Семинар "Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории" (10 класс обществознание)
статья по обществознанию (10 класс)
Урок – семинар.
Тема: «Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории.
План.
- Как мы познаем историю общества?
- Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недостатки.
- Изучение древних цивилизаций в науке
- Цивилизации Средневековья и их особенности.
- Цивилизация и общество: Некоторые аспекты взаимоотношений.
- Группа работает по теме: «Как мы познаем историю общества?»
Цель: показать, как формировалось научное мышление в познании общества и социальных явлений.
- Археологические раскопки
- Теоретическое осмысление истории (эволюции человечества, жизнь первобытных людей)
- Группа работает по теме: «Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недостатки».
Цель: понять, что изучение истории должно основываться на системном подходе, позволяющем выделить отдельные этапы в развитии человечества.
- Труд немецких ученых К. Маркса и Ф. Энгельса формационный подход к изучению истории.
- Смены общественных формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
- Неизбежность социальных революций, классовая борьба как движущая сила общественного развития.
- Группа работает по теме: «Изучение древних цивилизаций в науке»
Цель: познакомиться с локальной теорией цивилизаций.
- Выделить уникальность, неповторимость некоторых общностей, показать роль географических, политических и других факторов в развитии общества.
- Цивилизационный подход, многообразие и особенности жизни различных обществ.
- Различные концепции по вопросу о зарождении государства. Позиции ученых в науке могут быть разделены на отдельные школы и оформлены в виде таблицы. (готовит Галиева Диана).
- Особенности существования цивилизаций Древнего Востока и Европы.
А) Древний Египет, Древний Китай, Вавилон (указать, что большую роль играло ирригационное земледелие, частная собственность не получила широкого развития, характерен разросшийся государственный аппарат)
Б) Древняя Греция, Древний Рим
В) достижения науки и культуры в эпоху античности, можно познакомить с отдельными персоналиями.
- Группа работает по теме: «Цивилизации Средневековья и их особенности».
Цель: познакомиться с развитием духовной жизни, культуры людей этого периода.
- Понятие «Средний век»
- Роль религиозных воззрений и церкви в эпоху Средневековья (привести конкретные примеры, факты)
- Развитие духовной жизни, культуры людей этого периода.
- Группа работает по теме: «Цивилизация и общество: Некоторые аспекты взаимоотношений»
Цель: показать связь взаимоотношений цивилизации и общества
- Понятия цивилизации, общества
- Аспекты взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение | 49.13 КБ |
приложение | 67.9 КБ |
Приложение | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности средневековой цивилизации
План:
1. Социально-экономические особенности.
2. Политические особенности.
3. Культурные особенности.
Изучив цивилизации древнего мира (древневосточные, античные), мы приступаем к изучению средневековых цивилизаций. Между ними – существенное сходство: они относятся к аграрному типу цивилизаций, поскольку основное население занималось сельским хозяйством. Более того, основной ценностью являлась земля. По латыни земля – это «агер». Однако нас будут интересовать не сходства цивилизаций древнего мира и средних веков, а отличия между ними. Поэтому мы будем раскрывать особенности средневековой цивилизации в различных сферах: экономической, социальной, политической, духовной.
476 год - гибель Западной Римской империи. Эта дата – грань между историей Древнего мира и Средних веков. Сам термин зародился в эпоху Возрождения: его придумали итальянские гуманисты. Для них средние века – как раз по середине между древностью и Возрождением. Итальянские гуманисты негативно относились к этому времени. Они называли средние века темными веками, намекая на засилье церкви.
Хронологические рамки Средневековья – 5 – 15 вв.Поскольку средневековье охватывает достаточно большой по объему временной промежуток, существует специальная историческая дисциплина – медиевистика (от латинского слова medium – средний), изучающая средние века.
Если цивилизации древнего мира, то есть цивилизации древнего Востока и античности основывались на рабовладельческом способе производства, а основными классами были класс рабов и рабовладельцев, то цивилизации средневековья основывались на феодальном способе производства, а в качестве основных классов выступали класс феодалов и крестьян. Если в эпоху древнего мира главной ценностью были рабы, при этом их рассматривали только в качестве материальной ценности, поскольку раб – это не человек, а, выражаясь словами древнегреческого философа Аристотеля, «говорящее орудие», то в эпоху средневековья главной материальной ценностью становится феод – земельный надел, передаваемый по наследству. Именно феод, земля выступала в качестве главного средства производства. Основные социальные классы – класс феодалов и крестьян. Что же касается духовных ценностей, то главной духовной ценностью провозглашался Бог – творец всего сущего.
Те индивиды, которые являлись владельцами феодов, образовали большую социальную группу в эпоху средневековья – феодалов. Те индивиды, которые не владели феодом, а получали его на правах пользования, образовывали большую социальную группу – крестьян. За пользование феодом крестьяне несли перед феодалом следующие повинности: 1) оброк – отдавали часть урожая феодалу за пользование феодом; 2) барщину – бесплатные работы в хозяйстве феодалов.
