Логико-информационный подход к изучению темы "Семья" по обществознанию 5 класс ФГОС
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Подготовка к уроку по обобщающему материалу по теме "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_kursu_logiko-informatsionnyy_podkhod_-_kopiya.docx | 8.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Семья»
класс 5, предмет обществознание, количество часов 7
Цель изучения темы: научиться овладевать способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при восстановлении исторического документа о семье на основе:
-представления о функциях образования семьи.
-понимания особенностей жизни каждой семьи.
-умения исследовать влияние семьи на общество
Планируемый результат освоения темы
Личностный: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству, проявлять интерес к учебной теме, проявлять творчество при выполнении задания,проявлять сопереживание и уважение к другим людям.
Метапредметный:
познавательные умения: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, структурировать информацию и составлять план, устанавливать причинно-следственные связи,строить рассуждения,выводы,доказательства, создавать творческий продукт.
Регулятивные умения: самостоятельно выделять и формулировать цель, составлять план и последовательность действий, планировать свою деятельность, контролировать выполнение результата.
Коммуникативные умения: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обмениваться мнениями, согласовывать действия друг с другом, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, участвовать в диалоге.
Предметный: изучать историю своей семьи, определять ее функции, составлять генеалогическое древо, работать с текстом учебника, анализировать таблицы, организовывать свое свободное время, высказывать собственное мнение, суждение.
Содержание темы
Блок А. Семья и семейные отношения
Блок Б. Семейное хозяйство
Блок В. Свободное время
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: литература
Ресурсы: учебник под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М., Просвещение 2012), презентация «Родословная Пушкиных» http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины, презентация «Семья» http://www.rusedu.ru/detail_1761.html
Форма работы школьников: индивидуальная, фронтальная
Учебные задания
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание: восстановить исторический документ на основе информации. Археологи нашли письмо, в котором была притча о семье. Из-за влаги часть текста было не разобрать, и они обратились за помощью. Вот его текст.
Притча «Тепло семейного очага».
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»
«Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома.
А та ответила, что у нее нет шубы норковой, и получила шубу.
Счастье спросило взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «Чего ты хочешь?».
«Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А ты чего хочешь?»..............
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Блок А. Семья и семейные отношения.
Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд № 1
Задание №1 (3). Назовите основные понятия: семья, поколение, авторитет, родители, дети. Фронтальная, самоконтроль.
Задание №2 (3). Назовите основные функции семьи, приведите примеры. Фронтальная, самоконтроль.
Задание №3 (3). Назвать традиции своей семьи, занятия членов своей семьи. Фронтальная, взаимоконтроль.
Задание №4 (II). Обоснуйте главную причину создания семьи. Индивидуальная, записи в тетради.
Задание №5 (У). Составить схему «Функции семьи» . Индивидуальная, записи в тетради.
Задание №1 на основе параграфа №4 учебника. Самостоятельное прочтение текста и его обсуждение по вопросам:
- назвать черты семейного очага.
- объясните слова «семья, материнство, отцовство, детство».
Задание №2 (3). Перечислить:
1) сколько поколений живет в вашей семье
2) кто является членами семьи?
Задание №3 (II). На примере родословной семьи Пушкиных выявить признаки в построении родословного древа. Индивидуальная, записи в тетради.
Задание №4 (У). Создайте родословное древо своей семьи. Индивидуальная, записи в тетради.
Диагностическое задание: построите фразу «Семья — это...»
Блок Б. Семейное хозяйство
Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд № 2
На основе параграфа 4 учебника.
Задание №1 (3). Назовите основные понятия: семейный бюджет, хозяин дома, семейные заботы, правила хозяйства. Фронтальная, самоконтроль.
Задание №2 (3). Назвать свои домашние обязанности. Фронтальная, самоконтроль.
Задание №3 (3). Назвать мужские и женские обязанности в семье. Фронтальная, самоконтроль.
Задание №4 (II). Докажите,что мужские и женские обязанности в древности отличались от современных. Индивидуальная, взаимоконтроль.
Задание №5 (У). Составьте план по теме «Семейное хозяйство». Групповая, отчет группы.
Диагностическое задание: составить схему «Черты рачительного хозяина».
Блок В. Свободное время
Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд №3
Задание №1 (3). Работа с текстом учебника стр. 40-41 и последующая беседа по вопросам
- опишите занятия ребят в свободное время
-оцените, кто из ребят с пользой проводит время?
Читают текст и отвечают на поставленные вопросы, устные ответы.
Задание №2 (3). Назовите понятие хобби? Расскажите о своем хобби. Индивидуальная, устные ответы.
Задание 3.3 (3). По иллюстрации в учебнике стр. 44-45 назовите занятия в свободное от учебы время.
Задание 4 (II). Докажите, что пословица «Делу время, потехе час» верна.
Групповая работа, отчет в тетради.
Задание 5 (У). Придумай слоган про свободное время и труд.
Фронтальная, самоконтроль.
Диагностическое задание: дополнить фразу «свободное время зависит от...»
Блок К.
Диагностический контроль .Слайд №4
Задание 4.1 (3). Напишите значение терминов: семья, поколение, родители, дети, домашнее хозяйство, семейный бюджет, личное время, досуг, хобби.
Задание 4.2 (II). Подберите и обоснуйте близкие по смыслу слова к термину «Семья».
Задание 4.3 (У). Сделать памятки «Это должен знать каждый хозяин дома для своего хозяйства».
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)
Дополните письмо на основе использованных материалов учебной темы «семья»:Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома ___________, чтобы все мои родственники __________, чтобы моя семья _________.
И счастье ________ просьбу хозяина.
Задание Б (Импровизированный уровень)
Восстановите письмо на основе материалов учебной темы и памятки.
Памятка: В письме должны быть учтены основные признаки формирования семьи, значение семьи . Кем создается семейный очаг.
Задание В (Эвристический уровень).
Восстановите письмо, используя изученные материалы.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (Самоанализ)
Для меня было__________(важно ,полезно) изучить тему «Семья» , потому что -____________.
Чтобы восстановить письмо мне нужно было знать _________.
Задание 2 ( Самооценка) Дополните предложение:
1. Я доволен(льна) ________ (вполне, средне, не доволен) своим дополнением к части утерянного письма, которое составил(а) сам(а).
2. Я оцениваю свою работу по теме на _________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....
Системно-деятельностный подход при изучении информатики в условиях ФГОС.
Концепция современного образования:системно-деятельностный подход - фундамент современного образовательного процесса....
Компетентностный подход при изучении истории и обществознания
Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....
Компетентностный подход при изучении истории и обществознания
В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...
Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса в условиях ФГОС
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативным...
Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".
«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...
Семинар "Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории" (10 класс обществознание)
Урок – семинар.Тема: «Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории.План.Как мы познаем историю общества?Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недос...