствовать представление учащихся о государственных символах РФ;
2. Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, чувство гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
3. Развивать положительные качества личности;
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
II. Постановка проблемы.
- Внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти иллюстрации? Слайд № 1, 2, 3, 4, 5, 6.
- Скажите, ребята, можно ли назвать берёзки символом России, а пирамиды - Египта?
- А что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).
- Ч то нужно поместить под первой картинкой первого ряда? (Герб России и флаг России).
- В чём отличие двух нижних рядов изображений от верхнего ряда? ( В нижних рядах - официальные символы государств)
-Я думаю, что вы уже догадались, о чем мы с вами будем сегодня говорить. (О государственных символах России)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока «СИМВОЛИКА РОССИИ»
Цели урока:
1. Совершенствовать представление учащихся о государственных символах РФ;
2. Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, чувство гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
3. Развивать положительные качества личности;
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент, приветствие учащихся.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами проведём игру-викторину.
Учащиеся класса делятся на 3 команды.
II. Постановка проблемы.
- Внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии? Слайд № 1, 2, 3, 4, 5, 6.
- Скажите, ребята, можно ли назвать берёзки символом России, а пирамиды - Египта?
- А кто ответит, что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).
- Ч то нужно поместить под первой картинкой первого ряда? (Герб России и флаг России).
- В чём отличие двух нижних рядов изображений от верхнего ряда? ( В нижних рядах - официальные символы государств)
-Я думаю, что вы уже догадались, о чем мы с вами будем сегодня говорить. (О государственных символах России)
III. Символы России - Назовите государственные символы нашей страны. (Герб, гимн, флаг).
IV. Герб РФ 1. Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)
Задание: соберите Герб РФ из разных элементов (раздаются конверты с фрагментами Герба РФ). За каждый правильно подобранный элемент - 1 балл + 1 балл тем, кто быстро и правильно собрал.
Ученики собирают герб РФ, затем вывешивают получившийся экземпляр на доску.
- А теперь давайте с вами проверим, кто правильно собрал герб. Но для этого нужно будет поработать с документом РФ. Называется он "Конституционный закон о Государственном гербе РФ".
Работа с законом, исправление ошибок, если есть.
- Какого элемента не хватает? (ленты, соединяющей короны)
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации"
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года - Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
- Где мы можем видеть изображение герба?
- Что означает слово "герб"? (наследие)
Путешествие в прошлое (стр. 165-166):
Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана III Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел (слайд). В 1472 году Иван III заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей (Зоей) Палелог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван III воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.
У орла две головы, потому что Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении.
Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти - Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
В XVI веке в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился православный крест. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.
Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
О Георгии Победоносцеве рассказывает ученик. (Опережающее задание)!!
УЧЕНИК: Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве - государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей - дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства - государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд)
Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ (слайд)
V. Флаг РФ Задание: Соберите флаг РФ. На каждом из цветов флага сделайте надпись, что он обозначает. Командам раздаются конверты с элементами флага, они должны составить флаг РФ. (за правильность 3 балла)
- КРАСНЫЙ - храбрость, удаль, красоту.
- СИНИЙ - величие, красота, ясность.
- БЕЛЫЙ - цвет чистоты и святости.
Проверка (слайд)
- А теперь проверьте правильность выполненного задания: познакомьтесь с Конституционным законом РФ о Государственном флаге РФ.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации"
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
- Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
- Где мы обычно можем видеть флаг?
Путешествие в прошлое (стр. 169-170):
VI. Гимн.
Ещё один официальный символ РФ - это гимн. А что такое гимн? (Торжественная песня, хвала и прославление).
Задание: Наша страна в разное время именовалась по-разному, и гимны были разные. Сейчас вы прослушаете 3 гимна и определите, какой из гимнов относится ко временам Российской империи, какой ко временам СССР, а какой - современный.
- Что нужно сделать, когда ты слышишь гимн любой? (встать)
Звучат гимны: "Боже, царя храни", «Интернационал», "Гимн СССР", "Гимн РФ». (приложения)
- "Боже, царя храни!" - гимн, написанный В.А.Жуковским на музыку А.Ф Львова.
- «Интернацианал»
- "Гимн СССР" - слова С.Михалкова и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистана, музыка - А.В.Александрова.
- "Гимн РФ" - слова С.Михалкова, музыка А.В.Александрова.
А теперь обратимся к официальному документу "Конституционному закону о Гимне РФ".
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ
"О Государственном гимне Российской Федерации" (с изменениями от 22 марта 2001 г.)
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
- Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный гимн Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации утвердить музыкальную редакцию и текст Государственного гимна Российской Федерации согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.
Путешествие в прошлое (стр. 170-171):
VII. Заключительный этап урока.
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.
Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.
Давайте с вами сейчас составим синквейн на тему "Государственные символы России". (Если позволяет время).
Существительное.
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол, Глагол
Предложение по теме из четырёх слов.
Существительное-синоним темы.
IX. Рефлексия урока.
На уроке я работал(а) | Активно / пассивно |
За урок я | Не устал(а) / устал(а) |
Материал урока мне был | Интересен / скучен |
X. Домашнее задание:
1. § 16.
2. Рассказать об истории создания гербов нашего Икрянинского района и Астраханской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 7 классе "Структура Вооруженных сил России"
Данная презентация может помочь Вам в проведении урока по обществознанию в 7 классе....
Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"
Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Экономическое устройство России"
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Экономическое устройство России"...
Презентация к уроку обществознания по теме "Конституция России"
Презентация к уроку обществознания для 6 класса...
Презентация к уроку обществознания. Гражданин России.
Презентация к уроку обществознания. 5 класс. ФГОС....
Презентации к уроку "Семья в современной России" (Обществознание, 10-11 класс)
Данные презентации созданы к уроку "Семья в современной России", могут использоваться как при изучении обществознания на базовом уровне (10 класс), так и на профильном уровне (11 класс)....
Презентация к уроку обществознания в 5 кл Я гражданин России
Презентация составлена к учебнику обществознания 5 класса автор Боголюбов....