они принадлежат к аграрному типу; б) в политической сфере – политические конфликты: войны, восстания, правовое регулирование социальных отношений, то есть наличие законов; в) в социальной сфере – социальное неравенство; г) в духовной сфере – господство религии, дальнейшее развитие философии.
Предварительный просмотр:
Цивилизационный подход
В рамках цивилизационного подхода каждое общество рассматривается отдельно, как самостоятельный, не связанный с другими объект исследования.
Давайте рассмотрим значение термина «цивилизация». В рамках цивилизационного подхода цивилизация понимается как территориальное, культурно-географическое объединение людей, общество, сохраняющее свою идентичность на протяжении длительного времени.
Основоположником цивилизационного подхода был известный английский историк и философ Арнольд Тойнби. В своем труде «Постижение истории» он выделил ряд таких цивилизаций, например, шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую, китайскую, индусскую, исламскую и христианскую.
С точки зрения Тойнби, каждая цивилизация проходит ряд стадий развития: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение (рис. 1).
Рис. 1. Стадии цивилизаций
Развитие цивилизации определяется творческим меньшинством, которое разрабатывает программу развития общества. Если творческое меньшинство перестает оказывать влияние на общество, цивилизацию ждет упадок.
Особенностью тойнбианского понимания общественного прогресса является тот факт, что цивилизации развиваются изолированно и не в состоянии повлиять на ход эволюции друг друга. Например, египетская цивилизация в 1 тысячелетии до нашей эры уже переживала упадок, а греческая – только рождалась. Греческая цивилизация не смогла ни ускорить, ни замедлить процесс деградации египетской цивилизации (рис. 2).
Рис. 2. Египетская и греческая цивилизации
Тойнби, правда, признает, что цивилизации могут образовывать своеобразные цепочки, но их в цепочке может быть не более трех. Так, греческая цивилизация образовалась на руинах минойской (рис. 3), а западная и православная – на основе греческой.
Рис. 3. Минойская и греческая цивилизации
Таким образом, цивилизации гораздо чаще противостоят друг другу, чем дополняют.
Своеобразный вариант цивилизационного подхода представил немецкий историк Освальд Шпенглер.
Географические объединения людей Шпенглер называет культурами, а цивилизация в его понимании – это завершающий этап истории культуры, ее упадок (рис. 4).
Рис. 4. Культура и цивилизация
С точки зрения Шпенглера, завершающий этап существования культуры характеризуется подъемом материальной культуры и упадком духовной.
Цивилизационный подход также не свободен от недостатков.
Попыткой примирить формационный и цивилизационный подходы многие социологи считают подход, предложенный французским философом Огюстом Контом. Этот подход многие называют позитивистским, так как Конт был основоположником позитивизма.
В основу своей классификации Конт также положил экономический критерий, но выделил основной сектор экономики. Он разделил общество на три этапа – традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество (рис. 5).
Рис. 5. Классический позитивизм
Теорию Конта признают и современные ученые, однако они считают ее несколько устаревшей. Современные позитивисты, или неопозитивисты, как их принято называть, выделяют три этапа развития общества – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (рис. 6).
Рис. 6. Неопозитивизм
Моменты перехода общества с одной стадии на другую называются модернизацией.
Выделяют первичную и вторичную модернизацию.
Согласно этому подходу, в настоящее время мир переживает процесс перехода к постиндустриальному обществу, основой экономики которого является сфера услуг. Есть и другие названия этого этапа.
Позитивистский подход является в настоящее время общепринятым. Однако не следует отрицать и других подходов к истории человечества.
Несколько наших следующих уроков будут посвящены истории современной цивилизации. А наш сегодняшний урок на этом окончен. Спасибо за внимание.
Русские корни цивилизационного подхода
Становление цивилизационного подхода традиционно связывается с именем Арнольда Тойнби. Однако впервые этот подход появился в работах русского философа Николая Яковлевича Данилевского (рис. 7).
Рис. 7. Н. Я. Данилевский
Данилевский не пользовался термином «цивилизация», а называл устойчивые общества культурно-историческими типами. Многие исследователи считают этот термин более удачным.
Отличие концепции Данилевского от концепции Тойнби заключается в том, что основой общества признается не просто общая культура, а языковая общность. Данилевский не отрицает и взаимовлияния цивилизаций. Успехи цивилизации зависят от разнообразия элементов типа, то есть чем больше цивилизация возьмет у других, тем более устойчивой она будет.
Столкновение цивилизаций?
В 1993 году вышла работа Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В ней автор доказывает, что если XX век ознаменовался столкновением идеологий, но XXI век будет веком войн между цивилизациями.
Доказательством этого, по мнению Хантингтона, можно считать усиление позиций ислама в мире, бурное развитие китайской и вообще дальневосточной экономики, усилившиеся в ряде регионов мира религиозные конфликты и даже полномасштабные войны.
