Урок по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) по теме
Тема урока: «Духовные ценности российского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_l.p._vysokikh.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 классе
Тема урока: «Духовные ценности российского народа»
Цель урока:
- Образовательная:
- обобщить знания учащихся по данной теме;
- определить значения духовных ценностей для развития человека.
- Развивающая:
- Формировать умения излагать свою точку зрения с аргументами, развивать творческие способности.
- Воспитательная:
- Формирование осознанного нравственного поведения;
- Формировать культуру общения, толерантность.
Тип урока: этический практикум
Оборудование:
- учебник под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова;
- мультимедийное приложение «Обществознание 6 класс»;
- Мультимедийный проектор, экран, 14 ноутбуков;
- Раздаточный материал – портреты (приложение 1)/
Использованные технологии: исследовательская, информационная, личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества.
Прогнозируемые результаты:
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- Развитие толерантности.
Ход урока
Слово учителя:
1.Организационный момент
Понятие добра и зла, добродетели и порока волновали людей всегда. Мудрецы, жившие в разные времена и в разных странах, искали ответы на вопросы: каким должен быть человек, каких жизненных правил ему следует придерживаться, как мир относится к человеку?
Притча «Мир – большое зеркало»
Ученик спросил учителя:
- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал Учитель.
«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы.
Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо.
Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Утром слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными изображениями».
- Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало.
- Значит, благодаря людям это зеркало отражает добро, любовь, взаимопомощь, участие, радость, честность, справедливость, ответственность», - задумался ученик.
- Мир именно таков, каким мы его делаем, - ответил Учитель.
Мораль:
Весь мир вокруг нам наши мысли отражает,
И если ты настроен сразу против всех,
Тебе судьба врагов по жизни посылает,
А с добрым сердцем будешь счастлив без помех!
И на улыбку – сто улыбок повстречаешь,
А если мир воспринимаешь ты в штыки,
Ты биться в зеркало упрямо продолжаешь,
Где жизнь в ответ тебе оскалила клыки…
(Отрывок из стихотворения «Пугливая собака» Ю. Черешенка).
Давайте об этом помнить. Очень многое зависит от человека в его отношениях с другими людьми и окружающим миром.
2. Актуализация знаний по теме «Духовная сфера» (используется прием «Верные и неверные утверждения»). Вопросы дети обсуждают в паре. Обсуждение в классе строится с аргументацией ответов (работают, используя тренажер мультимедийного методического пособия к учебнику «Обществознание 6 класс», авторы А.И. Кравченко и Е.А. Певцов).
Тема сегодняшнего урока «Духовная нравственность российского народа».
У каждого народа есть духовные ценности — нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей — общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.
Работа с учебником: выписать общечеловеческие ценности и привести пример. Работа выполняется в виде таблицы:
№ п/п | Общечеловеческие ценности | Пример |
1 | … | …. |
Слово учителя:
А теперь рассмотрим ценности, отражающие национальный характер российского народа.
Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.
В связи с этим мы не можем не поговорить о толерантности. В современных условиях у детей зачастую довольно рано формируется агрессивное отношение ко всему незнакомому. Это плохо сказывается на взаимоотношениях с окружающими, влияет на психику, лишает окружающих счастья.
Сейчас мы оценим опережающее домашнее задание по теме «Мой толерантный мир» (в качестве домашнего задания было предложено: создать презентацию, нарисовать рисунки, написать мини-сочинение, подобрать афоризмы о толерантности и т.д).
Демонстрация работ.
После демонстрации работ учитель предлагает ученикам еще раз с помощью учебника выделить духовные ценности российского народа и напомнить, что это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России.
Демонстрация портретов с комментариями. (Портреты проецируются на экран).
3. Рефлексия
Происходит возврат к верным и неверным утверждениям. Учащиеся корректируют выполненные работы до изучения темы.
4. Подведение итогов урока
Итоги выполненных работ выводятся на монитор ПК. Результаты своей работы каждый ученик видит сам.
Домашнее задание. Подготовка к контрольно-обобщающему уроку по теме «Духовная сфера общества».
Приложение 1
Александр Невский
Дмитрий Донской
Петр Великий
Сергий Радонежский
Михаил Ломоносов
Александр Суворов
Дмитрий Менделеев
Георгий Жуков
Юрий Гагарин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....