Человек славен добрыми делами
план-конспект урока (обществознание , 6 класс) по теме
План - конспект урока по оществознанию в 6 классе.
1.Цель урока:
Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,
Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.
2.Задачи:
Личностные:
Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,
учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Метопредметные:
Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.
Предметные:
Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»
3.Тип урока: открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_slaven_dobrymi_delami.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Человек славен добрыми делами
(Тема урока)
- ФИО учителя: Енютина Ольга Викторовна
- Место работы: МБОУ СОШ №16, г. Балаково, Саратовская обл
- Должность: Учитель истории и обществознания
- Предмет: Обществознание
- Класс: 6
- Тема и номер урока в теме: Добродетели, урок №1
- Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009
- Цель урока:
Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,
Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.
- Задачи:
Личностные:
Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,
учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Метопредметные:
Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.
Предметные:
Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»
- Тип урока: открытия нового знания
- Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.
- Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев. М.: ВАКО,20011
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивации | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. | Приветствуют учителя и друг друга (выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку) | Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию Коммуникативные | 1 |
2 | Актуализация | Демонстрация видеоролика: Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:http://video.meta.ua/4700017.video (приложение №1) Организует диалог с учащимися по вопросам: О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым? | Просмотр мультфильма (1 мин) Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения | Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативные слушают мнение др.учеников | 3 |
3 | Выявление места и причины затруднения | Добрые поступки или люди? Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №2): Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок? Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока. Проблемный вопрос: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? | Слушают Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь | Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,) Коммуникативные Познавательные (общеучебные, формулирование проблемы) | 5 |
4 | Построение проекта и выхода из затруднения | Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос? На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? | Определяют способ и средства построения нового знания Составляют план работы:
| Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем) Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование Коммуникативные | 5 |
5 | Реализация построенного проекта | Работа над понятием «добро» Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете Что для вас добро? !!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО Работа над понятием ЗЛО Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. Запишите определение понятия ЗЛО. Почему люди ценят добро? - Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 192-193 | Самостоятельно выполняют задние (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.) отвечают ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок Самостоятельно выполняют задние: ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру Читают текст по ролям и отвечают на вопросы | Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, | 8 |
Физ. минутка | Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…» с кадрами из мультфильма «День рождения кота Леопольда»http://www.youtube.com/watch?v=LxZjOL_z1wc | Физ. минутка | Личностные Коммуникативные | 1 | |
Организует работу с главным правилом доброго поведения: Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали». | Читают текст на с. 197: рубрика «Путешествие в прошлое» | 2 | |||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Беседа по Вопросам: - Какие поступки можно назвать добрыми? - Чему учит нас золотое правило? - Почему главное правило морали называют золотым? - Почему это правило живет много тысяч лет? - Считаешь ли ты себя добрым? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения | Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные | 4 |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует сам. Работу учащихся в парах: Тест 24. «Человек славен добрыми делами». (контрольно-измерительные материалы). | выполняют тест и осуществляют самопроверку | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | 7 |
8 | Включение в систему знаний и повторения | Или Вариант 2 . Организует беседу подводящую учеников к выводу: Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. ? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) ? Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….) | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы Подводят итог урока | Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,) коммуникативные (участие в продуктивном диалоге, самовыражение: монологические высказывания разного типа.) Познавательные общеучебные Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию | 5 |
9 | этап рефлексии учебной деятельности | Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется» http://www.youtube.com/watch?v=bSSLC0Zg6dw - Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке? - мое ощущение на уроке? - как оцениваешь свою работу на уроке? домашнее задание: §19, читать, задания на выбор: - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. - составить правило «Как быть дорым» - начать работу над проектом «Мои добрые поступки» | Просмотр клипа (5 мин) Беседа по вопросам Самооценка Выбор д/з | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию | 7 |
Приложение №1. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Приложение №2 Притча об императоре, который любил птиц
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс
Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...
Человек славен добрыми делами. Обществознание. 6 класс
Базовый учебник: Боголоюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс (Просвещение, 2008 г.)Цель урока (краткое описание): подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым....
Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»
Цели урока: Сформировать представление учащихся о добре ,доброте и добрых делах. На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком . Предметные результа...
Урок обществознания в 6 классе "Человек славен добрыми делами" УМК Л. Н. Боголюбова
Урок открытия новых знаний с применением ИКТ. Воспитывает чувство необходимости совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. УМК Л. Н. Боголюбов...
Презентация. Человек славен добрыми делами.
Презентация к уроку обществознания. 6 класс....
Человек славен добрыми делами
Если человек совершает плохой поступок, то у него на душе становится тяжело. Когда человек попробует снять камень с души, ему становится легче. Добро помогает тебе и другим, оно приносит...