«Горячими точками» религиозных конфликтов только за последние 20 лет стали десятки стран – Индонезия, Индия и Пакистан, Нигерия, Филиппины. Столкновения на религиозной и национальной почве происходят даже в странах Европы. Всем памятен датский карикатурный скандал. 11 сентября 2001 года произошла атака на ВТЦ, которую некоторые исследователи считают первым раундом глобальной межцивилизационной войны.
Необходимо решать вопросы на основе диалога и не поддаваться на провокации.
Закат Европы
Работа Освальда Шпенглера «Закат Европы» считается одним из исследований, которые перевернули представление людей о современном обществе.
Шпенглер жил в Германии конца XIX – первой трети XX века, и это предопределило его взгляды на общество.
Несмотря на то, что сегодня мы признаем наличие научно-технического прогресса, многие современные ученые, да и обычные люди, считают себя пессимистами и не ждут от развития цивилизации ничего хорошего.
Теория субэкумен
Многие ученые не готовы отказаться от термина «цивилизация», даже учитывая его максимальную расплывчатость и неконкретность. Предпринимаются попытки выхода из этой ситуации.
В современном обществознании одним из наиболее перспективных вариантов цивилизационного подхода считается теория субэкумен. Субэкуменами предлагают называть устойчивую коалицию культур, связанных единой религиозно-философской традицией. Это слово происходит от греческого «ойкумена» – обитаемая человеком часть Земли.
Субэкуменами можно считать западнохристианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир Южной Азии (Индия и индианизированные культуры) и конфуцианско-буддиский мир Дальнего Востока (Китай и синизированные культуры).
Можно считать, что в современном мире практически все люди и социальные группы могут быть отнесены к одной из указанных субэкумен. Однако объяснить посредством субэкумен возникновение и развитие древних цивилизаций невозможно.
Предварительный просмотр:
Особенности средневековой цивилизации
План:
1. Социально-экономические особенности.
2. Политические особенности.
3. Культурные особенности.
Изучив цивилизации древнего мира (древневосточные, античные), мы приступаем к изучению средневековых цивилизаций. Между ними – существенное сходство: они относятся к аграрному типу цивилизаций, поскольку основное население занималось сельским хозяйством. Более того, основной ценностью являлась земля. По латыни земля – это «агер». Однако нас будут интересовать не сходства цивилизаций древнего мира и средних веков, а отличия между ними. Поэтому мы будем раскрывать особенности средневековой цивилизации в различных сферах: экономической, социальной, политической, духовной.
476 год - гибель Западной Римской империи. Эта дата – грань между историей Древнего мира и Средних веков. Сам термин зародился в эпоху Возрождения: его придумали итальянские гуманисты. Для них средние века – как раз по середине между древностью и Возрождением. Итальянские гуманисты негативно относились к этому времени. Они называли средние века темными веками, намекая на засилье церкви.
Хронологические рамки Средневековья – 5 – 15 вв.Поскольку средневековье охватывает достаточно большой по объему временной промежуток, существует специальная историческая дисциплина – медиевистика (от латинского слова medium – средний), изучающая средние века.
Если цивилизации древнего мира, то есть цивилизации древнего Востока и античности основывались на рабовладельческом способе производства, а основными классами были класс рабов и рабовладельцев, то цивилизации средневековья основывались на феодальном способе производства, а в качестве основных классов выступали класс феодалов и крестьян. Если в эпоху древнего мира главной ценностью были рабы, при этом их рассматривали только в качестве материальной ценности, поскольку раб – это не человек, а, выражаясь словами древнегреческого философа Аристотеля, «говорящее орудие», то в эпоху средневековья главной материальной ценностью становится феод – земельный надел, передаваемый по наследству. Именно феод, земля выступала в качестве главного средства производства. Основные социальные классы – класс феодалов и крестьян. Что же касается духовных ценностей, то главной духовной ценностью провозглашался Бог – творец всего сущего.
Те индивиды, которые являлись владельцами феодов, образовали большую социальную группу в эпоху средневековья – феодалов. Те индивиды, которые не владели феодом, а получали его на правах пользования, образовывали большую социальную группу – крестьян. За пользование феодом крестьяне несли перед феодалом следующие повинности: 1) оброк – отдавали часть урожая феодалу за пользование феодом; 2) барщину – бесплатные работы в хозяйстве феодалов.
они принадлежат к аграрному типу; б) в политической сфере – политические конфликты: войны, восстания, правовое регулирование социальных отношений, то есть наличие законов; в) в социальной сфере – социальное неравенство; г) в духовной сфере – господство религии, дальнейшее развитие философии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Компетентностный подход при изучении истории и обществознания
Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....
Компетентностный подход при изучении истории и обществознания
В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...
Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".
«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...
презентация к уроку "Формационный и цивилизационный подход к изучению истории"
Презентация содержит основные дедактические еденицы необходимые для усвоения материала и контроль знаний....
Выступление на тематическом педсовете "Практико-ориентированный подход в изучении истории и обществознания"
Материал представляет собой текст выступления на педагогическом совете школы....