Работа с одаренными детьми
статья по обществознанию (11 класс) на тему
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической
1 этап.
1.Создание банка одаренных детей. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету ( в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.
2. Создание банка заданий.( Подбор специальной литературы для подготовки к олимпиадам, архив олимпиадных заданий прошлых лет, интернет- ресурсы)
1)На основе положительных результатов усвоения школьной программы по предмету отбираются заинтересованные в истории и обществознании учащиеся и приглашаются на школьную олимпиаду по предмету.
2)По результатам школьной олимпиады создается "рабочая" группа учащихся, с которой проводится дальнейшая целенаправленная работа
Идеальным контингентом для подготовки к олимпиадам являются высокомотивированные к освоению материала учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).
3 этап: Развитие познавательной активности "рабочей" группы учащихся
1. Обеспечение специальной литературой. Знакомство с интернет- ресурсами и сайтами для подготовки к олимпиадам
2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
3 Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия: кружки, элективы, консультации. Проводятся групповые тренинги и индивидуальные занятия.
. При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов:
1.Деятельностный подход и максимальная самостоятельность – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждениЙ. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
6. Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать!
Только дайте ему светить».
Сократ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества
«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...
РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....