Формирование УУД на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию на тему
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды УУД : Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД О беспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД Включают общеучебные , логические действия , а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рабочие тетради-помощники в развитии УУД : "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений; заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания на анализ цифровой информации; задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников; задания на определение персоналий по приведенной характеристике.
Методы формирования и способы диагностики личностных УУД 1 .Участие в проектах : выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д. 2 . T ворческие задания . 3 .Дневники достижений : предметное портфолио помогает учителю: - создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка; - развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; -формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста; - формировать положительные моральные и нравственные качества личности; - в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный ") .
Методы формирования и способы диагностики познавательных УУД Использование ИКТ на уроках истории : Уроки демонстрационного типа. Уроки компьютерного тестирования. Уроки конструирования . Информационный поиск в сети Интернет . Использование мультимедийных пособий . 1 ) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов; 2 ) электронные интерактивные тренажеры, тесты; 3 ) ресурсы Интернета.
Методы формирования и способы диагноститки регулятивных УУД Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Действия самоконтроля и самооценки , под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Возможны следующие виды заданий : « преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; в заимоконтроль .
Методы формирования и способы диагностики коммуникативных УУД Д ля развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы . Виды заданий : составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда ; « отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); Ривин-методика Проектная деятельность .
Конструктор урока Вызов: Мозговой штурм; Игра-упражнение «Веер»; Прием «Поясните цитату»; Прием «Как вы объясните народную мудрость» ; Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» ; Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» ; Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных ; Прием «Верите ли вы, что…» ; Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал ») ; Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик») . Осмысление : Прием инсерт (пометки на полях) ; Прием «Бортовой журнал» ; Чтение со стопами ; Прием «Сводная таблица» ; Прием «Тонкие и толстые вопросы» ; Прием « Зиг-заг » ; Прием «Мое мнение» ; Прием «Мозговой штурм» ; Прием « Фишбоун » ; Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?) ; Стратегия решения проблем «Идеал» . Рефлексия : Рефлексивный экран вопросов; Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме ; Прием «Мое мнение»; Что нового вы узнали на уроке; Поговорки – зеркало настроения; «Телеграмма»; «Давайте пошушукаемся»; Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете»; «Птичий двор – зеркала настроения»; «Пейзаж – зеркала души»; «Барометр настроения»; «Точка зрения»; «Неоконченное предложение». Используемые приемы
Спасибо за внимание !! Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16
Московской области городского округа Коломна
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
подготовила
учитель истории и социальных дисциплин
Мелешко Юлия Петровна
г.о.Коломна
2014
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
Большая, я бы даже сказала значительная роль отводится подготовке учителя.
Во-первых, провести отбор содержания материала по темам;
во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения.
В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше).
Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как
- "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
- заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
- задания на анализ цифровой информации;
- задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;
- задания на определение персоналий по приведенной характеристике и
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
1.Участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.
2.Творческие задания ;
3.Дневники достижений: предметное портфолио помогает учителю:
-создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
- развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
-формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности.
Методы формирования и способы диагностики
познавательных универсальных учебных действий
Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.
Какие же условия нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы формировать познавательные универсальные учебные действия у школьника?
Использование ИКТ на уроках истории.
С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самой.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.
Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания. Информационный поиск в сети Интернет.
Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная за Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Использование мультимедийных пособий.
Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы:
1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
2) электронные интерактивные тренажеры, тесты;
3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.дача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.
Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007
4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
5. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999.
6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.
7. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.
8. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.
9. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
- Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/
- Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания
Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"
В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Данная методическая разработка является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории в школе, служит инструментом изучения процесса, использования пр...
Педагогический проект "Метод проектов как основа формирования УУД на уроках истории и обществознания"
В настоящее время в рамках реализации ФГОС у учителя возникают различные вопросы об этапах и методах формирования УУД у учащихся. Данный педагогический проект представляет мою точку зрения и предлагае...